Про лежанку

Однажды осенью братья-близнецы едва не продрогли...

Стояла сырая, промозглая погода… Нужно было успеть до темна сложить в поленницу дрова. Ещё днём отец с двумя дошкольниками-сыновьями напилили кучу берёзовых чураков. Мальчишки весело работали на переменку звенящей двуручной пилой. Из-под её зубьев сыпался по обе стороны от бревна осенний снег жёлтых опилок: горсть - одному, горсть - другому. А потом отец раскалывал чураки железным колуном с длинной дубовой рукояткой. Теперь братцы опасливо стояли поодаль (один слева, другой справа) и смотрели… Колун с размаху опускался на чурак и тот возмущённо крякал, как слышалось одному из братьев. Другому же казалось, что это отец бодро покрякивает при каждом ударе.

Однако братцы не просто смотрели и слушали. Когда поленья разлетались на обе стороны – отец выбирал себе очередной чурак. А близнецы тем временем собирали (каждый со своей стороны) свежие, пахнущие деревом дрова и тащили их к поленнице. Эта дровяная кладка пристроилась под навесом у сарая и теперь, стараньями мальчиков, подрастала кверху, ряд за рядом. Однако ещё засветло, когда в куче оставалось несколько кряжистых чураков, отец остановил работу.

- Папа, давай закончим всё сегодня – пока светло! – воскликнул один из братьев.
- И мы ещё достаём до верха поленницы! – подхватил другой. – Или ты устал?

Отец аккуратно складывал толстые чураки возле сарая...
- С этими упрямыми кряжами сейчас сложно справиться. Я займусь ими после, когда придёт зима. Мороженое дерево расколоть гораздо легче. А сейчас пора растапливать нашу грубку – тем более, что вы уже мёрзнете без работы. Посмотрите на свои красные носы. Бегите домой, попросите у мамы горячего киселя! Да захватите с собой несколько поленьев.

Братья посмотрели друг на друга и тут же задрожали от холода. Схватив по паре поленьев, с победными криками они бросились к крыльцу родного дома. Отец наколол лучинок, отодрал немного бересты и с охапкой дров пошёл следом за сыновьями.

Немного погодя мужская компания сидела на скамье перед небольшой комнатной печкой-грубкой. Братья хлебали фруктовый кисель из глиняных кружек, а отец при помощи бересты и лучин разжигал сложенные в печи дрова. Скоро в топке запылал огонь, роняя отблески на тёплые лица – отцовское посредине и сыновние по сторонам.

- Пап, а почему бабушка называет нашу грубку лежанкой? – спросил один братец. – Где же тут лежать? На этот длинный, но узенький приступок можно только валенки поставить… Я-то конечно помещусь там на боку, спиной к печке, когда она нагреется…
- Это скорее стоянка какая-то! – невесело придумал другой. – А где-же тогда я улягусь погреться?

Отец задумался, глядя на уютный огонь в печной топке…
- У вашей бабушки осталась привычка. Когда она была молодой, как ваши старшие сёстры, её большая семья жила в другой деревне. В их доме грубка имела широкую тёплую лежанку, где помещались один-два озябших человека. Но для такой печи нужна комната попросторнее нашей. Поэтому наша грубка – стоячая, а её тепла всё равно хватает на всю ночь – для всех нас и ещё для гостей. Она удобно, как стена разделяет спальню и гостиную. И при случае каждый может прислониться с передней ровной стороны – погреть спину. Или пойти в кухню и забраться по лесенке на большую печь…

- Здорово! – воскликнул один из братьев и, поставив кружку на печной приступок, махнул прислоняться к белой нагретой стене. – Это и вправду тёплая стоянка…
- Дай-ка я тоже прислонюсь! – вскочил второй. – Теперь мы с тобой как слоны, которые всегда стоят… Но когда я вырасту – то построю дом попросторнее, чтобы в нём поместилась лежанка. Бабушке уже трудно забираться на высокую кухонную печь.

Отец прикрыл печную дверцу, поправил поддувало и символически присоединился к сыновьям. Воздух в комнате нагрелся и можно было приступать к вечерним домашним занятиям. Тем временем на печной приступок, почуяв тепло, мягко вспрыгнула кошка Мурка. Поджав передние лапки, она устроилась поудобнее на своей лежанке – сладко щурила зелёные глаза и сонно слушала семейные разговоры…

Прошло шестьдесят лет, но именно в нынешнюю осень, покуда отопление в квартире не включили, мне припомнилась эта тёплая-тёплая история.

13.09.2022 Северное Измайлово


Рецензии
Эта история основана на реальных событиях. Комнатные печки у нас, как и в других юго-западных областях, называют по-малороссийски "грубками". У нашей, предназначенной только для обогрева, и трубы отдельной не было - она соединялась под потолком с кухонной печью... Впрочем, рассказ конечно не про грубку и не про лежанку, а про семейное домашнее тепло.

Константин Савкин   15.09.2022 13:17     Заявить о нарушении