Родовод

     Моя мать Бубич Ольга Андреевна (16.12.1926 - 2020) родилась в деревне Большие Городятичи и прожила в них до 1948 года. Однако после замужества она перешла жить в деревню Сосны (совхоз "10 лет БССР"), где и прожила почти всю жизнь. Последние дни она жила у сына Михаила и невестки Неллы в деревне Красная Поляна (Богуславка), которая относится к АПК "Сосны".
      Мой отец, Василий Саввич (18.01.1924г-26.11.2011) после возвращения домой с фронта решился жениться. За спиной у него была война и год службы в Советской армии в Кенигсберге после войны. С войны он пришел в звании младшего сержанта с боевыми наградами, медалью "За отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией 1941-1945" и орденом "Славы III степени". Дослужился он до звания младшего сержанта 171 гвардейского стрелкового полка 1 гвардейской стрелковой дивизии 11 гвардейской Армии, 3-го Белорусского фронта, 171 гвардейского срелкового полка 1 гвардейской стрелковой дивизии 1-го Прибалтийского фронта и 3 Белорусского фронта. Он вернулся в деревню летом и в деревне многие девушки этим интересовались. Как-то моя мама сказала своей подружке, что надо бы сходить на вечерки и посмотреть вылюднел ли за эти годы Савишин Василь. Мой отец до войны оказывал внимание одной из соседок, которая жила с ним на одной улице, кажется он даже письма ей писал и в письмах высылал иголки, которые представлялись в то время большой ценностью. Однако что-то у них не сложилось и потому отец принял решение жениться.
     По старому обычаю он пошел в сваты к Новикам с дядей, которому моя мама не очень-то и нравилась. Он так объяснял свою позицию: "Як той казау, Василька, я б табе не раиу на ей жаницца!" Надо заметить, что моя мама часто говорила, что по словам моей бабушки Ульяны, их род был из шляхты Синицких, они имели свою землю, бабушка Ульяна была родом из Косейска. Родители моего отца иногда по разрешению родителей мамы разбивали огород на их земле. 
     Отец моей мамы, мой дед, Андрей Федосович погиб на войне, точнее пропал без вести. Это произошло во время карательной экспедиции войск СС, сгнятых с фронта и отправленных в тыл фашистских войск накануне опперации Красной армии "Багратион". На руках у Ульяны Алексендровны, моей бабушки, были еще двое детей: младшая сестра моей мамы Нина и брат Адам.
     А еще одна особенность могла стать трудностью для женитьбы, моя мама отказалась ехать на послевоенные стройки социализма на Урал, за что получила два года исправительных работ. Жизнь она такая, как есть и другой не бывает. По рассказам моей тети Нины Андреевны, моя мама не была готова к замужеству. Видимо, папа ей не очень то нравился, тем более, что он был ниже ее ростом. Они были хорошо знакомы потому, что в селе жили на одной улице. Мама говорила, что к Василю всегда напрашивались спутниками в лес по ягоды или в грибы. Если пойти с ним в лес, то пустой домой не придешь, говорили многие. Так вот, тетя Нина Андреевна сказала, когда сваты были в доме: "Если, Волька, не не пойдзеш за яго, то я за яго пайду!" Такие, говорят были обычаи. Что правда, что нет, не собираюсь уточнять. Рассказываю как все было, точнее пересказываю то, что мне рассказывали.
     По рассказам моих родителей они некоторое время жили раздельно, отец строил дом для матери и сестер в Большом селе. Тогда все жили в куронях и землянках, важно было переселиться в нормальное жилье, которое часто было чем-то вроде современных летних кухонь. В нашей деревне после войны остался один дом, он отличался от того, что строили потом, но самое интересное, что первый барак после войны построен был из шпал разобранной железной дороги. Этот барак находился рядом с машинным двором, до войны это была МТС. А узкоколейку так и не восстановили после войны. Об этой узкоколейке я нашел информацию в сети. Надо заметить, что о ее существовании упоминал Янка Купала в своей поэме «Над рекой Орессой». Благодаря поэту мы можем узнать, как строилась знаменитая узкоколейка на болотах:
"До совхоза «Сосны»
Прямо из коммуны
Протянулись рельсы
Ровные, как струны.

