Пётр Пивоваров Сейчас смещены ценностные векторы
Пётр Пивоваров, руководитель студии авторских интерьеров «Ижица-дизайн», президент Ассоциации дизайнеров Сочи
Основная тема – как грамотный дизайн среды влияет на прибыль санаторно-курортных объектов, отелей и города в целом
Часть 1.
Петр Пивоваров: «В современном Сочи при проектировании зданий резко смещаются ценностные векторы»
- Вы почти 20 лет занимаетесь дизайном среды. В последние годы все чаще разрабатывали дизайн общественных помещений, номеров отелей, санаториев. Сейчас в Сочи строительный бум. Но все ли хорошо обстоит с дизайном? Почему грамотный дизайн пространств еще на стадии концепции и архитектурного проектирования просто необходим? На что он влияет? Что он дает самому пространству объекта? А что – заказчику? В чем ценность дизайна? Речь именно об отелях, санаториях и новых апартаментных комплексах.
- Перед тем, как проектировать пространство и заниматься дизайном конкретного объекта, нужно понять и сформулировать его функциональность, то есть для чего этот объект будет строиться. Также устанавливаем, для кого он строится, какая у него функциональность, в каком месте он будет находиться. Географически место выбирается исходя из концепции отеля. А если просто уже есть участок, определяется, что это за место, сто там можно строить. Почему-то наблюдаю по опыту, что заказчики это все определяют очень расплывчато, потому что они не специалисты в этом. А вообще в России специалистов таким мало, кто умеет определять ценность самой земли, объекта, их потенциал, обосновывать концепцию, экономику. Если же идти по очень простому пути, как сейчас это и происходит: строят то, что очень выгодно прямо сейчас, то, что быстро и выгодно будет продано. Сейчас актуальна тенденция строить частные гостиницы, комплексы апартаментов, коттеджные поселки – в простой стилистике. Они очень хорошо продаются, их раскупают еще на стадии начального строительства или даже на стадии концепции, когда есть красивые визуализации. Гостиницы, в том числе и частные, для нашей страны и для Сочи достаточно новая история. Вижу, что сейчас в Сочи вообще не знают, как строить. Те инвесторы, которые вчера строили жилые комплексы, сегодня перестраиваются на возведение гостиниц, то есть объектов с другим функционалом и инфраструктурой. А это другой вид бизнеса. Здесь уже есть управляющие компании, которые понимают, как вести экономику, как соблюсти технологию.
Дизайн – это проектирование среды, понятие и явление очень многогранное. Иногда им занимаются дизайнеры, иногда архитекторы, а лучше, когда и те, и другие. Архитектура начала прошлого века очень функциональна, если вспомнить того же Райта. Пространство переплетено с формой. Если чуть углубиться и перейти от дизайна к архитектуре, то вспоминаем, что это вообще-то вид искусства. И есть огромная разница между просто строением и собственно архитектурой. Настоящая архитектура – это гармоничное соединение в одном месте многих факторов и составляющих, единство формы и функции. И все это наиболее приемлемым образом вписано в какое-то место и становится частью чего-то большего.
Дизайн же – это часть общего проектирования пространства. Он не существует сам по себе в отрыве от остального. В понятие «проектирование» входит понимание функции объекта, что вокруг него, для кого он будет строиться, в какой стилистике, а также учитывается экономика и, конечно, эмоциональная составляющая: что должны чувствовать в этом пространстве люди. Взаимосвязь всех этих составляющих, а также самих людей, это реализовывающих, – это и есть технология достижения результата.
- А можете побыть адвокатом дизайна, чтобы наши читатели поняли, как и что можно с помощью дизайна менять?
