Ч. 14 На двух морях

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/09/13/1310

Азовская флотилия переправила остатки советских войск на северное побережье Тамани, где не было никаких укреплений. У немцев отсутствовали плавсредства, иначе они могли бы продолжить преследование, переправившись в Тамань.

Не менее драматически развивались события на северном побережье Азовского моря. Отдельный Донской отряд из речных судов, переоборудованных в боевые корабли, оказывал поддержку войскам 56-й армии, которая с трудом сдерживала натиск немецких войск под командованием фельдмаршала Клейста.
 
С Волги на Дон перевели несколько броневых катеров, что усилило отряд. Командующий Азовской флотилией Горшков, которому был подчинён отдельный Донской отряд под командой контр-адмирала Сергея Филипповича Белоусова, практически действовал самостоятельно.
 
Горшков решил установить взаимодействие с войсками 56-й армии и вылетел в Ростов, где находился командующий 56-й армией генерал-лейтенант Фёдор Никитич Ремизов. Вот как Сергей Георгиевич описал эту встречу:

«В беседе о возможности совместных действий я спросил, чем может помочь флотилия армии, познакомил с нашими силами: они у нас, правда, невесть какие, но всё же для войск, измотанных в боях с непрерывно атакующим противником, это поддержка.

Командующий армией смотрел на меня свысока, он скептически отнёсся к предложению о тесном взаимодействии. Я старался убедить его в необходимости такого содружества, приводил примеры из опыта обороны Одессы. Но, кажется, мои слова до него не дошли».

А дальше произошёл трагикомический эпизод, вмиг изменивший высокомерное отношение генерала к морякам. Вбежал офицер и сообщил, что на соседней улице немецкие танки.
 
«Генерал изменился в лице, - продолжал Горшков, - подталкивая меня к двери, крикнул:
- Скорее приводите свои корабли!»

Колёсные канонерские лодки по команде Горшкова пришли в Ростов и обороняли вместе с морской пехотой единственный мост через Дон. Но после двухдневных боёв советские войска оставили город. Канонерки вернулись в Азов.

Нечасто встретишь в мемуарах самых больших начальников критическое отношение к прошлому. Вот что писал Сергей Георгиевич Горшков по поводу сдачи нашими войсками Ростова:

«Это было очень обидное и непростительное поражение из-за неумелого управления войсками, плохого знания обстановки. События того времени были во многом поучительны просчётами с нашей стороны, и изображать их только в героическом плане (как это  сделала газета «Красная Звезда» 12 июля 1986 года) не стоит».

29 ноября  после наступления 9-й и 56-й армий Ростов освободили. В боях приняли участие морская пехота и канонерки отдельного Донского отряда. Немцев оттеснили до реки Миус. В начале декабря 1941 года Азовскую флотилию передали в подчинение 51-й армии.

Перед моряками и армейцами поставили задачу не допустить форсирования противником Керченского пролива и высадку десантов на побережье Чёрного и Азовского морей, а 56-я армия должна была не дать противнику возможности форсировать устье Дона и Таганрогский залив.

Крым немцы и румыны захватили полностью, сражался только Севастополь. Опасаясь, что немецкая авиация уничтожит крупные корабли, командование рассредоточило их по базам на Кавказском побережье, но они совершали походы в Севастополь для поддержки артиллерией, доставкой вооружения, пополнением, необходимыми материалами и продовольствием.

Из Севастополя брали раненых, эвакуируемых и ценные грузы. В книге Касатонова «Черноморская эскадра 1940 – 1961» говорится: «По приказу командующего флотом одиночные походы линкора «Парижская коммуна» и крейсеров «Молотов» и «Ворошилов» запрещались.

Этим кораблям на время похода надлежало придавать по два эсминца охранения, а старым крейсерам – по одному. Вот где пригодились бы эсминцы, которые промышленность в Николаеве не успела достроить! Но с представителей НКВД, которые боролись «с врагами и в этом секторе», взятки были гладки».

