Царская опера в царском исполнении Царская невеста

 Царская опера в царском исполнении
"Царская невеста", опера Римского-Корсакова, новая сцена Мариинского театра, 10 сентября 2022 года

Бывают спектакли хорошие и очень хорошие, даже отличные, но иногда случаются спектакли-события, которые настолько гениально исполнены, что они становятся выдающимися театральными событиями, и не хватает превосходных степеней эпитетов, чтобы их описать. Здесь даже новомодное словечко "супер" не поможет.
Именно такой вчера оказалась "Царская невеста" - царская опера Римского-Корсакова в царском исполнении звезд Мариинского театра!
Состав вчера подобрался бронебойный, то есть тот, который может заставить почувствовать трагическую красоту оперы даже самого толстокожего человека! Состав мечты, воплотившейся в жизнь!
Дирижер – Валерий Гергиев,
Марфа – Анна Денисова, Любаша – Екатерина Семенчук, Григорий Грязной – Владислав Сулимский, Иван Лыков – Сергей Скороходов, Василий Собакин – Станислав Трофимов, Елисей Бомелий – Андрей Попов, Малюта Скуратов – Михаил Петренко.
Лучшая, на мой взгляд, опера Римского-Корсакова полна чарующих мелодий и ярких характеров. Уже в увертюре звучат западающие в душу дивные русские мотивы безмятежной привольной жизни, мрачные напевы мучений терзаемых жгучей неразделенной любовью и ревностью героев оперы, пугающие ритмы бешенной скачки опричников, грозных окриков сурового царя и стоны истязаемых в невообразимых пытках истинных преступников и оговоренных страдальцев. Всё для участников событий в этой музыкальной истории оказывается безмерно мучительно, все попадают в безвыходную ситуацию, в жизненный тупик, выйти из которого им суждено только умерев или сойдя с ума. Вокруг всех героев множатся опасности, у всех рушаться надежды на счастье, все таят в душе неизбывное горе, а некоторые - и камень за пазухой, которым готовы убить того, кто мешает, как они считают, взаимности в любви.
Очень интересно обыгравает это в спектакле режиссер Александр Кузин: время от времени перед героям опускается, как нож гильотины, сплошной черный занавес, заканчивающийся частоколом, и отсекает их от происходящего на сцене. Это даже не "небо с овчинку", а настоящий мрак безысходности, в котором рождаются черные мысли и ужасные замыслы. Этот прием с изломанными черными завесами и частоколом в разных вариантах режиссер использует достаточно широко, создавая нужную тревожность и подчеркивая трагизм происходящего. Только вокруг Марфы всегда царит свет, от нее словно исходит ангельское сияние. Это и понятно: она - без вины виноватая, она - не подозревающая о кознях и бушующих страстях жертва, благодаря сумасшествию, так и остающаяся в непонимании случившегося. Вообще постановка удачная, очень стильная, наполненная уместным символизмом, который использован со вкусом и в меру.
Певцы и музыканты под управлением маэстро Гергиева сотворили вчера гениальное музыкальное действо, от которого плакали и содрогались от ужаса не только зрители, но и артисты. Настоящие слезы выступали на глазах у Григория Грязного (Владислав Сулимский) в сцене покаяния и прощания с Марфой, плакала Любаша (Екатерина Семенчук), когда, она умоляет охладевшего к ней Грязного не оставлять ее, и когда покинутая им, решается извести соперницу и заплатить позором за губительное зелье. Вообще, эти два звездных артиста, Владислав Сулимский и Екатерина Семенчук, обладающие не только феноменальными голосами, но и незабываемым даром перевоплощения, настолько вживаются в роль, буквально, становятся теми, кого изображают, и это слышно в голосе, видно в каждом движении, им веришь и переживаешь, словно это реальные живые люди, о чьей горестной судьбе довелось узнать.
Про них можно сказать: Владислав Сулимский - лучший Григорий Грязной, а Екатерина Семенчук - лучшая Любаша!
Что еще меня поражает в Григории Грязном в исполнении Владислава Сулимского - это эмоциональный накал роли. Мощный баритон певца то достигает в ярости невообразимых высот фортиссимо, порой, настоящего звериного рыка, то вновь возвращается в задумчивое пиано, когда передает внутренные размышления и сомнения своего персонажа. При этом голос звучит роскошно, естественно, без нажима! Блистательно!
У Екатерины Семенчук тоже богатейшая эмоциональная палитра музыкальных красок! Ее Любаша и молит, и грозит, и терзается сомнениями и ревностью, и даже на мгновение начинает радоваться и надеяться. Неподражаемо!
Трогательно хороша и Марфа Анны Денисовой. Пленительно напевно звучит у нее ария во втором действии - "В Новгороде мы пядом с Ваней жили". А сцена сумасшествия в финале потрясает и невольно заставляет сжиматься сердце и плакать.
Прекрасен Станислав Трофимов в роли Василия Собакина. Звучным тенором порадовал и Сергей Скороходов в роли Ивана Лыкова.
Завершился спектакль долгими и бурными овациями, достойными столь выдающегося исполнения царской оперы Римского-Корсакова царским составом певцов и музыкантов.


Рецензии