- Начнем с того, что какое-то время назад архитектуру и дизайн разделили как виды деятельности. И это приносит больше непонимания, чем результатов. Многие даже после 6 лет в вузе, уже находясь в профессии, не могут определиться, кто же они, что они проектируют. Одни архитекторы представляют себя как дизайнера-архитектора, а другие подчеркнуто выделяют архитекторов, а дизайнеров именуют «декоратором или мастером правильно шторы подобрать». А ведь архитектор как раз и продумывает и проектирует все пространство для людей, которое ему перепоручили. Внутреннее пространство и его функциональное назначение напрямую связано с архитектурой внешней и ее функцией. Архитектор как раз и продумывает, как человек будет находиться в этой новой среде, с кем и с чем он будет сталкиваться – в зависимости от назначения этого пространства, будь то это гостиница, жилой дом, комплекс апартаментов… И здесь своя четкая логика. А продумывает и проектирует это человек, а чаще - люди с опытом: архитекторы, технологи, конструкторы. В создании гармоничного пространства важны стилистика, правильный подбор материалов. Но пока я наблюдаю в Сочи такую картину: чем больше объект, тем меньше застройщики думают о роли дизайна и вспоминают (если вспоминают вообще) о дизайнере как специалисте чуть ли не в последнюю очередь. И по этому признаку можно говорить об опыте застройщика и всей команды: увидев промахи и трудности возведения первого объекта, такой застройщик более продуманно начинает работу над последующими и четко осознает значимость дизайна для правильного проектирования и дальнейшей эксплуатации пространств. Пока это чаще сводится к некому «оформительству», потому что дизайнер чаще всего включается в общую работу после определенных стадий проектирования, во время строительства объекта. И здесь очень важен опыт архитектурной компании, которая и проектировала это пространство, и отельного оператора, который будет объектом управлять. Приведу пример из своего опыта: застройщику надо построить больше номеров, чтобы сдавать и продавать. Потом в дело входит отельный оператор и спрашивает, а где тут в проекте конференц-зал или залы, лобби-бар, спа-центр? «А зачем?» - возразит застройщик. «Вам этим не управлять, - заметит управляющая компания, - а людям нужны не только клетушки». Вот так и меняется проект. Хотя все можно было определить на начальном этапе. Если же этот момент определения точной функциональности пространств упущен, проектировщик что-то напроектировал, застройщик строит. В итоге получаем громаду не совсем удобных и не совсем понятных помещений. Хотя в Сочи именно такая практика: перепрофилировать здания. Такие реалии и требования времени, сулящие быстрые дивиденды. Порой такое происходит, потому что частных застройщиков обычно консультируют (барабанная дробь!) – риэлторы.
- Это я все наблюдаю. Но вот давайте попробуем создать более идеальную ситуацию, когда у инвестора есть участок земли, он примерно знает, что хочет построить. Как ему правильно преподнести, что уже на начальном этапе важен дизайн, что архитектура и дизайн плотно переплетены?
- До проектирования чего-либо нужно провести аналитические исследования этого места, точно сформулировать назначение будущего объекта. Это обычно влияет на выбранную и выработанную концепцию, даже на формулировки рекламы в будущем. И точно определяется, для кого и для чего это строится.
- Недавно подписалась на канал одной семейной дизайн-студии. Там посыл супругов-дизайнеров в том, что они гарантируют удорожание объекта недвижимости (сдача или продажа) после реализованного их дизайн-проекта минимум на 30%. То есть специалисты уверены в ценности и рабочей технологии качественного дизайна. И значит, на такую услугу есть клиенты, понимающие свои выгоды?
- Дизайн дизайну рознь, как и архитектура архитектуре рознь. Можно вполне обойтись без дизайна даже при проектировании отеля. Номера прекрасно закомплектуют или отдел продаж, или поставщики. Это видно по интерьерам сетевых отелей, где, возможно, когда-то изначально и присутствовала некая красивая концепция. Хотя именно концепция объекта делается на собранной аналитике. И если проект студии (дизайн-студии или архитектурной) похож на выбранную концепцию, это хороший знак. Дизайн, конечно, может измениться, но суть концепции все же желательно выдержать. Изменения неизбежны, потому что на это влияет новая информация, проработка идеи вглубь.
