Притча

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ

               
                П Р И Т Ч А
               
                РАССКАЗ

- Что вы вытворяете, ребята? – Отчитывал дед Серафим своих, уже немолодых внуков, - вам сколько лет? Вы еще подеритесь…
Серафим сидел за столом, а двое взрослых мужчин, как провинившиеся мальчишки, стояли у стола по стойке смирно.
- А чего я, - оправдывался Владик – младший внук, - я ему спокойно объясняю, а он сразу за грудки. Рад, что здоровый вымахал.
- Ты меня болваном обозвал, - взорвался старший Семен, - подумаешь ведущий специалист он. Чи не фигура?..
- Да, что ты понимаешь в бизнесе, - упрекал брата Владик, - я в серьезной фирме работаю, у меня перспективы тебе и не снились. А ты так и будешь всю жизнь в земле ковыряться - фермер хренов!
Братья опять вступили в перепалку, и дед Серафим, осадив внуков строгим словом, усадил их за стол для переговоров.
Выслушав каждого, дед Серафим обратился к младшему:
- Ты, Владик, большого мнения о себе, и вот, что я тебе посоветую. Помни, что, задирая нос, ты подставляешь горло... А, ты, Семен, тоже должен зарубить себе на носу - кто грубо доказывает, тот ничего не доказывает… Вы взрослые люди, а хвастаетесь как дети.
Внуки – два уже взрослых мужчины, приуныли за столом и дед Серафим, сняв с себя маску строгого родителя, смягчился и объявил:
- А вообще-то, вы у меня хорошие ребята! И все у вас как у людей; семья, дом, работа и, конечно, проблемы. Но как без них, без проблем никак, и ваш спор тому пример. А спорить нужно, это даже полезно, а вот ссориться – это обидная трата времени…

Вдруг, долго молчавший Семен, стал успокаивать деда:
- Ты зря волнуешься, дедушка, я Владьку люблю, и он меня.
Его поддержал брат и заверил, что это только эмоции…
Внуки убедили деда и тот, встав из-за стола, спросил:
- Баню-то топить будем?
Семен согласился, а Владик, почесав в затылке, отказался.
- Это дело долгое, а у меня времени в обрез, - оправдывался он.
- Как времени нет? – Возмутился старший брат, - ты, что такое говоришь? За сколько времени приехал к деду и у него времени нет?..
Владик стал рассказывать свою непростую ситуацию на работе, и братья вскоре перешли на повышенные тона, оспаривая свои позиции.

Дед Серафим тяжело вздохнул и, хлопнув дверью вышел из дома.
Внуки поспешили за ним, а он подошел к сараю и взял косу.
Братья в недоумении переглянулись, а дед Серафим бесстрашно провел пальцем по ее лезвию и заключил:
- Тупая, как сибирский валенок…
- Дед, а зачем тебе коса? – Спросил старший внук Степан.
- Я же тебе электрическую косилку купил, - удивился младший.
- Спокойно, ребята, - ответил дед Серафим, - это не мой инструмент. Косу мне вчера бабка Алевтина принесла - попросила заточить.
Он улыбнулся своим беззубым ртом и признался:
- Напугала она меня… Я вам скажу...
- Тебя? - Удивился Семен, а младший брат поддержал:
- Разве тебя можно напугать?
- Ну, конечно, не так чтобы сердце в пятки ушло, но передернуло меня конкретно, - с усмешкой ответил дед Серафим.
Внуки в один голос стали просить деда рассказать им этот удивительный для них случай, и он, отложив косу, присел на лавку.
- Рассказчик из меня, конечно, неважный, - начал из далека дед Серафим, - но главное я попытаюсь до вас донести. И дело здесь даже не в косе и не в бабке Алевтине, а в том, что она невольно напомнила мне одну старую притчу о кузнеце и смерти. Да, вы ее, наверное, слышали. Ее еще называют притчей - «Зачем смерти коса».
Братья пожали плечами и, уходя от незнакомой темы, попросили деда рассказать им страшную историю, которая его напугала.

