16. Первый русский царь
Мысли митрополита подкреплялись вескими аргументами, в том числе браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора Константина XI Софьи Палеолог в 1472 году. Этот союз закрепил династическую преемственность между Палеологами и Рюриковичами. Русским гербом стал двуглавый орел - символ, который Россия переняла у Византии. По византийским же образцам в 1485-1515 приглашенные итальянские архитекторы перестроили Московский Кремль.
В более выраженной форме идея «Москва – Третий Рим» была обозначена в годы правления Василия 111 в письме псковского старца Филофея (1523 или 1524 год). Провозглашенные им знаменитые слова: «Два Рима пали, третий стоит, и четвертому не бывать» - разлетелись по всему миру.
Позднее Филофей озвучивал эту мысль сыну Василия 111 Ивану Грозному. Он говорил ему об ответственности, которая возлагается на него, как на государя христианского мира: «Видиши ли, избранниче Божии, яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо единаго царя Иоанна Васильевича государя нашего царство благодатию Христовою стоит». Москва, ощущающая себя преемницей Царьграда, чтобы объединить духовную и светскую власть, в 1547 году венчает Ивана Грозного на царство.
***
Родился Иван IV 25 августа (7 сентября по н.с.) 1530 года в 7 часов вечера. В этот момент разразилась необычайно сильная гроза. В «Тысячелетней летописи необычных явлений природы» она описывается так: «Гром страшен зело и блистание молний по всем областям земли Русской. Подобного грома и трясения воздуха не было от сотворения Земли». Может быть потому и прозвали его Грозным?
Он был желанным ребенком, его рождения ожидала вся страна. Отец Ивана, великий князь Московский Василий Ш прожил двадцать лет в браке с Саломонией, но детей не имел. При помощи митрополита Даниила и части духовенства он отправил бездетную супругу против её воли в монастырь. И в 1526 году женился на княжне Елене Глинской. Через четыре года, когда Василию Ш было уже за пятьдесят, родился долгожданный наследник Иван IV.
Василий 111 умер в 1533 году и регентшей при 3-летнем сыне Иване стала Елена Глинская. Правила она всего 5 лет, но сделал много полезного для государства.
Первым делом Глинская ужесточила контроль над церковными землями и наложила запрет на приобретение угодий у служащих. Таким образом она перекрыла кислород нечистым на руку боярам, которые расширяли свои владения любой ценой. Борьба Елены была направлена на то, чтобы престолонаследник Иван в будущем получил мирное, покорное и процветающее государство.
Княгиня провела в стране ряд существенных реформ, важнейшей из которых стала финансовая. Именно при ее правлении в России вошла в обиход единая денежная валюта – серебряная монета в 0.34 грамма. На ней был отчеканен великий князь, восседающий на коне с копьем в руке. Фальшивые деньги были постепенно выведены из оборота – все изъятые монеты были переплавлены в оригинальные. Денежная реформа существенно укрепила экономику государства. Одной из ключевых была также губная реформа, в ходе которой наместники были вынуждены передать свои земли во владение губных старост и лояльных власти деятелям, подчинявшимся Думе.
В конце 1530-х Елена Глинская заключила мирное соглашение с польским монархом Сигизмундом I. Договор был подписан с явным преимуществом в сторону Российского государства, но король противиться не стал. К тому времени польская казна была почти полностью опустошена, и соглашение с русскими давало стране некоторую передышку.
В годы властвования Глинской было возведено множество военных сооружений, позволявших противостоять набегам иноземцев. Самым грандиозным из них стала Китайгородская стена, которая до наших дней не сохранилась.
В начале властвования Елены Васильевны к ней относились крайне негативно, считая самовольно захватившей власть. Однако со временем эти разговоры поутихли, особенно когда положительное действие ее реформ стало очевидным.
Скончалась Елена Васильевна 4 апреля 1538 года при странных обстоятельствах. Многие считали, что женщина стала жертвой отравления, организованного боярами из рода Шуйских. Приводятся данные исследований, согласно которым в останках княгини был обнаружен крысиный яд. Когда мать Ивана умерла, ему было всего 8 лет.
С раннего детства Иван IV был окружен священниками и святыми. Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского.
В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий. Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата!
Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения (стихири). При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами. Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний (земных поклонов).
Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием».
***
Еще в юности Иван Васильевич начал живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу.
Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV. Однако ни Иван III, ни Василий III не смели дерзнуть называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле – «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия (16 лет) Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство.
14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».
Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Он возложил на Ивана Васильевича крест Животворящего Древа, шапку Мономаха и бармы. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник.
Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей.
Теперь русская земля – Русским царством, а Москва- столицей царства. Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом». Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями.
Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу. Наконец, в 1561 году Ивану IV была прислана соборная грамота духовенства восточной православной церкви. В соборной («Утвердительной») грамоте от 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, была подписана тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами, и утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосафом II Великолепным. Это означало, что Его Святейшество Иосаф II фактически признал преемственность власти русского царя от императоров православной Византии.
Безусловно, данное событие явилось серьезным дипломатическим успехом Российского государства в международных делах и значительно подняло престиж верховной власти внутри страны. С этого дня русские правители – от Рюриковичей до Романовых – всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена Петром 1 в Петербург.
Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр невест. По многим русским городам были разосланы грамоты такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили…». В марте 1547 года Иван женился на Анастасии Романовне Юрьевой-Захарьиной.
***
Время правления Ивана было необычайно тяжелым, он был окружен изменниками и предателями, оказался вынужден бороться с бунтами и боярскими заговорами. Отравили не только его мать, неоднократно травили смертельными ядами его самого, его жен и детей.
Исследование мощей Иоанна IV специалистами из НИИ судебной медицины Минздрава СССР, проведенное в 1963 году, показало в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличие ртути, мышьяка и меди. В костях его сына Иоанна Иоанновича обнаружено пятикратное превышение ртути, причем по мнению медэкспертов произошло это поступление однократно и в очень высокой смертельной дозе.
Так что не убивал Иван Грозный своего сына, как утверждал недобросовестный масон-историк Карамзин. Его старший сын Иван был отравлен большой дозой яда. К сожалению, этот домысел Карамзина принял на веру великий художник Репин и написал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", которая отпечаталась в сознании русских людей.
Отравлена была первая любимая жена царя Анастасия, не дожив даже до своего 30-летия, как и вторая жена черкешенка Мария, которая тоже среди полного здоровья вдруг слегла и скончалась "в муках и терзаниях". Ну, а судьбу третьей жены несчастного Ивана Грозного Марфы все мы знаем по опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Незадолго до бракосочетания царица Марфа вдруг заболела и, по словам летописца, "стала сохнуть". Бракосочетание состоялось, но Марфа чувствовала себя все хуже и через 2 недели скончалась. А ведь была это со многими испытаниями выбранная, совершенно здоровая, крепкая девушка! Скорбь от всех этих горестей была так велика, что царь Иоанн даже помышлял оставить государево служение и постричься в иноки, а страну оставить на попечение своего сына.
Почему он изменил это решение, никто не знает. Возможно, предательство и измена в самых высших кругах власти, которые привели к скоропостижной смерти его матери Елены, к тяжелой болезни его самого, к смерти всех его трех жен и некоторых детей, не позволили еще полному сил 40-летнему государю оставить тяжелейший царский крест и переложить его на неопытного, болезненного сына.
Окружающие его предательство и измена выковали сильный характер царя. Еще в молодости он, почувствовав окружающую обстановку, здраво оценил ее и написал церковный «Канон Ангелу Грозному», т. е. Архистратиге Михаилу. И в своей жизни и деятельности олицетворял этот образ в битве за святую Русь с ее внутренними и внешними врагами. Это еще одна причина его прозвания Грозный.
***
В этой трудной борьбе необходима была царю поддержка, чем объяснялось создание опричнины. Опричники стали его верной гвардией. Они выбирались из лучших людей царства, царь лично отбирал кандидатов и, зачастую, они были из простого люда. Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие и смуту под контроль. И простой народ любил за это царя.
Опричник олицетворял в себе небесного воина-монаха и земного воина-князя. Над каждым опричником совершалось церковное пострижение в монахи и обряд пострижения во князи. Царь был игуменом для опричников, и выполнял монашеские обязанности. Так в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Причем царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное писание. Царь старался воспитать из опричников элиту Руси, он отправлял их получать образование, как в пределах страны, так и за рубеж. Опричники выполняли самые разные задачи: были людьми двора - прислугой, исполнителями, несли охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Они были также военными, благодаря которым был достигнут ряд значительных побед над врагами.
Опричнина стала средством борьбы с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Выдуманы сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Напротив, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцами.
Известно, что в 1564 году воевода-опричник Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля.
В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. 21 мая 1570 года за Зарайском Хворостинин и Львов разгромили один из «загонов» и освободили многих пленников. Но в 1571 году во время очередного набега крымцы сожгли Москву. А в 1572 году, благодаря воинскому таланту Д. И. Хворостинина, была одержана блестящая победа в битве при Молодях. Об этой знаменитой битве мы расскажем в отдельной главе.
Вспомним подвиг другого знаменитого опричника Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что якобы опричники были трусами и неумелыми воинами, это ложь и заблуждение.
Неизбежность введения опричнины, её объективная необходимость диктовались тем, что в борьбе против централизованного государства князья и бояре не останавливались ни перед какими средствами, вплоть до попытки выдачи Ивана Грозного польскому королю, как это установлено после раскрытия в 1567 году грандиозного боярского заговора во главе с князем Владимиром Старицким. Войско опричников сыграло большую роль в ликвидации экономического и политического диктата боярства, искоренении пережитков раздроблённости и укреплении Русского государства.