- Есть ли способ донести до множества новых застройщиков Сочи важность обращения к дизайнерам на самой начальной стадии? Как им объяснить, что дизайнер – это помощник и эксперт, а не только тот, кто в самом конце что-то симпатичное придумает в уже готовом пространстве?
- Сейчас явная тенденция переделывать различные здания под гостиницы и комплексы апартаментов. Даже жилые дома превращают в отели. Их перекупают другие люди, более опытные и профессиональные в отельной сфере, и дают более правильные технические задания. Устраиваются тендеры и прочее. И всё чаще звучит фразы: «приглашайте дизайнеров», «приглашайте архитекторов». А каких? Тогда возникает естественный вопрос: как застройщикам и отельерам найти нужных им специалистов? Проектировать симпатичные здания могут многие архитекторы, к примеру. Делать хороший дизайн способны многие дизайнеры. И это будет жить и работать. Экономика важна и дальнейшее управление объектами. Вот оно есть, как теперь с этим управляться так, чтоб оно приносило доход? Одним красивым интерьером сыт не будешь, если инфраструктура и сервис хромают. Управление первостепенно. А вот следующим пунктом я бы выделил грамотное проектирование. Хороший архитектор или дизайнер сделают красивый проект. Есть нормативы работы помещений разного назначения, но они довольно условны и трактуются по-разному. Людей, знающих, как внутри отеля распределяются потоки людей, почему именно так, какие должны быть соотношения площадей помещений того или иного назначения, - единицы в России. Их очень мало. Функция отеля – сделать так, чтобы гостю было хорошо. Но мало кто задумывается, что стоит за этим «хорошо». Где находится персонал, где и как загружают и выгружают продукты и белье и еще много и много чего. Это продумывают несколько технологов. Но особо у нас такое не продумывают. А там, где это грамотно распределено и реализовано, мы чувствуем себя очень комфортно. Правда? А качественный дизайн выходит из этого всего. Пространство и всевозможные необходимости во многом диктуют свои условия, которые дизайнер грамотно реализовывает в решениях.
Если у проектной компании есть аналитика (а она есть далеко не у всех), то можно заказчику все легко показать на примерах. Дизайнер узнает, какие цели ставит заказчик, что ему нужно от реализованное объекта. Дизайнер в ответ показывает те возможности, которые он там увидел, какие можно получить от этого объекта. Почему часто инвесторы не обращаются к дизайнерам и довольствуются какими-то усредненными очень стандартными решениями? Потому что к ним приходят крупные поставщики и все комплектуют. То и такое, к чему все привыкли. Заказчик выбирает милые его сердцу линейки мебели и отделки. И тут вдруг дизайнер показывает застройщику или инвестору, что он может получить, заказав разработку и реализацию дизайн-проекта – в этой же ценовой категории. Но здесь уже присутствует идея, концепция и более точная проработка – для кого эти пространства.
Просто у нас часто из-за необходимости что-то сделать быстро, сдать и продать, теряется ценность и необходимость анализа и более продуманных дизайнерских решений – для кого и для чего эти объекты, что хотим получить от них. Неважно, какая могла быть стилистика, если внутри создано гармоничное архитектурное пространство, соразмерное человеку, удобное, функциональное, его можно модернизировать, освежать со временем. Это тоже нужно делать профессионально, но это вполне возможно и осуществимо.
Первый его контраргумент – нехватка времени на анализ. Он готов и хочет строить быстро. А на грамотный анализ и дальнейшее проектирование нужно затратить время, это не делается за ночь. Часто в проектных компаниях все же соглашаются на любой заказ. Берут, и пытаются реализовывать без четко выстроенной внутренней структуры. И тут всё смещается, часто критически: задача меняется со «сделать грамотно и качественно новый объект с предварительным исследованием и потом вдохнуть в него жизнь», на – «просто сделать». Ценностные векторы смещаются. Из-за этого облик города меняется не в лучшую сторону. Обилие заказов на новые объекты и их срочность влияют на то, что создается эфемерная картинка, привлекающая и убеждающая заказчика. А потом начинается долгий или недолгий процесс проектирования с многочисленными переделками, когда почти всегда 100-процентно теряется изначальный стержень идеи. И делается – что-то в рамках перехода из одной стадии в другую.