Дружно коммунары
Их зимою клали;
Шла узкоколейка,
Уходила в дали.

Нелегко им было
Строить без прораба,
Сами это дело
Знали они слабо.

Было лишь понятно,
что построить надо,
Что нужна дорога,
Как весна для сада.

Много было споров
О дороге этой,
Да к тому ж из Минска
Нет и нет ответа.

Вечером, бывало,
Соберутся люди —
Говорят и спорят,
Так и этак судят.

Вызвать инженера
Будет трудновато:
Средствами коммуна
Не так уж богата.

А самим за дело
Боязно им взяться:
Можно провалиться,
Можно просчитаться;

Зря растратить деньги,
Труд затратить даром…
Что же остается
Делать коммунарам?

Судят, рассуждают
Люди, брови хмуря,
Разговор то стихнет,
То шумит, как буря.

Только вдруг сорвался
С места Одериха:
«Сами все построим,
Что еще за лихо!

Был я на заводе
Мастером умелым:
Склепывал рессоры,
Шестеренки делал.

Сладим и чугунку —
Будьте уж спокойны!
Сделаем отлично,
Сделаем достойно…»

Под его командой
Началась работа.
Протянулась насыпь
Через все болото.

Протянулись рельсы,
Как на скрипке струны,
Новую дорогу
Принимай, коммуна!"

