Ч. 13 Поражение в Керчи

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/09/08/1248

После обстрела гитлеровцев в конце сентября 1941 года крейсер «Ворошилов» перешёл в Новороссийск. В Севастополе остались линкор, «старые» крейсера и крейсер «Молотов», радиолокационная станция которого «Редут-К» значительно повышала эффективность ПВО базы.

«Молотов» был последним большим кораблём, который покинул Севастополь, когда противник вёл бои уже на ближней линии обороны города.

Немцы постоянно обстреливали из дальнобойных орудий и бомбили Севастополь и гавани. Поэтому корабли имели маскировку и часто меняли место стоянки. Печальный опыт уже имелся: крейсер «Червона Украина» долго находился на одном месте и был потоплен фашистской авиацией.

После войны были видны из воды его надстройки, пока его не подняли и не доставили в Инкерман на разделку.

Пострадал по такой же причине и крейсер «Ворошилов», который долго стоял у Элеваторной пристани в Новороссийске. Немецкие самолёты нанесли по нему удар. Две бомбы попали в корму. «Ворошилов» на буксире крейсера «Красный Кавказ» отвели для ремонта в Поти.

8 ноября 1941 года был получен приказ: «Крейсеру «Молотов», срочно. С наступлением тёмного времени 8 ноября выйти из Туапсе, форсированным ходом совершить скрытный маневр в район Феодосийского залива и в ночь на 9 ноября нанести внезапный удар по пунктам… с целью поддержки соединения 51-й армии, ведущего бои на Керченском полуострове».

В книге вице-адмирала Бориса Фёдоровича Петрова «В боях и походах», который был тогда флагманским штурманом, говорится: «И командира «Молотова» и меня удивило, что ничего не сказано о порядке взаимодействия с армейцами, не указано даже положение линии фронта

 и что за объекты, по которым крейсер наносит удар, - то ли это скопление войск, то ли танки, то ли фортификационные сооружения…  Ведь знать это было нужно хотя бы для выбора типов снарядов».
 
Эти вопросы возникли у него после разговора «с уже знакомыми мне ранее артиллеристами – командиром БЧ-2 старшим лейтенантом А.Ю. Врубелем и командиром дивизиона главного калибра старшим лейтенантом И.И. Пахомовым. Своё дело они знали отлично. Это были грамотные артиллеристы и умные ребята».

Но попытка что-либо уточнить ни к чему не привела. Армия отступала, данные с фронта вовремя в штабы не поступали, обстановка была малопонятная.

Крейсер шёл ночью без боевого охранения. До Феодосийского залива дошли благополучно. Огонь открыли в 3.45 9 ноября. Стреляли из главного калибра по невидимой цели без корректировки, сразу на поражение с дистанции около 30 километров.

Гитлеровцы решили, что бомбит авиация. Днём из штаба флота сообщили, что 51-я армия положительно оценила результаты стрельбы и поэтому ставилась новая задача в ночь на 10 ноября нанести удары по новым объектам на Керченском полуострове.

Когда штурман посмотрел по карте новые объекты, стало ясно, что 51-я армия стремительно отступала.

На этот раз немцы извлекли урок: вражеская авиация атаковала крейсер, едва он вышел в море. На счастье была низкая облачность и временами дождь, что мешало немецким лётчикам.

Радиолокатор «Редут-К» обнаружил несколько групп самолётов, но атаковала  только одна группа: четыре торпедоносца и один бомбардировщик.

Сквозь зенитный огонь прорвался один торпедоносец, но его торпеда прошла рядом с кораблём. Немец, управлявший бомбардировщиком, был смелым и опытным лётчиком.  Он трижды сквозь зенитный огонь прорывался к крейсеру, но видя, что не попадёт, отворачивал.

Сбросил две бомбы только на четвёртый раз. Они упали в воду в 100 метрах от корабля благодаря искусному манёвру командира крейсера капитана 1 ранга Юрия Константиновича Зиновьева.

После возвращения корабля в Туапсе пришла радиограмма от командования 51-й армии и военного совета Черноморского флота с благодарностью за отличную стрельбу.

Тем временем часть Азовской флотилии вела бои в низовьях Дона, поддерживая 56-ю армию, которой командовал генерал-лейтенант Фёдор Никитич Ремезов, а другая  часть флотилии спасала 51-ю армию, эвакуируя её из Керчи.