Часть 2.
Пётр Пивоваров:
«Сейчас время людей. И их персональной ответственности за свои решения и действия»
- Мы с вами свидетели резкого подорожания сочинской земли. Цена квадратного метра недвижимости уже обогнала московский уровень. Эксперты прогнозируют повышение цен на недвижимость в течение 2022 года в Сочи на 25 % от нынешней. Все руководители местных агентств недвижимости говорят, что спрос превышает предложение. Россияне массово решили приобрести хоть что-то в Сочи. Это, видимо, не очень хорошо влияет на уровень и качество дизайна, ведь покупают «и так». Что делать в такой ситуации? Как донести покупателям недвижимости, застройщикам, инвесторам, что дизайн – это не «как-нибудь потом», а важная составляющая грамотного вложения денег? Помогает ли в этом новое правило, что теперь при строительстве подбирается и управляющая компания?
- Время, когда нужно было убеждать в необходимости дизайна, прошло. Сейчас другой максимализм. Часто можно увидеть в объявлениях словосочетание – «дизайнерский ремонт». С ним пытаются продавать. И агентства недвижимости начинают сотрудничать с дизайн-студиями, которые рисуют им красивые концепты, эффективно привлекающие потенциальных клиентов. Потом неважно, что будет. Покупают и на стадии концепта и строительства. В итоге может получиться совсем что-то другое. Люди поняли: дизайн – полезен. Это некий плюс и фишка. Все стали хотеть недвижимость с дизайном. А что такое дизайн на самом деле, так и не поняли.
И тут возникает следующий этап: включение самого процесса дизайна в экономику. На сегодня сама стадия дизайна большинству застройщиков или руководителей агентств недвижимости непонятна – когда ее закладывать в стоимость, когда и как ее реализовывать. И каков объем в денежном эквиваленте необходим на этот дизайн. И вообще – что это такое? Поняли, с дизайном хорошо продается, выгодно делать красивый и понятный концепт. Но будет ли он реализован таким, каким его нарисовали? Теперь надо понять, для чего его делать. Если мы говорим о дизайне, который создается для реализации определенной цели в конкретном месте, где проектируется и продумывается пространство для людей с определенными потребностями, здесь надо учитывать много факторов. И все это собирается в единое целое. И это могут делать специалисты, способные проектировать пространство, не только собственно дизайнеры, но и архитекторы, и проектировщики. Это команда, включающая в себя и инженеров, и конструкторов, и технологов, и представителей смежных профессий. Создание и реализация дизайна – это часть общей работы. Хочу донести свою мысль: ценность не в дизайне или архитектуре, дизайн и архитектура – это инструменты. Это специальности, которые совместно с другими позволяют создать некий единый продукт для людей, для их жизни в определенном месте. И этот процесс наделен определенными функциями, требованиями, задачами. Если застройщик-заказчик понимает из своего опыта, для чего ему каждый раздел нужен и как он взаимодействует с другими разделами, на что он влияет, тогда мы получаем хороший продукт. Если же дизайн и архитектура нужны лишь для того, чтобы просто реализовать что-то, и неважно, как это потом будет «работать» и для кого, но понятно, что это выгодно, то результат будет, скорее, временным и сомнительным, если не сказать – пагубным. На примере современного Сочи хорошо видно, когда покупают землю, чтобы быстро построить и продать квадратные метры на курорте, и что это будет, как оно будет жить, неважно. Это приносит прибыль оперативно. И тогда архитектура и дизайн здесь не имеют ценности, они лишь применяются, чтобы это как-то было создано и потом как-то работало. Это не создано для человека, это сделано для того, чтобы оно начало функционировать и играло роль «перевалочного пункта инвестиций-финансов». Застройщик уверен, что это и так купят, что люди будут сюда приезжать или перепродадут позже. И уже неважно, что это будет в итоге. В этом случае ценность любого звена цепочки теряется. Все звенья нужны, чтобы