Дед Серафим улыбнулся своим воспоминаниям и начал рассказ:
- Вчера вечером, когда уже совсем стемнело, вышел я во двор, по малой нужде. Ну, управился, закрыл двери уборной и вдруг замечаю, как от калитки, по дорожке, ко мне приближается чья-то тень. Вглядываюсь в темноту, а за ней идет человек с косой. Ну, думаю все - конец тебе Серафим Иванович, смерть пришла, а ты не подготовился…
Ну, сказать, что я сильно испугался нельзя, но чувствую, что коленки задрожали и сердце в груди затрепыхалось. Прислонился я к стволу яблоньки и жду, что будет дальше.
А она – смерть у меня спрашивает: «Ты, что не признал меня, Серафимушка? Это я бабка Алевтина – соседка твоя.». Я, конечно, стал ругаться, а потом пришел в себя и выслушал старушку. Просьба у нее оказалось пустяковой - заточить косу, и я пообещал ей помочь.
Так и появился у меня в доме этот инструмент.
- А зачем бабке Алевтине коса? - Спросил старший внук. - Я ее видел как-то на днях, она же совсем древняя – лет триста будет…
Он ухмыльнулся, а дед Серафим вступился за старушку:
- Ну, триста не триста, а за сто точно. А коса ей нужна, чтобы выкосить дорожку к могиле. Здесь в лесочке захоронен красноармеец. Он в сорок третьем погиб, освобождая нашу деревню. Вот Алевтина и ухаживает за могилкой. А тут последний месяц не было ее в деревне – к внукам ездила погостить. Вернулась, а тропинка к могиле совсем заросла. Кинулась, а коса затупилась, вот она и пришла ко мне. А к кому она еще пойдет, в деревне все ее считают больной – сумасшедшей.
- Так она и вправду со странностями, - перебил деда Степан. – Иду я как-то по улице, смотрю, Алевтина остановилась у холма, и на клуб молиться. Я ее окликнул, а она в ответ улыбается и крестится.
- Сам ты со странностями, Степа, - ответил дед Серафим, - до вашего клуба на холме стояла разрушенная церковь, ее фашисты разбомбили. А люди поставили ее на месте где молился сам святитель Василий Великий. Отсюда и деревня наша – «Васильевка». Так что молилась Алевтина не на ваш бесовский клуб, а на святое место. Еще тогда, когда развалины церкви стояли на холме, она всегда выкашивала тропинку к храму, чтобы люди не забывали святое место.

Дед Серафим тяжело вздохнул и продолжил:
- А бабке Алевтине я жизнью обязан, да что там жизнью, я перед ней в неоплачиваемом долгу, она спасла меня от страшного падения. В лихие девяностые, когда умерла моя жена Анастасия, жизнь для меня потеряла смысл и я стал искать утешения в вине. Меня заметили деловые мужики из города, и предложили заняться металлоломом. Ну, сначала подбирали всякие ненужные железяки в округе, потом стали крушить технику в МТС, а потом добрались и до кладбища. Железные кресты, оградки - все уходило на металлолом, ничем не брезговали.
И вот как-то вечером ко мне домой пришла Алевтина.
Посмотрела она на меня, на мои хоромы и говорит:
- Ты Серафим пропадаешь – в пропасть бежишь, а между тем носишь имя Великого Святого. Не имеешь ты никакого права порочить его имя. Ты вспомни своего отца, матушку, дочку свою - ангелочка…
Дед Серафим громко усмехнулся и закончил:
- В общем отчитала меня Алевтина по полной программе, куда и хмель у меня девалась. Помню, что я все терпеливо выслушал, а она мне иконку Святого Серафима Саровского протягивает.
- Молись, - говорит, - Святому и он тебе поможет. Ты, Серафим, мужик сильный и умный, и сам разберешься, какая дорога тебе нужна. Та, что ведет вниз или та, что на небо. Вверх подниматься всегда труднее, только ты подумай, куда приведет тебя та, что идет вниз…
- Для убедительности, Алевтина, рассказала мне высказывание Василия Великого, который говорил, что ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда…
- Она ушла, а я будто заново родился. Все во мне перевернулось, и уже на следующий день у меня началась новая жизнь. Я бросил свой сомнительный бизнес и уехал в город, где работал шофером на большой стойке. А когда я ушел на пенсию, то вернулся в деревню и продал свой большой дом. Купил вот этот – маленький, а на вырученные деньги восстановил кресты на могилах, обиженных мною людей…
- Ну, мы это уже слышали, - перебил деда младший внук, - признаться, тогда мы подумали, что ты умом тронулся. Сам посуди - на пенсию живет, еле двигается, а кресты на кладбище ставит…
Старший Семен согласился с братом и сказал:
- Ну, это дело прошлое, и ты, дедушка, не обижайся. Расскажи лучше нам притчу, которую ты вспомнил, когда увидел бабку с косой.
- «Про кузнеца и смерть», - подсказал Владик.
Дед Серафим не обиделся на внуков и сказал:
- «Про кузнеца и смерть», говоришь?! Пусть будет так. Я расскажу эту историю, так как она является продолжением нашей беседы. А названий у этой притчи много, так же как и пересказов. Мне она попадалась даже в стихах. Видно многих людей волнует эта тема.
Дед Серафим закурил сигарету и начал свой рассказ:
- В какой стране, в каком городе это произошло я не знаю. Но как-то под вечер, когда кузнец уже закончил работу, к нему в мастерскую зашла смерть. Вошла тихо будто тень. Конечно, мужик испугался и, обреченно присев на лавку, стал читать молитву.
А смерть, в черном плаще с капюшоном, ему и говорит:
- Ты, мил человек, заточи мне косу, совсем резать перестала.
Кузнец взял инструмент, а сам с опаской поглядывает на нее.
- Дожился, - думает, - орудие убийства злодею готовлю…
А смерть, прочитав мысли кузница, говорит:
- Я не убийца, я никого не убила.   
- По воле неба – я несчастный свидетель, которому по долгу службы, приходиться наблюдать злодеяния людей. Я видела, как мать убивает своего ребенка, как сын убивает отца и, как гибнут люди от наркотиков и алкоголя. Мне больно, и я плачу, пряча свои слезы под этим глубоким капюшоном. Посмотрите, что вы со мной сделали. – Обращалась смерть к кузнецу. – Я сгорбилась, мое лицо сморщилось от слез, а тело устало водить вас к месту назначения. Вы - люди сделали из меня страшного злодея, списывая на меня свои грехи.
Смерть махнула костлявой рукой, а кузнец протянул ей косу.
Она поблагодарила мастера за работу, а он, осмелев, спросил:
- А зачем тебе коса?
Смерть ухмыльнулась под капюшоном и ответила:
- Дорога в рай заросла травой…

