Святой благоверный князь Александр Невский

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, сентябрь 2022.


23 ноября нашего православного календаря — память святого благоверного князя Александра Невского, во схиме Алексия, почившего в 1263 году, одного из величайших и наиболее почитаемых русских святых, любимейшего во все времена народом князя, одного из талантливейших государственных деятелей нашей истории, которому к тому же пришлось проявить свои таланты в тяжелейшее время разорения.

Мне доводилось уже обращаться к памяти Александра Невского. Его житие лучше знать наизусть, оно маленькое. А книги о нем надо читать все, какие есть. Каждый оттенок здесь имеет значение.

Напомню вкратце. Среди основных вех его биографии — защита западных рубежей сначала наместником своего отца Ярослава Всеволодовича, потом Новгородским князем, защита рубежей от орденских немцев, от литовцев, разгром шведов на Неве в 1240 году и крупнейшее сражение с тевтонцами на льду Чудского озера в 1242 году. За ним сложнейшая и тончайшая дипломатия в Орде, где он добился высокого положения, стал любимцем хана Бату, побратимом хана Сартака, сохранил положение при хане Берке, первом мусульманине, который оказался во главе Орды. Он сохранил свое влияние в Орде и безусловно доказал даже тем, кто не любил его, даже тем, кто желал бы без него обойтись, что без него Орда на Руси править не сможет.

Он успокоитель Новгорода, восставшего против ордынской переписи, но и человек, который добился неприменения к новгородцам каких бы то ни было репрессий за то восстание и избиение ордынских чиновников.

Он, видимо, защитил от разграбления Владимирскую землю и по крайней мере сам Владимир в дни Неврюевой рати, когда неразумная политика с антиордынской ориентацией младшего брата Александра князя Андрея Ярославича привела к карательной экспедиции.

Ему довелось сделать колоссальный по своему значению выбор, когда ослабленная Русь могла стать щитом, а может быть, даже острием меча Запада и растратить свои силы на защиту Запада от Орды и даже на экспансию Западной Европы на восток, окатоличившись притом и феодализировавшись притом, но могла остаться с Ордой и быть вассалом Орды, что было не очень приятно. Мы с вами знаем, что, хотя русские князья действительно были вассалами, а не рабами, тем не менее многие погибали в Орде, как Михаил Черниговский, как Михаил Тверской. То была небезопасная игра, но она не требовала от русских стать ордынцами и сохраняла Россию как центральную в будущем страну православной веры, церкви и восточнохристианской культуры. Если бы не Александр Невский, может быть, восточнохристианский культурный регион даже уже бы не существовал. Ах, как мало мы то ценим! Как еще слабо чувствуем свою культуру! Даже православные. Разве мало среди нас людей с неорганичным православием. Веру их судить не тщусь и не призываю, но есть что-то неполноценное в человеке, который вероисповедно полагает себя православным, а культурно европейцем, то есть человеком чужой западной культуры, а не своей. В том, что наша культура жива, заслуга многих, а самая большая — заслуга Александра.

Выбор Александра Невского — это не менее важный выбор в нашей истории, чем, если хотите, выбор святого равноапостольного Владимира — выбор веры. По сути дела, это ведь опять был выбор веры.

Но мне хотелось бы заострить внимание на Александре Невском именно как на святом благоверном князе, то есть как на христианском правителе. Несомненно, вы все задумывались, что правителем быть вообще тяжело. Тысячекратно тяжелее быть христианским правителем, ибо спрос же с тебя тот же, но есть необходимость принимать властные решения, а иногда применять силу, а иногда быть повинным в смерти человеческой, а иногда даже в смерти многих людей. Чего устрашился перед Куликовской битвой потомок Александра святой благоверный князь Дмитрий? Мамая устрашился? Нет. А только лишь того, что он многих и многих поведет на смерть.