нечто заработало. И что мы видим? Заказы эффектных концептов не для того, чтобы потом точно их реализовать, а для привлечения покупателей и чтоб окупить вложения. Самое смешное и печальное одновременно вот что: эти концепты делаются кем угодно. И часто теми, кто никогда ничего не реализовывал. А просто классными ребятами, у которых есть вкус и которые умеют делать добротные концептуальные вещи. Но они не умеют их реализовывать. От них это и не требуется. Вот, что мы получаем. Нужен такой дизайн? Нужен этот раздел? Наверное, да. Вопрос в другом. Если команда делает для людей пространство, то и концепции (на основе проделанного анализа) она будет выдавать те, которые можно реализовать именно так, как «нарисовано». А не с фонаря. Тогда будет понятно место, его задачи, для кого, почему такой концепт архитектуры… В этом случаем ценно не само по себе изображение на определенном этапе, а становится понятно, почему так и это будет дальше осуществляться. Да, что-то может быть переработано, но сам стержень идеи и базовый концепт сохранится и будет виден и понятен.
- Можете ли привести примеры качественного и профессионального дизайна общественных пространств, гостиниц и санаториев в Сочи?
Разделим на категории: первая – где изначально разработана и реализована узнаваемая дизайн-концепция,
вторая – где объекты отремонтировали и при этом сделали это по новому дизайн-проекту.
- Сейчас мы наблюдаем переходный процесс на рынке строительства. Невозможно научить ребенка читать и писать за один день, необходимо время. Здесь что-то подобное. Общество, город должны пройти определенные стадии развития и обучения. Должен переформатироваться мозг.
В Сочи есть спроектированные и реализованные гармоничные пространства. Ещё есть. В последнее время наблюдаю такие проекты, где почему-то забыто, что люди живут в пространстве, человек масштабен чему-то. Так как акцент у инвесторов часто смещен на «быстро заработать», теряется суть. Сегодня в нашем городе преобладают реализованные объекты, где главной целью было оперативное извлечение прибыли из имеющегося земельного участка. Дальше этого планов особо не было. Но есть и исключения. Все зависит от личности, у которой ресурсы. Если человеку важно сохранить или даже улучшить то пространство, на которое он влияет, не знаю, живет ли он там, он будет принимать одни решения, если неважно – другие. Мы же имеем в виду не просто кусок земли или часть города, это еще и взаимоотношения людей и с людьми. Хороший результат (продукт) получается тогда, когда взаимодействие со специалистами-исполнителями, реализующими идею, грамотное и конструктивное, когда их вклад и профессионализм ценятся и важны. Ценность не только в ожидаемом результате (в достигнутой цели), но и в процессе его реализации и взаимодействии с людьми, потому что да, итог важен, но уважение, чувство единения возникают в процессе работы, в процессе поиска и нахождения правильных решений. Один вкладывает миллиарды, но без других людей его идея не будет реализована, поэтому важно и то, кто дает средства, и то, кто это делает. Все важны (и осмелюсь добавить – равны), просто у каждого своя функция и своя доля ответственности.
- Интересная точка зрения. Читала недавно книгу известного в России бизнесмена и некогда девелопера. Он говорит, что такое, как вы описываете, возможно, ценно и эффективно, но оно не может возникнуть в молодых компаниях. Любая компания проходит этапы роста и трансформаций через конфликты. Сначала авторитарный стиль, где преобладает контроль, потом постепенно все узнают потенциал друг друга и учатся распределять обязанности. И в какой-то момент приходит доверие, когда все равны и каждый отвечает за свое, достигая классного результата сообща. Но вот недавно читала рекламу какой-то сочинской проектной студии. Своим главным преимуществом на сайте они называют систему внутреннего контроля и возможность утверждать проекты в несколько раз быстрее, чем это принято в городе… Вот вам и приоритеты нынешнего Сочи.
