Лелей дитя, и оно устрашит тебя

   Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат премудрому Сираху в изречениях Ветхого Завета. Там же сказал царь Соломон: «Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгой, он не умрет…. и спасешь его душу от преисподней»
    На заре человеческой цивилизации, при первобытно-общинном строе, воспитание детей, как таковое, по-видимому, отсутствовало. Все усилия людей были направлены на выживание. Опасности были явными и понятными и поэтому дети, которые вообще доживали до пяти лет, вполне их осознавали.
    В древнем мире, когда появилось усложнение уклада жизни (поселения, небольшие города-государства), возникла необходимость овладения ремеслами, навыками военных действий. С развитием торговли, письменности, арифметического счета появилась необходимость обучения детей в специальных школах, чтобы, в свое время, они могли поддержать жизнь общины на должном уровне. Для этого нужно было их дисциплинировать, а самым удобным средством считалось наказание. Ребенок в этот исторический период считался принадлежностью родителей, которые могли распоряжаться им, его жизнью и смертью.
    Американский психолог Ллойд Демоз разработал теорию «психоистории». Он утверждает, что в развитии человечества большую роль сыграло смягчение отношения к детям. В «новое время» (начиная с 18-го века) наступил процесс эмпатии  внутри семьи: признание ребенка личностью, снижения уровня диктата со стороны родителей. Поколения, выросшие в смягченных условиях, дальше закрепляли ее как культурную норму, постепенно применяя ее к категориям «униженных и оскорбленных», инвалидов, низших классов и, наконец, нецивилизованных, диких племен. Надо сказать, что работа Л. Демоза не признается  широким кругом мировых психологов, но я сочла нужным упомянуть ее для полноты картины.
    В период средневековья уровень производительных сил не мог обеспечить все население даже минимумом потребностей. Случались засухи, неурожаи, падеж скота т.д. Люди по природе ленивые, не желающие учиться ничему, не подчиняющиеся правилам социального общежития, становились первыми жертвами голода, нападения врагов. Поэтому телесные наказания детей считались неотъемлемым участником воспитания подрастающего поколения. Особенно жесткому воздействию подвергались дети в кочевых племенах, которые жили за счет освоения новых территорий. Для этого каждый мужчина (иногда и женщина) племени должен был быть воином.
    Нельзя сказать, чтобы детей не любили – их старались наказывать так, чтобы не изувечить. Самым подходящим средством для этого были гибкие прутья – розги. Они использовались, в основном, в Европе. На Востоке, в связи с отсутствием нужной растительности, предпочитали кожаную плеть, в Китае практиковали удары бамбуком по пяткам. Наказывали родители и учителя, имея на это полное право.
    Святитель Тихон Задонский писал: «Юнии ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони необученные и свирепеющие ….люби детей своих и наказуй их…..чтобы не плакал ты от них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна».
    В то время появились первые труды, которые можно считать началом педагогической науки. Один из основателей – Ян Коменский – признавал наказание детей «совершенной необходимостью». Наказаниям подвергались и дети крестьян и дети королей. Все помнят произведение Марка Твена «Принц и нищий» и персонаж: мальчик для порки (16 век). Доставалось от учителей в детстве и российским императорам, например, Николаю Первому (19 век). В «эпоху просвещения» (18 век) появилась идея воспитания детей без применения телесных наказаний. Разумеется, эти идеи витали в дворянском обществе и не затрагивали уклад жизни основного народа.
    На законодательном уровне это произошло в конце 18 века в Речи Посполитой; отменили телесные наказания в учебных заведениях. Но дело как-то не пошло, и в 19 веке везде – и в Европе и в Азии и в Америке – в школах применяли еще телесные наказания.
    В жизнь семьи общество старалось с этим вопросом не вмешиваться, за исключением, если наказание подвергало ребенка увечью или смерти. Практиковались т.н. «отсроченные наказания» - выделялся день, например, суббота, когда детей подвергали порке за все недельные провинности.
На протяжении всей истории человечества никогда (до середины 19 века) не возникал вопрос: а что, кроме боли, испытывает ребенок во время публичного наказания? А ведь оно происходило в почти обнаженном виде в присутствии зрителей! Первым поднял этот вопрос наш известный хирург Пирогов. Он писал, что публичное телесное наказание детей «безнравственно и наносит непоправимую травму психике ребенка, унижает его».
   В начале 20 века появилась теория воспитания детей, разработанная Марией Монтессори. Ее педагогическая система кратко может быть изложена в пяти принципах, парадоксальных для того времени и не всеми принимаемых сейчас.       Приведу только три из них.
    1.Дети способны к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.
    2.Чтобы заинтересовать детей награда и наказание не обязательны.
    3.Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.

    После Октябрьской революции телесные наказания в учебных заведениях запретили. В Европе (в Англии) это продолжало практиковаться до середины 20 века.
    В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка.
    В современной России запрет на телесные наказания детей отсутствует, но их применение на законодательном уровне может быть расценено как нанесение побоев с последующим преследованием, в т.ч., уголовным. Разрешено бить детей в семье в странах: США, Китай, Индия, Пакистан, страны Азии, Африки.
    Как говорится: шли, шли – к чему пришли? Конечно, современных родителей в России интересует прежде всего:
    1.Считать ли шлепок по определенному месту или подзатыльник телесным наказанием?
    2.Как воздействовать на ребенка, который не приемлет для себя никаких ограничений, устанавливает в семье свои правила?