Кроме того, есть еще искушение властью. Власть, как известно, развращает. И вместе с тем, власть необходима. Это антиномично. И осуществлять власть необходимо. И быть кому-то правителем необходимо. Слабый правитель, не исполняющий своего долга, может повлечь больше ужаса и больше крови, чем иногда правитель жестокий. А ведь люди в то время были глубокими христианами.

И вот на протяжении всей жизни Александра мы не найдем ни одного поступка, бросающего тень на его нравственную оценку. У многих можем найти. У великого нашего государя Иоанна Третьего, создателя Российской державы, найдем. А вот у Александра мы того не найдем. Ничего, ни одного пятна. А эпоха его была страшнее любой, вероятно, даже страшнее эпохи Николая Второго, ибо государь-мученик мог полагать, что он мученик и во благо будущего России. Ну, пусть народ в большей части взбесился, но это же не конец, Россия все-таки будет, и будет православной. А при Александре все разваливалось. Он спасал Русь, а Русь вовсе не хотела, чтобы ее спасали. Он отбивал врагов от Новгорода, он отводил ордынский гнев от Новгорода, а новгородцы ему на ворота указывали.

Благо православия видно и в ордынском вопросе. Вот посмотрите. В 1261 году епархия в Орде была основана явно не без участия Александра Невского, конечно, митрополитом Кириллом, великим деятелем нашей церковной истории, но не без участия Александра. Мы точно не знаем, нету документов, но совершенно невозможно в этом сомневаться. Через год он как раз поедет в Орду, и перед этим там был. Что же тут от христианского правителя? Так ведь кафедра была миссионерской, она же была открыта с явным стремление крестить Орду.

Я думаю, со мной все согласятся, что величайшим подвигом Руси была бы не победа на Куликовом поле, а христианское просвещение Орды. И Куликово поле потребовалось только потому, что мы, к сожалению, не сумели просветить Орду.

Русь была разорена не только потому, что на нее нападали. Да, нападали на нее со всех сторон. Потому и выбор приходилось делать. С запада нападали венгры, поляки, литовцы, немцы, шведы. Практически вся западная граница была либо враждебной, либо, как литовская, опасной. И восточная была примерно такой же, от Волжской Булгарии до Сарая и южных степей дальше. Русь была еще невероятно слаба. Вот почему у Александра Невского могло быть меньше надежды, чем у Николая Второго. Да, Русь претерпела чудовищный разгром после 1917 года. И мы до сих пор еще не преодолели последствий. Мы даже не приблизились к подлинному восстановлению России. Но мы же видим, что восстановление возможно. Люди же есть, люди в России существуют, и многие трудятся над ее возрождением.

А вот Александр трудился один. Здоровенный, красивый, смелый воин не дожил до 43 лет. Версию его убийства я склонен отметать, она очень малодостоверна. Орда слишком нуждалась в Александре, чтобы его убить. Можно только попытаться представить себе очень сложный ход убийства орденским или другим западным агентом, который сумел бы как-то прокрасться в окружение Александра в бытность его в Орде в последний приезд 1263 года. Возможен только такой маловероятный вариант. Скорее всего, он просто надорвался. Он надорвался, потому что не родил этот народ, но нес его на руках подобно библейскому Моисею.

Чем он мог руководствоваться, если у него даже серьезной надежды не было? Только чувством долга. Мы встречались с такими святыми. Они были в конце Рима, когда Рим погибал, как, например, преподобный Венедикт Нурсийский. Они были, когда погибала Византия, как, например, святитель Григорий Палама. И Россия в не меньшей степени погибала в середине, во второй половине XIII века. И ничего, ни малейшей надежды, кроме долга, не было у Александра Невского. Это урок нам всем, это образец, особенно тем, у кого нету надежды на светлое будущее России. Это не имеет значения, мы с вами в будущее не заглядываем. У Александра Невского тоже, скорее всего, не было надежды. Но он победил, он оказался прав. И мы теперь это видим.


Рецензии