О выставке И. Кабакова

На выставку звало все. Реклама, отзывы друзей, настойчивые просьбы жены, которая  зачем-то упрямо смотрит все это. Значит, в путь. В воскресенье, 25 ноября, где-то  в час  пополудни, мы вышли из метро на станции "Парк культуры" тот выход, что ближе к Дипломатической академии и Крымскому мосту. Проходя мост мы не надолго остановились залюбовавшись панорамой могучего города. Дом художника располагался сразу за мостом на левом берегу реки и мы обогнув его двинулись к дверям выставочного комплекса.
Для пенсионера стоимость билета составляла сто пятьдесят рублей по предъявлению пенсионного удостоверения, что не дорого. Разделись, поднялись вверх по лестнице, к входу на выставку.
Выставка произведений художника И.Кабакова называлась "В будущее возьмут не всех".  Что-то обидное сквозило в этом названии.
Мы бродили по полупустым залам где-то час. Мы увидели картины со странным сюжетом, то что условно можно назвать скульптурой, а в большинстве своем в залах располагалось то что называется инсталляциями. Инсталляциии не  путаем с акционизмом. Того голого парня с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями помните? Так вот, это акционизм, а инсталляция - это другое. Красиво, завораживающе оформленную витрину магазина видели? Ну, например в Москве в ГУМе или в Париже к Рождеству. Видели, наверное? Вот это оно-инсталляция. Тут был даже зал в котором вовсе ничего не было. Да-да, он был совершенно пуст. Как я потом узнал из описания выставки, смысл происходящему, должно было придавать маленькое объявление, прилаженное справа от входа. В объявлении сообщалось, что картины скоро привезут, ждите.
***
Оказавшись дома, я  решил  разобраться , что это было, что такое современное искусство?  Для начала, обратившись к Интернету я посмотрел фильм посвященный этой выставке.
В фильме миловидная женщина средних лет, странно улыбаясь рассказывала явную тарабарщину. Похоже ее веселил произносимый текст смысла в котором она не видела.
Следующим был фильм-лекция о современном исскустве Д.Гутова, представленного художником и теоретиком искусства.  Цитирую. "Илья Кабаков - самый известный российский художник в мире. Сейчас на слайде вы видите его известную работу "Кучи мусора".  Вот вы оказываетесь на очень серьезной выставке, на биеналле или в музее современного искусства. Если у вас свежий взгляд, вы увидите фантасмагорическое зрелище. Стоят люди, прекрасно одетые, хорошо образованные, часть из них прилетела на собственных самолетах. И они стоят и смотрят на кучи мусора, причем на лицах у них выражение - смесь восторга и священного ужаса. Что они хотят здесь увидеть? Что их привело на другой конец света? Хотите посмотреть мусор, ну выйдите, казалось бы, добра этого невероятное количество. И таких объектов, сейчас мы это посмотрим, в современном искусстве...".
Маленький, одетый в настырно оранжевое, человек убеждает нас, что, коль скоро хорошо одетые люди, прилетевшие на выставку с других континентов и даже (о боже) на своих самолетах, смотрят на эти произведения ... "со смесью восторга и священного ужаса.", то в этом деле, уж точно, есть толк. Странная логика. Я только что своими глазами видел именно эту кучу мусора. Ни восторга, ни священного ужаса при этом я не испытал и не заметил этих чувств и у прочих посетителей выставки уныло разглядывающих это "произведение". Занятным оказалось только то, что оказывается мозаику можно сделать из чего угодно, даже из содержимого урны.
На следующем слайде Д.Гутов с воодушевлением демонстрирует очередной объект современного искусства - баночку с дерьмом  Мансонни. Напомню  что Пьеро Мандзони, являсь как и Кабаков представителем концептуализма создал в 1961 году произведение "Дерьмо художника" просто закатав собственные экскременты в консервную банку.
Кстати Д.Гутов не одинок. Посмотрите сколько слов можно нагородить по этому поводу. Цитирую Википедию: "... Произведение также интерпретируется как отсылка к идее Карла Маркса о товарном фетишизме и реди-мейдам Марселя Дюшана. Хотя «дерьмо художника» и представляет собой обыденный продукт повседневных физиологических отправлений, это творение преисполнено особого смысла и представляет собой один из образцов творческого наследия неодадаизма. Сам Мандзони, говоря о своём творении, ссылался на идеи нового реализма, который предлагает сосредоточиться на теме фигуры самого художника."
Опять Википедия. "Когда в 2006 году в Нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в неё была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос». Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевича окончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения."
Перевожу. По мнению автора, если некий объект поместить рядом с другим объектом, то он начинает обладать качествами этого объекта. Хочется  спросить - над нами издеваются или по доброму морочат голову.
***
Теперь фильм о жизни и творчестве И. Кабакова. Автор довольно известный деятель культуры А.Малкин (Кредо - «телевидение не может быть лучше общества. Но должно» ?).
В фильме нам рассказывают о тяжелой жизни художника на Родине, которая признаться не мне показалась тяжелой, поскольку художник не стесняясь рассказал и о размерах своих гонораров и о своем образе жизни. Автор фильма не акцентируя внимания зрителя на этом все время подталкивает художника к невнятным рассуждениям о свободе/не свободе. Интервьюер говорит со своим героем о чем угодно, кроме главного - собственно творчества художника, об идеях, об особенностях художественного языка, творческом методе. Хотя на Родине, Кабаков был известен как прекрасный иллюстратор детских книг. И сейчас читая их своим детям и внукам мы радуемся этим рисункам. (Кот в сапогах, Академия пана Кляксы и др.) Меня не отпускает мысль, что этого человека однажды обманули, не бескорыстно проявив интерес к его формальным поискам, совершенно естественным для любого творческого человека.
***
Приведу слова, которые мне, самому обычному человеку, понятны. Понятны потому, что за словами стоит вполне доступный смысл, а не оскорбляющая разум, напыщенная бессмыслица.
Ирина Антонова считает, что одной из главных проблем современных художников является отказ от двух основополагающих компонентов настоящего произведения искусства: эстетического начала (стремления к красоте) и этического (упрощенно говоря, призыва к добру). Концептуальные инсталляции, которые сегодня доминируют на крупнейших мировых биеннале, Ирина Антонова считает «не-искусством», хотя и признает, что это тоже форма творчества. Она продолжает:
"Ставится вопрос: можем ли мы считать продукцию, которую  предложили представители так называемого актуального искусства ( будь то музыка, будь то живопись будь то кинематограф) -  искусством. Относятся ли они сами к тем, кто создает искусство. Конечно, то, что они создают - это творческая продукция, результат какого-то переосмысливания мира, но имеет ли оно отношение к искусству? Мое мнение, и я его неоднократно высказывала, что этот вид продукции что-то другое. Мы не нашли для этого определения. Это творческое дело, но оно за гранью искусства, это какой-то новый вид деятельности. Содержания недостаточно для искусства, так же как и недостаточно его отсутствие.  Мы познаем реальное абстрактное искусство через те же каналы, через которые познаем любые другие художественные произведения.  Объект абстрактного искусства,  вообще говоря, может быть очень содержательным, только говорящим своим языком. Многое из того, что делается сейчас, потеряло содержательность своего языка, то есть является языком без содержания".


Рецензии
... картина Репина, иван грозный убивает своего сына, тоже была вне искусства?
Простите дилетанта
С Уважением

Виктор Мотовилов   13.09.2022 22:18     Заявить о нарушении