     Мои земляки, коммунары строили дорогу без грамотных специалистов, без чертежей, до всего доходили сами, своим умом, все расчёты делал местный умелец Прокоп Одериха. Информацию об этом можно найти в книге Михаила Никольского "Кровью моего сердца. .
     Под руководством Прокопа Одерихи прокладкой железной дороги занималась специально созданная женская бригада. Весной 1932 года дорога была введена в эксплуатацию. Однако во время время «рельсовой войны» узкоколейка сильно пострадала. После освобождения Белоруссии было принято решение не восстанавливать её и она была демонтирована. Правда, недалеко от деревни Середибор, в месте где была старая груша и беседка, еще в мои семь лет стоял на кусочке железной дороги паровоз (локомобиль)  и несколько вагонов. Потом локомобиль стал топкой новой бани в Соснах. А линия электропередачи в деревне после войны была построена на пасынках из рельсов этой же железной дороги. Теперь шоссейная дорога из Житковичей до Любани идет в многих метах по этой самой железной дороге.
     В итоге всех стараний отец построил маленький сруб с русской печкой, в котором я бывал несколько раз, там некоторое время жила моя бабушка Елена со старшей дочерью Екатериной. Следует заметить, что большинство домов в деревне были крыты осокой, что меня очень удивляло, в нашей деревне крыши были крыты дранкой. Не менее экзотично дял меня было то, что в сенях часто стояли овцы, телята, поросята. В нашей деревне такого не было, свиней на улице можно было заметить только где-нибудь на окраине деревне, котору у нас называли поселком, потому что Сосны ("10 лет БССР") до войны были поселком и местные его называли по привычке поселком долгое время. Потом на месте этого послевоенного дома была построена более просторная деревенская избу на две половины. Но тогда, сразу после войны в их деревне, Большом селе, как они называли свою родную деревню, не осталось ни одного дома.
    Старшая сестра моей мамы Мария Андреевна к этому времени перешла жить в Сосны, это в километрах 25-ти, где был совхоз и платили зарплату. В колхозах тогда работали за трудо-дни и по результатам работы за год труд оплачивали натурой. В конце года за свой рабский труд можно было поручить мешка два зерна и мешков пять-дессять картофеля. К этому времени некоторые родственники по первому мужу моей бабушки Ульяны жили в Соснах. Это сестра моей бабушки и ее дети, а так же другие родственники по фамилии Новик. Но с ними у нас были холодные отношения, как-то так сталось.
      Мама, по ее рассказам, не смогла ужиться с сестрами папы, да и жить в маленьком доме большой семьей было трудно. К этому времени у нее родился старший сын Иван (1949 года рождения). В Соснах был совхоз, при чем хороший, в нем была школа, детсад и даже ясли. Я помню даже, как я ходил в детсад, который находился в соседнем доме на нашей же улице сразу же за колодцем с журавлем, а школа тоже была на этой же улице только напротив. 
      Мама устроилась на работу в совхозе полеводом, это самая простая и низкооплачиваемая работа. Однако следует заметить, что за доблесный труд 5 мая 1948 года она была награждена Орденом Трудового Красного знамени, об этом можно прочесть в книге Н. Басалай, Приглашение на праздник//, Труд, талант, доблесть.: В 2-х ч. Ч. 2/[Сост. Е. Э. Павлюць, Б. И. Сушкевич, В. В. Шарпило].— Мн.: Беларусь, 1981., стр. 96—99.
     Отец моей мамы, мой дед Новик Андрей Федосович 1889 года рождения пропал без вести во время Великой отечественной войны в 1943 году. Возможно, он погиб в концлагере под Бобруйском. Моя мама Ольга Андреевна после войны была как я уже упоминал выше, репрессирована и осуждена на два года исправительных работ. До 1968 года она жила без паспорта со справкой об освобождении. Ее двоюродная сестра, которая не отказалась от направления на стройку социализма, оказалась в Челебинске, где и встретила свою старость, она некоторое время переписывалась с мамой.
     Моя бабушка по маминой линии, Ульяна Александровна(Алексеевна?) была замужем за Новиком Андреем Федосовичем, это был ее второй брак. Она была 1900 года рождения. Умерла в 1954 году, похоронена в деревне Большие Городятичи. Первый ее муж носил фамилию Дудик, звали его Михаил. Я о нем ничего не знаю, старшая в семье Мария (Марфа) Андреевна 1920 года рождения, похоронена в деревне Малые Городячицы, она была ребенком от первого брака моей бабушкиЮ однако по паспорту насила отчество второго мужа бабушки. Марфа Андреевна была замужем за Губановичем Михаилом 1908 (Застаринье). У Марии Андреевны был сын Губанович Сергей Михайлович 1941 года рождения, умер 1973(?), похоронен в Минске на кладбище в Чижовке. Во время конфликта с Китаем он служил в пограничных войсках на Алтае.
     Во втором браке у Ульяны Александровны было трое детей. Дочери, моя мама Ольга 1926г. рождения, Нина 1928 года рождения и сын Адам 1930 г. рождения. (умер в 1978?). Нина Андреевна была замужем за водителем по фамилии Кайко, они в браке были не долго. У них было двое детей, Жанна и Анатолий. О них у меня информации нет потому, что они где-то в 1982 году уехали из Больших Городятич и живут в Ветке.
     Адам Андреевич большую часть жизни прожил в Казахстане. По возвращении в Белоруссию он был в браке с Марией Кисель. О нем у меня информации нет. Я был маленький но знаю, что по призыву советского правительства он, моя тетя Мария, мой двоюродный брат Сергей уехали на целину, где и провел большую часть своей жизни.   
