Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 13. 09

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============

                НАШИ СОСЕДИ - ЛЯДСКИЕ.
                ======================

             Соседи Лядские,были по своей национальности - евреи. Старый дед -
- Илья Лядский,его жена- баба Лядская,их дочери: Мария Ильинична и Наталия Ильинична (врач),муж Наталии Ильиничны,Яков Исаакович (врач) и их дети: старший
сын- Сашка Лядский и младшая их дочка- Линка Лядская,- 1951 года рождения.
Линка Лядская была моей одноклассницей,в дальнейшем.Она стёрто переболела полио-
мелитом и хромала слегка.У неё был дефект речи и она заикалась.
У Линки Лядской были чёрные с синим отливом,вьющиеся кудри и огромный,шёлковый,ярко-красный бант на мокушке.Так,что она мне считалась и соседкой по двору и одноклассницей- одновременно.
             Дед Лядский -был очень высокого роста,прямой,старый дед. На его лысой
голове,всегда была соломенная,жёлтая шляпа с полями,на глазах - очки в круглой оправе,в правой руке была палка. Он всегда гордо и высоко держал голову.
Меня,он почему-то звал Мишуткой,а не Мансуркой,хотя я и говорил,что меня зовут Мансуркой,но он всегда ,почему-то звал - Мишуткой.
             При мне,напротив своего сарая,на своём,деревянном ящике для угля,дед
Илья Лядский чистил рыбу-чехонь ножом,освобождая её от чешуи,и тут-же не стесняясь
меня,маленького 6-летнего мальчика,справлял свою малую нужду,мочился и одновременно очень громко пукал и говорил мне: - Скажи,Мишутка,а правда это похоже
на пионерскую музыку?
- Я -Мансурка,а не Мишутка!- напоминал я ему своё имя.
-Какая разница: " Мансурка - Мишутка "- всё равно! говорил дед Лядский и снова начинал громко пукать и спрашивал меня ,опять:
- Мой пук похож на пионерскую музыку?
Я,на это,смеялся,ничего не отвечая на его вопрос и он говорил мне:
- Мишутка-это не шутка!
Бабушка Лядская была двойником актрисы театра и кино,пожилой уже-Лии Ахеджаковой. У неё был на голове огромный,коричневый,в бежевую ,крупную клетку и
с кистями,бурый пиджак и болотного(коричнево-зелёного,в смеси) цвета.
             Когда она появлялась около сарая,я останавливался с ней,поговорить.
Она очень  любила русскую литературу и особенно стихотворение М.Ю.Лермонтова -
- СМЕРТЬ ПОЭТА,она открывала свой сарай,ныряла в подпол и...начинала для меня,декламировать это лермонтовское стихотворение,которое она просто обожала:

    
                Погиб поэт.
                Невольник чести!
                Пал,оклеветанный молвой.
                С свинцом в груди
                И жаждой мести,
                Поникнув гордою главой...


             Так декламируя,специально для меня,баба Лядская опускалась в подпол
своего сарая,из которого неслись ароматы квашенной капусты,солёных и маринованных огурцов и помидоров,мочёных яблок и солёного арбуза...А я,тем временем,уходил во двор,оставляя бабу Лядскую,в сарае ,в подполе,по-прежнему,декламирующей стихи Лермонтова,специально для меня и совершенно не догадывающейся,что я уже ушёл из её сарая.
             А с другой стороны сараев,шла покачивая,своим толстым ,своим задом,тоже еврейка по национальности,старая Моисеевна,- бабушка Лорки Хлыбовой.
Я тоже останавливался с ней,поговорить:
- С базара,Моисеевна?  - спрашивал я её.
- Да! На базаре курэй много,дешёвка!Пошла домой,робыть каклеты для Лоркы,с хроном! Да и рибу-короп надо поджарить!..
            И бабушка Моисеевна,плавно качая своим толстым задом,уходила медленно,к себе ,домой.
И тогда,поговорив с бабушкой Моисеевной,я возвращался в сарай Лядских и едва мог
сдержать свой смех:

                - А вы,надменные потомки...