Дед Серафим замолчал и ожидающе посмотрел на внуков.
- Ну, как вам притча? – Спросил он.
Вадик посмотрел вдаль и пафосно заявил:
- Впечатляет!..
- А мне понравилось, - поспешил ответить Степан и тут же обратился к деду с вопросом, - а скажи, смерть это «кто» или «что»?
- «Никто» и «ничто». Смерти нет, - ответил дед Серафим.

Вечером внуки уехали, а дед Серафим заточил соседке косу. 
Рано утром к нему пришла Алевтина и они пошли косить траву на тропинке, ведущей к могиле неизвестного солдата.


Рецензии
А когда я ушел на пенсию, то вернулся в деревню и продал свой большой дом. Купил вот этот – маленький, а на вырученные деньги восстановил кресты на могилах, обиженных мною людей… - да, верно, самую больную тему 90-х затронули вы - ни щадили ничего - на лом пошли изгороди парков ( чугунное литьё!), транспорт, вагоны, рельсы, резали целые цеха огромных заводов, оборудование фабрик, пекарен и дачи, и - кладбища - оградки,звёздочки, таблички... Кладбища до сих пор становятся самым выгодным ныне бизнесом, в котрый не вкладывают ни копейки, а получают миллионы! За разрешение хоронить, за рытьё ям, за установку памятников, за ремонт или установку оградок, за спил разросшихся дерев, за... всего не перечислишь. Дом и имение построит каждый "надсмотрщик" частной фирмы и слиняет, второй приходит - меняются, никто к ответственности не привлечён - мёртвые не поднимутся себя защитить, живые их родные состарились, стали безропотными существами, обратиться нет к кому - всюду круговая порука, "крыши"... Ваш ЛГ осознал ( хоть на страничках вашего рассказа) свой грех и решил искупить, восстанавливая разрушенное, а кто ж восстановит на кладбище нашего города спиленные ( и не раз) алюминевые, потом и чугунные оградки? Никто. Если родные состарились, или живут на одну пенсию, или просто разъехались во все стороны от войны.
С уважением - /ОА

Мари Монна   16.09.2022 21:55     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Здоровья и успехов в творчестве.

Александр Катеров   17.09.2022 16:07   Заявить о нарушении