- Ну они решили козырять некой эфемерной системой контроля и возможностью оперативно утверждать проекты, это их выбор. Есть объективное время на реализацию этапов работы. Чем успешная проектная компания отличается от нестабильных новичков? Тем, что у нее все внутренние процессы налажены и отлажены. Есть системная работа. Бывают молодые компании, которые развиваются и растут семимильными шагами, но они будто балансируют над пропастью, потому что руководство не всегда знает, как грамотно все это направлять. Когда ты один, ты решаешь все сам, когда три человека – появляется система взаимодействия, когда десятки – другая. Ясно, что должна быть система – передачи информации, принятия и утверждения информации, согласования результатов… Бывает так, что запросы извне возрастают, проекты берутся в работу, но времени на внутренний регламент нет. И снова все держится на личностях и иерархии. Наступает момент, когда нужно или вырабатывать внутреннюю систему работы самим, или покупать, беря готовую извне. Иначе все развалится. Или возникает гибрид, когда люди вынужденно самим придумывают и реализуют свои взаимодействия, договариваясь, кто за что отвечает. Это не системный регламент, а вынужденная мера, чтобы остаться на плаву, но она требует колоссальных временных и эмоциональных ресурсов. И плюс к этому текучесть кадров, когда самые способные и опытные уходят, а на обучение новеньких нет времени, и они сразу берутся за масштабные проекты. Теперь представьте, что напроектируют в таких компаниях еще и при нехватке времени. А это потом строится в Сочи. Заказчик этой «кухни» не знает, он видит красивую рекламу, креативные концепции, дружит с руководством, еще что-то. И ему обещают быстро и дешевле, чем у конкурентов. Естественно, он заказывает. О внутренних процессах он не осведомлен, естественно. И не догадывается, что осуществление его идеи, заказа ляжет на плечи 2-3 основных специалистов.
Часть 3.
Пётр Пивоваров:
«Лучше знать, кому вы заказываете проекты и дальнейшую реализации, не ведитесь на хвалебные речи и красивые картинки, смотрите на результаты: что было уже реализовано этой компанией и человеком».
- Давайте вернемся к основной теме разговора – дизайну и его значимости в современном Сочи. Есть рестораны с интересным грамотным дизайном, что-то еще можете привести в пример, где дизайн улучшает социальную жизнь, просто делает город гармоничнее?
- Как я уже говорил, дизайн занимает в общей структуре жизни общества и строительства свое место. Многое в этом вопросе зависит о проектной компании, какое место в ней занимает именно дизайн. Нельзя испечь вкусный хлеб, миновав основные этапы подготовки теста. Или это будет другой хлеб, с другими характеристиками. Так же и здесь, нельзя сделать некоторые вещи быстрее, чем действительно необходимо на их создание. Например, в компанию поступил заказ-запрос на проектирование чего-то, выделенные на это специалисты должны его проанализировать, создать коммерческое предложение и концепцию. На это нужно время. Зачастую же заказчик думает, что все можно придумать за пару дней, он же предоставил исчерпывающие данные. Здесь удобно объяснять на примерах. Если ты заказываешь качественные туфли именно под свои ноги с их особенностями, ты понимаешь, что они не будут готовы завтра к утру. И ты готов ждать.
- Понимаю. Но сейчас культивируется во многих сферах такое преимущество, как – «быстро».
- А что значит – быстро? Это же все относительно. Как бы ни хотел заказчик все получить оперативно – крупный ли, небольшой ли – на предварительный анализ данных о будущем объекте и подготовку объективного коммерческого предложения необходимо определенное время. Может быть 2 дня, неделя, месяц.
- Хорошо. Убедили. Вам дали необходимое время. Дальше. Как вы преподнесете заказчику ценность дизайна, чтобы он захотел оплачивать все этапы подготовки дизайн-проекта и более того – считал это целесообразным при проектировании нового объекта или при перепроектировании имеющегося? Как убедить в ценности читаемой и потом реализуемой идеи, а не в просто качественных отделочных материалах и красиво подобранном текстиле?