Декламация лермонтовского стихотворения продолжалась.Видимо,увлечённая своим любимым,лермонтовским стихотворением,бабушка Лядская и не подозревала,что тихонько улизнул из её сарая,поговорил с другой бабушкой-еврейкой,Моисеевной,бабушка Лядская очень старалась для меня и рассказывала наизусть любимое,лермонтовское стихотворение для меня.
             Зимними ночами,одев на правую ногу-серый валенок с отрезанным голенищем,на левую ногу,одев чёрный валенок с отрезанным голенищем,бабушка Лядская ,ходила между сараями,как одержимая.Она всегда зудила и ругала своего мужа-деда Илью Лядского. Бабушка Лядская мне всегда жаловалась и говорила:
- У меня,в семье,- все подурели,одна я - осталась умной!Их-ти,бозе мой!- и бабушка Лядская ныряла в свой сарай.
              Наталия Ильинична Лядская-врач,каждую осень и каждую весну - сходила с ума.Наверное ,это было у Лядских - наследственное.
История семьи соседей Лядских,под конец,будет очень трагическая: в бесконечной
войне Аравии и Израиля,у деда - Ильи Лядского " поехала крыша "и он залёг в постель и сказал:- Я поднимусь с постели,только тогда,когда Аравия и Израиль перестанут воевать между собой и подружатся!А если -нет,то буду лежать в постели,до смерти! Так дед Илья Лядский выражал свой политический протест по-поводу войны арабов с евреями.
              Ихнего зятя- врача,Якова Исааковича -вдруг,неожиданно парализовало
и у него отнялся язык из-за инсульта. Когда к нему,подходили люди,то он не мог
вообще произнести никаких слов,а только громко выл,кричал,визжал,стонал и громко
плакал.Нам,очень было его жалко.
Стоны и жалобные вопли бедного Якова Исааковича стояли очень долго у нас,в ушах.


                СВИНАЯ ЩЕТИНКА.
                ===============

              Как-то раз,в конце лета,у нас,во дворе,с нашей стороны сараев,с южной её половины,недалеко от смитников,какие-то незнакомые соседи закололи свинью,а потом вытащили из неё все внутренности,стали промывать водой,потом стали палить её шкуру из газовой горелки.
              На это ,очень интересное зрелище собралось очень много детей и людей.Все с огромнейшим интересом ,смотрели.Запахло горелой свиной щетиной.
Я тоже подошёл поближе и стал смотреть,как палят свинью. Газовая горелка горела синим огнём и гудела монотонно.
              Внезапно,подул ветер и...одна палёная щетинка...залетела в мой от-
крытый рот и я...нечаянно проглотил её. Мне сразу-же затошнило.Я побежал домой.
Тошнота усиливалась. Папа- Рагиб Румович Садыков,мама - Блюма Моисеевна Зофман-Садыкова и старшая сестра Хадича сразу-же засуетились вокруг меня,пытаясь мне,хоть чем-нибудь помочь.
              Папа,в моей маленькой комнатке,закрыл окно полностью,бордовым,шерстяным,тонким одеялом с коричневыми и белыми полосами у его концов,чтобы дневной свет не проникал в мою комнатку и не раздражал меня.
              Папа включил в моей комнатке,электрический свет. Мама постелила мне постель,я лёг в постель.Сестра Хадича набрала в грелку горячего кипятка,завинтила пробкой,грелку,и положила к моим ,холодным ногам,предварительно,замотав её рубашкой,чтобы не было так горячо для моих подошв.Сама она накрыла меня зимним,тёплым одеялом,в пододеяльнике. Руки и ноги
у меня -были холодные,как у лягушки-лапки,но благодаря грелке- стали согреваться.Мама сидела рядом на кровати,а мне тошнило и говоря современным языком- " колбасило " и трясло в ознобе.
              Папа,мама и сестра Хадича- были очень встревожены моим состоянием
моего здоровья.Папа заварил крепкий чай (заварку),специально для меня,сделал ШИПУЧКУ из воды,уксуса и соды. Я выпил эту шипучку и мне стало намного легче.
Потом,я выпил охлаждённую,крепкую чайную заварку. Тошнило уже периодами.
              Я стал засыпать понемногу.Грелка приятно грела мои подошвы,внутри
одеяла было очень приятное тепло,озноб кончился.
Темнело.Так я и заснул в своей комнатке,под тёплым одеялом и горячей грелкой.
Ночью повторилась та-же история.Меня тошнило,рвало,опять знобило.
Я пил то чайную,охлаждённую,крепкую заварку,то шипучку.Вот так мне было плохо 4
дня.Потом,постепенно всё прошло и меня перестало колбасить.
              Было такое впечатление,что я отравился.Я долго думал: что мне такое влетело в рот: свиная щетинка или что-то другое?
Я был очень нежным и очень впечатлительным ребёнком и если съедал обед,то должен был лечь на кровать,чтобы полежать и отдохнуть.
Меня почему-то всегда очень часто тошнило.
Это было вероятно оттого,что меня часто глазили,ведь я был очень красивым мальчиком.

               ( Продолжение следует).


Рецензии