В сельце Аряш

Ранее:http://proza.ru/2022/09/11/481


Имение в сельце Аряш, площадью 2000 десятин, что входило в состав Кузнецкого уезда, Саратовской губернии*, Наталия Алексеевна унаследовала после смерти матери, дворянки Варвары Петровны, урождённой Столыпиной.

Жила Наталья Алексеевна в имении с мужем, Потомственным дворянином Владимиром Григорьевичем Трироговым, российским государственным деятелем, тайным советником, филологом и экономистом. Он был действительным членом Русского Географического общества и занимался исследованием крестьянской жизни.

Живя в непосредственном соприкосновении с народом и общаясь постоянно с местными крестьянами, Владимир Григорьевич получил богатый материал для дальнейших исследований народной жизни, сельской общины и других важных вопросов экономики в русском государстве.
 
С середины 1870-х годов В.Г. Трирогов уже имел научную известность как знаток крестьянского общинного земледельческого быта. Позднее, будучи членом влиятельного политико-экономического общества «Элеппсис», на заседаниях которого обсуждались важные социально-экономические и политические проблемы, а затем занимая должность Директора Временного Отдела по поземельному устройству государственных крестьян Министерства Государственных Имуществ (СП-б), Владимир Григорьевич Трирогов способствовал продвижению ряда официальных документов и программ по земельному вопросу в Думу.

Было у четы Трироговых трое сыновей: Алексей, Всеволод и Григорий.


*
Cо своей будущей женой Ольгой, дочерью знаменитого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Алексей Трирогов познакомился в 1878 году в Петербурге. Он был однокурсником и товарищем по Морскому кадетскому корпусу Владимира Менделеева - брата тринадцатилетней Ольги.

По воспоминаниям самой Ольги Дмитриевны, Трирогов понравился ей сразу своей галантностью, и в то же время, мальчишечьим озорством. Он любил танцевать, показывать фокусы с картами и с горящими предметами. В доме Менделеевых Алексей, родители которого жили тогда в Саратовской губернии, в имении Аряш, стал бывать каждое воскресенье, отдыхая после занятий в Училище.

В то самое время в семье Менделеевых произойду очень трагичные для детей Дмитрия Ивановича перемены. 42-х летний отец оставит Феозву Никитичну, встретив шестнадцатилетнюю Анну Ивановну Попову – будущую художницу.

Д.И. Менделееву сначала жена, а потом церковь долго не будут разрешать разводится, а когда развод будет получен, запретят повторно венчаться. Лишь в 1882 году, наконец, пару обвенчает священник Адмиралтейской церкви в Кронштадте. Дочь Ольга останется жить с матерью, а сын Владимир - в новой семье отца.
 
Закончив училище, Алексей Трирогов станет сначала, как и Владимир Менделеев, морским офицером. Венчание их с  Ольгой Дмитриевной состоится осенью 1889 года в Петропавловской церкви при Императорском Университете Петербурга.

Старшие Трироговы были очень рады родству со знаменитым учёным Д.И. Менделеевым, и преподнесли молодым в дар то самое своё любимое имение в селе Аряш. При содействии влиятельного тестя, Алексей Владимирович вскоре уволится со службы, и семья Трироговых, уже с дочкой Наташей (1894 - 1951) станет помещиками в этой Поволжской глубинке. В своё, теперь, имение Ольга заберёт и маму Феозву Никитичну.


ШКОЛА

В 1891 году Наталья Алексеевна Трирогова, едва оправившись от тяжёлой болезни, последовавшей после смерти супруга, организовала в его честь сельскую школу-пансионат для обучения мордовских и русских детей. Попечителем Аряшской школы стал сын В.Г. Трирогова, Всеволод Владимирович, почётный мировой судья.
 
Не все крестьяне полны были желанием, оставив свою землю и любимую деревню, мчаться куда-то за призрачным счастьем. А потому не все тянулись к учёбе, поскольку науку народной мудрости и деловых традиций детишки всех этносов в совершенстве постигали в своих семьях. Старшие передавали младшим любовь к Земле - Кормилице, знания о её характере, о народных приметах для определения сроков сева и сбора урожая, учили понимать животных, лечить их. В каждом доме бережно хранили секреты кулинарных рецептов и маленьких бытовых хитростей, облегчающих не лёгкие трудовые будни.

Поэтому школа предназначалась тем детям, которые всё же тянулись к знаниям и хотели увидеть мир за пределами своей деревни, как дети мордовских крестьян Калмыковых.

Аряшская школа быстро расширялась, благоустраивалась и, вскоре, стала образцом даже для крупных центров. Здесь учились, в основном, местные дети, а для проживания детей с отдалённых деревень, на территории имения были построены пансионаты. Обучение для мальчиков и девочек было раздельным, а вот мордовские и русские дети учились вместе.