***
Н. Карамзин, а за ним и некоторые другие историки распространяли миф о якобы многочисленных казнях, совершенных в годы правления Ивана Грозного. Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к цифрам. В синодике времени правления Ивана Грозного - книге поминовения казненных людей, которая затем рассылалась по монастырям для поминовения за упокой души - были 2800 имен! И это за 30 лет правления! Кстати, списки эти являются единственным достоверным документом, позволяющим судить о "размахе репрессий" при царе Иоанне. Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000.
Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации (1520- 1558) казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский (1556-1598) в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I (1558-1603)- десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных (бродяг просто вешали). И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много..
Но все это забывается и отодвигается в сторону как нашими, так и иностранными историками и из работы в работу повторяется избитый и лживый миф о "зверствах" Ивана IV.
***
На вопрос любил ли Иоанна Грозного русский народ можно ответить эпизодом из его правления, рассказанном нам историком В. Ключевским:
"Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани. "Не могу больше править вами и терпеть постоянные измены и бунты",- говорил царь.
По Москве прокатилось: "Царь нас покидает. Кто же будет править, кто нас защитит?"
Все замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия, лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. мы все с своими головами едем за тобой бить челом и плакаться". А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!"
Избрали главными послами к царю высших представителей духовенства, за духовенством вельможи, князья, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат митрополичьих, не заехав к себе в дома; с ними и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и плакаться..."
Значит любил русский народ Ивана Грозного! Однако немало было у него недругов, в особенности за рубежом. Именно в Европе было искажено его прозвание Грозный, и переведено как Ужасный (Terrible). Жестоким и несправедливым тираном стали называть его в Европе в силу нескольких причин:
1. После того как он запретил евреям торговать и проживать в России. В 1550 году приехал в Москву польский посол с письмом от польского короля Сигизмунда: "Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего,.. что ты жидам не позволяешь с товарами в государство твое въезжать". На что Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья (яды) к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела". При Иоанне IV была окончательно искоренена ересь жидовствующая, которая имела еще при его деде Иоанне III довольно сильные позиции среди знати и бояр Москвы и Новгорода. Они старались вывести из подчинения Москве Новгород, для чего организовывали бунты и измены. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, бывший центром западничества и поддерживавший сепаратизм удельных князей. Об этом тоже в отдельной главе.
2. Царь отказался предать русскую веру- православие и объединиться с католическим Римом. А ведь очень много обещано было ему за переход Руси в католичество - верховная власть как в Киеве, так и в Константинополе. Известны гордые слова сказанные Иваном Грозным монаху-иезуиту Антонию Поссевину в 1581 году: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская — одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера!" И при этом великий русский царь решительно отклонил "домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».
3. Ряд его военных побед, значительно увеличили территорию государства и вызвали укрепление самодержавия, что не нравилось Европе. Завладев Казанским ханством, молодой царь разрушил всю систему еврейской торговли славянскими пленниками. В 16 веке работорговля была вся в руках радхонитов (предков современных евреев-сефардов) и, разгромив казанцев, царь положил конец этому самому прибыльному бизнесу, центром которого являлась Казань, ежегодно переправлявшая в малую Азию и дальше до 20 тысяч славян-пленников. Уже за одно это деяние, сохранившее жизни десятков и сотен тысяч славян должна низко поклониться Ивану Грозному русская земля.
Список литературы:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 томах. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829.
2. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М. : Эксмо, 2011. — 1024 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-33756-9.
3. Манягин В. Г. Апология Грозного Царя: критический обзор литературы о царе Иоанне Васильевиче Грозном. — «Библиотека Сербского Креста», 2004. — 296 с. — ISBN 5-98151-011-0.
4. Пронина Н. Иван Грозный. «Мучитель» или мученик? — М.: Яуза-Эксмо, 2005. — ISBN 5-699-13874-9. Архивная копия от 24 января 2009 на Wayback Machine
5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён (ссылка) : в 29 т.. — СПб. : Изд. Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.
6. Соловьёв С. М. Учебная книга по русской истории. — 1859.
7. Фомин С. В. Правда о первом русском Царе: кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). — М.: Русский издательский центр, 2012. — 464 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-4249-0007-5.
8. Шамбаров В. Е. Царь грозной Руси. — «Алгоритм», 2009. — 608 с. — ISBN 978-5-9265-0618-8.
Свидетельство о публикации №222091301232
Так и сделал, чем положил начало русскому царству.
Вы очень доходчиво изложили материал.
Спасибо за хорошую работу!
Василий.
Василий Храмцов 14.09.2022 09:56 Заявить о нарушении