После ареста вице-адмирала Левченко должность командующего войсками Крыма упразднили, а командующего Севастопольским оборонительным районом подчинили непосредственно Ставке Верховного главнокомандования.

Захватив Керчь,  противник перебросил часть сил под Севастополь. Попытка Манштейна взять с ходу Севастополь провалилась. Во время первого наступления немцев оборонявшихся поддержали артиллерийским огнём одиннадцать кораблей эскадры Черноморского флота.

Следует заметить, что корабельная артиллерия, имевшая более совершенные приборы управления стрельбой, вела огонь по бронированным и быстро маневрирующим целям.

Была проведена огромная подготовительная работа по нанесению на карты вспомогательных точек наводки, например, памятников, обрывов, уточнению расстояний до возможных целей.

25 ноября по заданию правительства эсминцы «Сообразительный», «Способный» и лидер «Ташкент» конвоировали до Босфора танкеры «Варлаам Аванесов», «Сахалин», «Туапсе» и линейный ледокол «А. Микоян».

Отряд судов нефтеналивного пароходства «Совтанкер» переводили из Черного моря на Дальний Восток и Север. Решение Государственного Комитета Обороны было принято для усиления военных перевозок в этих районах.
 
На танкеры погрузили сырую нефть для Турции. Конвой следовал из Батуми, шли в 10-12 милях от турецкого побережья. Попали в одиннадцатибалльный  шторм. Крен эсминцев достигал 50 градусов.

Об этом тяжелейшем переходе написано в книге командира «Сообразительного» Сергея Степановича Воркова «Флаг на гафеле».

Секретность перехода сохранить не удалось. Поэтому после Турции суда шли раздельно. В проводке судов приняли участие англичане, которые даже вооружили корабли. Переход гражданских моряков был подлинным подвигом.

Танкер «Варлаам Аванесов» в Эгейском море потопила подводная лодка U-652 под командой оберлейтенанта Георга-Вернера Фратца. Ледокол «А. Микоян» атаковали итальянские катера, но он сумел уйти от них.

Танкер «Туапсе» потопила в Карибском море подводная лодка U-129 под командой капитан-лейтенанта Николая Клаузена.

В Севастополь, который Ставка требовала «не сдавать ни в коем случае и оборонять всеми силами», каждую ночь приходили транспорты и корабли с вооружением, продовольствием, боеприпасами и пополнением. Готовился к новому штурму Севастополя и противник.

Немцы начали штурм 17-го декабря 1941 года. Положение сложилось критическое: противник вышел на Северную сторону. 20 октября в помощь защитникам Севастополя отправили на боевых кораблях 79-ю особую морскую стрелковую бригаду и на двух транспортах 9-ю бригаду морской пехоты, а 21-го декабря из Туапсе на кораблях отправили 345-ю стрелковую дивизию.

Опыт перевозки людей и техники на боевых кораблях уже имелся немалый. Командующий флотом держал флаг на «Красном Кавказе». За ним следовали крейсер «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник».

На них находилась 79-я бригада. В пути отряд атаковала авиация, а на подходе к берегу обстреливала артиллерия противника. Несмотря на это, корабли высадили бригаду в районе Сухарной балки.
 
Десантники сразу вступили в бой и выбили немцев с Северной стороны. Все корабли эскадры вели огонь по скоплениям войск и техники противника.

Продолжение http://proza.ru/2022/09/16/1312


Рецензии
С Волги на Дон перевели несколько броневых катеров, а каков был путь?
А нефтеналивные суда - как отправляли на Дальний восток? Не подскажите, что-то с географией тупик...

Добрый день. У Вас такой обширнейший материал! Восхищён! Всех благ!
Александр

Александр Сергеевич Трофимов   01.10.2022 09:40     Заявить о нарушении
Бронекатера перевезли на Дон на железнодорожных платформах, а нефтеналивные суда шли через Суэцкий канал, который контролировали англичане.
Спасибо, Александр!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   01.10.2022 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.