     По отцовской линии моя бабушка Елена Петровна Бубич 1900-1981 г. всю жизнь прожила в деревне Большие Городятичы. Замужем она была за Саввой Остаповичем Бубичем (1898- пропал без вести во время карательной операции фашистских войск в 1943году). До замужества по рассказам некоторых моих родных она нагуляла, как тогда говорили ребенка от местного урядника. Урядник был бездетный и поэтому отблагодарил мою бабушку домом и лошадью. Ребенок вскоре умер, как утверждает молва. Достоверных сведений я не имею. У моих бабушки и дедушки, Елены Петровны и Саввы Остаповича, было пятеро детей, два сына и три дочери. Старшим в семье был Василий Саввич (19.01.1924г.- 2015), мой отец. Он закончил с Городятичах семилетку. Учился очень хорошо. Перед войной он отправился учиться в Минск, по совету учителя заявил, что он сирота. Поступил Василий Саввич в ФЗУ, учился на столяра. Войну встретил в Минске. С товарищем по учебе они решили отправиться в глубь страны. На поезде смогли добраться до Орши, где были сняты с поезда загранотрядом НКВД. Отец вернулся в Большие Городятичи, где и встретил войну. 
      Далее Екатерина Саввична (1927 года - 2001), была не замужем. Во время войны была угнана в Германию, была освобождена американскими войсками и вернулась в СССР как репатриантка. Алексей Саввич 1929 года рожения, проживал в деревне Малые Городятичи. Впервые дядю Алексея я увидел в лет десять, по моему тогда, когда он вернулся домой после службы в армии. Я был удивлен тому, что он как близнец, был похож на моего отца, только моложе. В браке Алексей Свввич состоял с Чижко Юлией Фоминична (1930 года рождения) у них было трое детей, Анатолий 1954, Адам 1960 и Владимир 1963.
     Юлия Саввична, 1934 года рождения, была замужем за Талыко Иваном, у них было четверо детей две дочери и два сына, Тамара, Рая, Иван, Николай.
     Семья Елены Петровны была большая. Старшую сестру моей бабушки звали Анна, она жила в деревне Старина и была замужем за Вишневским Максимом. У них было трое детей: Сымон пропал без вести во время войны. Был женат на Вербицкой Нелли, у них было две дочери.
     Другая сестра Елены Петровны - Мария жила в Касейске, Ульяна (Касейск), Арына (Любань, Сорочи) была замужем за Спиридоновым Прохором, их дочь работала в Марьиногорском техникуме преподавателем, Жулего Мария Прохоровна. Сеcтра Ольга Петровна (Застенок), Дарья Петровна(Малые Городятичи, братья (в деревне их звали Габры, Габрыки): Бубич Григорий Петрович, Бубич Иван Петрович, Бубич Капр Петрович 1917г рождения, Информация о нем в сети говорит, что он был репрессирован.
      Юлия Саввична проживала в Больших Городятичах, в той части деревни которую называли Кончане, она была замужем за Талыко Иваном Филипповичем у них было четверо детей: Тамара, Рая, Иван,Николай.
      Нина Саввична проживала в Больших Городятичах, в той части деревни которую называли Бояры, была замужем за Найденовым (Фалевичем) Петром Петровичем и них была дочь Ира. Петр Федорович (Петрович?) - дитя войны, его нашли на болоте. Это случиловь во время карательной экспедиции немецких войск, снятых с фронта. Во время этой операции пропали без вети мои два деда. Петра Федоровича во время войны усыновили, поэтому фамилия по документам Наденов. Мой отец был бойцом партизанского отряда, который действовал в нашем районе, он смог докапаться до правды и нашел отца Петра Найденова. По крайней мере он сам был в этом уверен. Как оказалось отцом Петра вполне мог быть Фалевич Петр, который тоже партизанил во время войны в нашем районе, а после войны он жил в нашей деревне Сосны. Это был Фалевич Петр, мой отец даже организовал встречу отца и сына. Однако старания моего отца были напрасны, Фалевич Петр холодно воспринял то, что была реальным фактом жизни. Так сказать, воссоединения отца и сына не получилось. Вскоре Петр Фалевич трагически погиб, а мой дядя Петр Петрович через неколько лет тоже трагически погиб, это был несчастный случай на производстве. В Большом селе в доме, который он построил у криницы, сегодня живет его дочь Ира.
     У моей бабушки Елены Петровны были сестры:
     Бубич-Хотько Марта Петровна, которая была замужем за Хотько Емельяном, они жили в деревне С.
     Бубич-Вишневская Анна Петровна, она жила в деревне Малые Городятичи, замужем она за Максимом Вишневским.У нее были дети Сымон, Наталья, Екатерина (?) 
     Бубич-Хотько Амелия, которая жила в деревне Малые Городятичи. У нее были дети Евгений, Григорий, Иван, Федор.   
     Ольга Петровна, была замежем за Трубчиком Борисом Которые жили в деревне Застенок, у них были дети:Ева, Антонина,Василий.
      Ульяеа Петровна,
      Арина Петровна, была замужем за Спидоновым Прохором, жили в Сорочах, у них были дети: Татьна (по сле замужества Лагун), Мария (после замужества Жулего), Николай,Антонина (после замужества Брагинец)
      Дарья Петровна, замужем за Перром Вашкевичем, дети:Евгений, Мария, Никеолай.
      Братья: Григорий Петрович, был женат дважда, жена:Анна, детиЕкатерина, Алексей, Федор, Василий, Петр, Николай.
      Иван Петрович, погиб в Великую отечественую войну. Жена Ева, дети:Анна, Михаил, Петр.   
 


Рецензии