    Конечно, шлепок или подзатыльник, полученный «в сердцах» от родителя, доведенного до крайней степени раздражения своим чадом, вряд ли нанесет ребенку вред, но и вразумит ненадолго. Сопоставив удовольствие от шалости с ущербом от шлепка, он поймет, что можно не обращать внимания на раздраженного родителя. Люди рождаются с разным темпераментом, холерик будет доставлять хлопот больше, чем флегматик. Кроме того, нужно различать подвижность от «расторможенности». Иногда дети нуждаются в лечении у невролога, а не в наказании. Если ребенку с младенчества не ставили в семье никаких рамок в поведении, то жаловаться родители должны на себя, в будущем их участь достаточно плачевна. Нельзя научить ребенка ничему, не установив в семье определенные правила семейного общежития, которые должны выполнять все члены семьи. При этом самая пагубная практика, когда один родитель разрешает то, что другой запрещает. Оба родителя должны выступать «одним фронтом».
    Разумеется, в современной семье уже много десятков лет не вспоминают о настоящих телесных наказаниях для детей. Самая эффективная практика – это воспитание методом естественных последствий, которые наступают после нарушения рамок в поведении, установленных для ребенка, лишение лакомств, развлечений, обещанных подарков и т.д.
    Воспитание заключается не в порицании поступка, а в том, чтобы заставить испытать его последствия. Разумеется, это не касается неразумных поступков, которые могут угрожать здоровью и жизни ребенка. Конечно, нужно разъяснить ребенку, не угрожающие его безопасности, «последствия», но сделать это один раз и дальше не напоминать об этом. После того, как нежеланное событие все же произошло, не нужно «злорадствовать», говорить ему: «А ведь тебя предупреждали!», «Так тебе и надо!».
    Простенький пример. Расшалившийся ребенок опрокинул на себя тарелку с едой, и испачкался. Нельзя кидаться его мыть, переодевать в чистое. Напротив, нужно спокойно дать ему испытать дискомфорт от грязной, мокрой одежды или предоставить ему самому ликвидировать последствия своего поступка – пусть сам помоется и переоденется. Если он просто для удовольствия сломает игрушку, не спешите ему покупать новую, мотивируя отсутствием материальной возможности или другими причинами.
    Самый большой вред наносит диктат ребенка в питании; нужно, конечно учитывать его нелюбовь к некоторым продуктам, но идти на поводу у него нельзя. Это начинается в раннем детстве и закрепляется им как возможность «давить» на родителей и в других вопросах.
    Вместо исполнения хаотично возникающих «хотелок» нужно уделять больше внимания интеллектуальному общению с ним. Считается, что мозг ребенка наиболее интенсивно способен воспринимать информацию от рождения до возраста пяти – семи лет. Конечно, и после этого возраста ребенок продолжает развивать свои способности, но ранний возраст считается уникальным потому, что в это время поступающая информация (даже если она не совсем понятна для него) как бы записывается в памяти на магнитную пленку и хранится там до востребования.        В дальнейшем, при получении информации на соответствующую тему, например, в школе, она автоматически извлекается оттуда, и человек более успешно осваивает учебный материал. Поэтому нужно постоянно рассказывать ребенку об окружающем мире, читать книжки, заучивать стихи. Не бойтесь, что он не совсем поймет то, что вы ему говорите, это все равно отложится у него в памяти. Не нужно читать ему лекции на какую-то тему; просто постарайтесь за минуту-другую рассказать то, что вы сами знаете по какому-нибудь вопросу.
    Ребенок должен быть максимально включен в жизнь семьи: с папой - чинить кран, с мамой – готовить на кухне. Разумеется, взрослому легче сделать все самому, чем тратить время и учить ребенка, но если бы вы, в свое время, не научили его обуваться, то и в возрасте двадцати лет еще завязывали бы ему шнурки. Конечно, не забывать о физическом развитии. Сейчас родители, которые это читают, скажут: «А как же мы? Мы работаем, нам нужно отдохнуть!». Да, дети мешают отдыхать. Если хотите спокойной жизни, не заводите детей.
    Не нужно жить «ради детей», нужно строить жизнь в семье вместе с детьми.    Тогда и наказывать не нужно будет и они будут опорой вашей жизни в старости.     И главное: выросшим умным детям всегда есть о чем поговорить со своими умными, понимающими родителями, которые никогда не испытают чувство заброшенности и одиночества, что так тягостно в пожилом возрасте.
    Не будем спорить с библией – премудрым Сирахом и царем Соломоном. Они были правы для своего времени. Но «лелеять детей» и в наше время вредно. Будем их воспитывать современными методами.

           Литература.
    1.Библия. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова.  Гл.30
    2.Джин Н. Ландрам. Четырнадцать гениев, которые ломали правила.
  Изд Феникс, Ростов-на-Дону  1997г.
    3.Ллойд Демоз. Основы психоистории


Рецензии