Помимо обучения грамоте, счёту, Закону Божьему, детям прививался художественный вкус, любовь к крестьянскому труду, своей природе, давались основы медицинских знаний и др. Работы аряшских школьников резьбы по дереву не раз удостаивались наград на выставках в Петербурге, Саратове, Пензе и Кузнецке.
Но самым примечательным для учащихся школы Трироговых были встречи и общение с такими выдающимися учёными, как Алексей Александрович Шахматов и Макар Евсевьевич Евсевьев.
       
Действительный статский советник Алексей Александрович Шахматов - Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, приходился Наталье Алексеевне Трироговой (ур. Шахматовой) племянником.

Специализировался учёный в области русский филологии, лингвистики, истории и стал основоположником исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.
 
В те годы в Поволжском крае большое внимание передовыми учёными уделялось вопросам изучения национальностей. И не удивительно, ведь на бывшей границе Московии с Дикой степью исторически сосредоточились различные этносы (великороссы, малороссы (украинцы), мордва, татары, немцы и др.), которые, живя бок о бок, сохраняли свою культурную идентичность. А это обстоятельство требовало немалых усилий, чтобы подвести их к необходимости получения образования по единому стандарту. После отмены крепостного права Россия перешла к капиталистическому строительству: к аграрным реформам в деревнях и индустриализации городов. А это требовало от людей новых знаний, дополнительных умений. Местное же население считало образование для себя лишним. Отдавая предпочтение традициям, крестьяне говорили: «Землю пахать можно и без грамоты. Старики без грамоты жили, и мы так век проживём».
 
В 1870-х годах в стране проходила общероссийская государственная реформа народной школы, провозглашённая министром народного просвещения графом Д.А. Толстым. Все учебные заведения входили в Учебные Округа, во главе с университетами. Саратовская губерния относилась к Казанскому**учебному округу , а Пензенская – к Харьковскому.***

А.А. Шахматов плодотворно занимался просветительской и организаторской деятельностью и в Академии, и в вузах России, в научных обществах и собраниях. Как крупный исследователь, А.А. Шахматов считал белорусов, украинцев и русских единым народом: «Может ли быть какое-нибудь сомнение в том, что малорусы, белорусы и великорусы члены одной общей русской семьи? Самый скептический ум не станет этого отрицать».  Однако, был уверен в том, что каждый славянский народ, при этом, должен знать свой язык и беречь свою культуру: «Но для пользы русского дела пожелаю, чтобы ни одна русская народность не была обезличена, чтобы все они получили правильное и широкое развитие. Только тогда Россия будет сильна, только тогда русское племя сохранит и себя на пользу всему культурному человечеству».****

Учёный пытался, опираясь на исторический опыт, воплотить мечту великорусов о едином Отечестве, о торжестве славянского братства. В начале 1900-х гг. он вместе с другими известными учеными из славянских государств, стал одним из организаторов Союза славянских академий.
 
С профессором Макаром Евсеевьевичем Евсеевьевым (Кобаевым) учащиеся аряшской школы участвовали в летних фольклорных экспедициях по Саратовской и Пензенской губерниям. Макар Евсеев - коллежский советник, учёный, просветитель, педагог, первый учёный - энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов был по национальности эрзянин.

С конца 19 века в пензенской Учительской семинарии уже велось преподавание мордовского языка «для техъ изъ воспитанниковъ Семинаріи изъ мордвы, кои будутъ назначены учителями народныхъ училищь въ м;стности среди мордовскаго населенія». С именем же Евсева связывают новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания. Он написал первые буквари для мокши и эрзи, перевёл более 10 вероучительных и учебных книг, положил начало широким русско-мордовским связям.

Дети окрестных деревень помогали учёному в сборе народных сказок, стихов и поговорок. Его богатейшая коллекция мордовской одежды участвовала во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а эрзянский костюм, привезённый на Всемирную выставку в Париж был удостоен золотой медали. И даже сегодня большую часть его коллекции мордовской одежды, предметов быта и традиционных украшений можно увидеть в крупнейших городах России и финно-угорских странах Европы.

Можно теперь себе представить, какое всестороннее образование получили в школе дворян Трироговых дети эрзянских крестьян Калмыковых!




ПРИМЕЧАНИЯ:

*Сейчас Пензенская область;

**г. Казань сейчас является столицей Республики Татарстан в России;

***г. Харьков – город на Украине;

****А. А. Шахматов. О государственных задачах русского народа в связи с национальными задачами племен, населяющих Россию. Публикация О. В. Никитина www.portal-slovo.ru

***** Там же


ПРИЛОЖЕНИЯ

На фото:

- Владимир Григорьевич Трирогов (1834Семфирополь -1891Берлин),
Место погребения: Аряш

- Наталья Алексеевна Трирогова (ур. Шахматова) 1838-1903 С-Пб,
Место погребения: Аряш

- Алексей Александрович Шахматов (1864, Нарва —1920, Петроград);

- Макар Евсеевьевич Евсеевьев (Кобаев)1864, Малые Кармалы, Симбирская губерния — 1931, Казань)

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/09/21/311


Рецензии