- Многое зависит от заказчика. Заказчики, безусловно, разные, и говорить им надо разное. Мы так или иначе живем в архитектурной среде. И видим, что есть места и архитектурные объекты, которые хороши в любые времена, будто они не относятся ни к какому времени. В них заложена созидательная мысль и она была реализована. Неважно, когда: 1000 лет назад, 500, 100, 30 лет. Там комфортно находиться. Почему? Потому что это создано для людей с определенными целями. В реализованный объект были заложены невидимые ценности, которые, тем не менее, мы чувствуем. А когда просто делается объект ради возведения объекта и продажи квадратных метров. Это коробка, которая принесла деньги. Как она будет жить в дальнейшем, каково будет людям жить в ней?
Многое можно уловить и подготовить уже на стадии предварительного анализа на основе того, что нужно заказчику. Обязательно дизайнеру надо показать те возможности, которые он уловил, увидел для этого объекта. То есть то, что можно получить от этого реализованного проекта. Часто вначале заказчик показывает какие-то типовые решения, которые ему близки. Почему часто инвесторы не тратятся на дизайн как таковой? Потому что все решения могут предоставить поставщики. И вот они все комплектуют, получаются типовые номера, например, где и не нужен дизайн. Просто заказчик выбирает определенные линейки мебели и отделки, и мы потом видим все бежевенькое или серенькое со странными красными и желтыми акцентами. Если кому интересно, для примера, можете найти в интернете номера нескольких сетевых известных отелей 4 звезды и проанализировать их с точки зрения эргономики, функции, наполненности, эстетики и вы сразу все поймете, о чем я. Работа и ответственность дизайнера – показать заказчику, что он может получить в этой же ценовой категории, но с присутствием идеи, понятной и считываемой концепции, с учетом технологических процессов и того, для кого это проектируется, кто там будет жить.
- Наконец-то я поняла, что происходит в Сочи сейчас. Из-за необходимости все сделать быстро, теряется необходимость грамотного анализа, опускается ценность концепции. Получается что-то усредненно-безликое.
- Из-за того, что во главу угла ставят оперативность создать и сдать объект, а не поиск таких решений, которые сделают и внешний вид, и интерьеры – без времени, мы получаем то, что получаем. Вот мы все бывали в «Фестивальном», в главном здании на территории ботанического сада «Дерево Дружбы». Почему нам там комфортно, приятно, легко? И неважно, какая стилистика. Другой плюс таких проектов – их можно модернизировать. Если создано гармоничное архитектурное пространство, соразмерное человеку, удобное, его можно со временем менять. Да, это тоже нужно делать профессионально.
В сотый раз скажу: если хотите дружественное человеку пространство, помните, что на проектирование и анализ нужно время. А мы его начинаем урезать. Это печально. И именно это надо менять. Плюс к этому: во многих проектных компаниях до сих пор не выстроена внутренняя система работы, и результат зависит исключительно от нескольких профи, на плечи которых ложится «борьба с хаосом». Лучше знать, кому вы заказываете проекты и дальнейшую реализации, не ведитесь на хвалебные речи и красивые картинки, смотрите на результаты: что было уже реализовано этой компанией и человеком.
- Вот подумалось: личность Сталина мне совсем не близка. Но возьмем его вклад в развитие Сочи. Труднейшие для страны 30-50-е, а в нашем городе были построены не только дворцы-санатории, но и прекрасные вокзалы – железнодорожный и морской. Сколько исследований, реализованных проектов – укрепления берегов, русел рек… Он привлекал к делу самых даровитых архитекторов, инженеров-гидротехников, конструкторов, ландшафтников… а потом многие из них были сосланы или намеренно стерты из истории. Но город-то получил жемчужины! А какое время сейчас?