Об эвакуации остатков 51-й армии можно найти в документах и воспоминаниях только очень скупые строки. Подробней, чем другие, но тоже весьма кратко, написал в мемуарах командующий Азовской флотилией.

Корабли Азовской флотилии, говорится в мемуарах адмирала флота Советского Союза Горшкова, «оказывали систематическую артиллерийскую поддержку правому флангу 51-й армии, отражавшей наступление фашистских сил на Керчь,
 
а после неблагоприятного исхода этих боёв и оставления Керченского полуострова 13 – 16 ноября обеспечивали эвакуацию войск армии через Керченский пролив на Таманский полуостров….   Надо сказать, что с этой задачей флотилия справилась успешно.

За три дня кораблями Черноморского флота и Азовской флотилии были переправлены на Таманский берег основные части войск, оборонявших Керчь. Только корабли и суда флотилии перевезли свыше 15 тыс. человек и 400 орудий.

Крупнокалиберные орудия сразу же заняли огневые позиции на косе Чушка и открыли заградительный огонь по противнику, преследовавшему арьергард наших войск – 302-ю дивизию 51-й армии и 9-ю бригаду морской пехоты.

В 10 часов 15 минут 16 ноября от пристани Еникале отошли плавсредства с последним эшелоном войск 51-й армии, а также формированиями гражданской обороны и активом города.

Однако часть подразделений, прикрывавшая эвакуацию армии, не успела переправиться и под натиском врага укрылась  в Старокарантинских и Аджимушкайских каменоломнях и вместе с партизанами продолжала сражаться с гитлеровцами».

По некоторым опубликованным сведениям Аджимушкайский партизанский отряд им.Ленина насчитывал 60 человек, Старокарантинский отряд им. Сталина - 41 человек. Никаких сведений о скрывшихся в каменоломнях бойцах и командирах 51-й армии нет.

Но в начале ноября с Кавказа транспортами и кораблями для 51-й армии доставили 16 713 человек пополнения и 128 артиллерийских орудий разных систем, а эвакуировали 15 тысяч человек.
В немецких документах говорится, что 46-я пехотная дивизия за четыре дня, со 2.11.41 по 5.11 41 года, захватила в плен 5 офицеров и 1257 рядовых и сержантов, а 170-я пехотная дивизия за это же время захватила в плен около 15, 5 тысяч человек.
Мне не удалось найти никаких подробностей, как проходила эвакуация. Две-три строчки - и молчок. Мы с вами можем только смутно себе представить кошмар, творившийся тогда в Керчи.

Судя по всему, это было не отступление, а бегство, одна из самых трагических страниц войны.

Гитлеровский фельдмаршал Манштейн написал: «Шесть дивизий 11 армии уничтожили большую часть двух армий противника, насчитывавших 12 стрелковых и 4 кавалерийские дивизии. Спаслись через Керченский пролив и отошли в Севастополь лишь остатки войск, потерявшие все тяжелое вооружение».

У немцев было более умелое командование. Имея меньше техники и людей, они смогли разгромить две наших армии. Командующего войсками Крыма адмирала Гордея Ивановича Левченко 1 декабря 1941 года по обвинению в сдаче Керчи арестовали.

Он признал себя виновным в пораженчестве и панике и дал показания на маршала Советского Союза Кулика, который 12 ноября дал команду эвакуировать военную технику из Крыма.

Левченко за сдачу Керчи 25 января 1942 года приговорили к 10 годам лишения свободы, а через 6 дней по ходатайству наркома Кузнецова помиловали и разжаловали до капитана 1 ранга.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/14/1250

На фотографии: адмирал Г.И. Левченко


Рецензии
Воевали героически. Жаль, что командование было не на уровне. Гораздо меньшими силами немцам удалось захватить Керчь. Этого можно было избежать, но увы, командование Черноморского флота и 51-й армии не проявили должного умения. Честь и слава погибшим!
С уважением и пожеланием доброго здравия,

Владимир Пастернак   15.09.2022 18:17     Заявить о нарушении
Немцы воевали более умело, берегли своих солдат, потому у них было и меньше потерь.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   15.09.2022 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.