- Сейчас время людей. Речь и о заказчиках, и об исполнителях, и о тех, кто будет в этом жить. Сейчас время нащупывания базовых ценностей. Каждый из нас должен понимать, для чего он делает то или иное. И того же заказчика есть семья, дети, возможно, уже внуки. И то, что он задумал и делает сейчас, влияет и будет влиять в будущем на их жизнь. Им в этом жить. Делаем сейчас для последующих поколений. Он их любит? Наверное, да. Но у нас в стране и в городе многое идет в отрыве от этих ценностей. То есть желание преумножить или сколотить капитал идет в отрыве от общечеловеческих ценностей. А надо чаще задаваться вопросом: в какую ценностную сторону ты меняешь то, во что вкладываешь средства? И этот разлом и нестыковку именно в Сочи очень сильно видно. То есть не делай и живи здесь и сейчас в этом со своими близкими, а именно – сделай – и получи от этого выгоду. Надо учиться мыслить в другом направлении.
Художник пишет на заказ, дизайнер и архитектор выполняют заказы. Мы не можем существовать без клиентов. Наша работа – реализовывать идеи. Но если эти специалисты подчинятся ценностям «заработать/получить здесь и сейчас» и будут делать, что им прикажут, происходит заражение и искажение. Мы уже не несем миру общечеловеческие ценности, не обучаем друг друга чему-то важному в процессе взаимодействия, а просто используем друг друга. Ответственность за результат лежит на всех людях-звеньях. Заказчик решает заработать, что-то быстро построив и не заботясь, как это повлияет на жизнь города, а исполнитель, нуждаясь в деньгах, не думая, делает. А потом архитекторы и дизайнеры сетуют: «Какие плохие заказчики, нет для них ничего святого». А чем вы отличаетесь от них? Чем мы от них отличаемся… мы, получается, такие же. Мы не учим их тому, в чем мы хорошо разбираемся, не объясняем, почему так нехорошо и неправильно, а молча делаем, что нам скажут. Не заказчик же проектирует все эти одиозные объекты. Не квартирки, а целые районы уже. И не говорит клиенту: «Нет, я это и так проектировать не буду, потому что…» И объясняет, чем грозит возникновение того или иного объекта. Деградацией экологии, оползневыми процессами, ухудшением безопасности, усугублением других факторов. И это не эфемерные понятия, а доказуемые категории, имеющие подтверждения по всему миру.
- Из нашего разговора я уже сейчас делаю вывод, что в Сочи совершенно не работают (или хитроумно обходятся) законы, которые бы оберегали – первое – старинные объекты и здания, второе – саму курортную землю. Это как так-то? Кто виноват, и что делать? Во что превратится Сочи уже в ближайшее время? В перенаселенный мегаполис с ползущими домами и дорогами, где нечем дышать и где застройщики уехали в другие страны подальше от объектов, обеспечивших их на ближайшие сто лет?
- А зачем в Сочи жить, если здесь невозможно жить? Видимо, страны, города и народы должны пройти некие стадии. И мы должны увидеть, что мы наделали. Когда все хорошее, созданное до нас в Сочи, будет людьми же и разрушено, тогда, возможно, появятся какие-то выводы и даже решения. Человек в первую очередь должен знать и всю жизнь узнавать то место, где он живет. Знать его историю, ресурсы. Можно развивать эти места и извлекать прибыль в гармонии, а не уничтожая и усугубляя. На многих постолимпийских примерах мы увидели, что многое уже утрачено в Сочи, его не вернуть. Сейчас время, когда каждый из нас должен понять, что и для чего он делает. Увидеть ценность своих решений и своего пути. Можно реализовывать классные идеи, которые будут приносить пользу и людям, и городу, и природе. И более того, они прибыльны. Для создания таких идей и проектов нужны специалисты. Они есть. Нужно поменять сам подход. С быстрого возведения и продажи (сдачи) квадратных метров у моря на создание единой среды, улучшающей жизнь всех живых существ в ней. Вне времени. Или со временем только улучшающейся.
Свидетельство о публикации №222091300702