Мои открытия. Месяц Месяцович

    То, что Месяц Месяцович - это Пётр Великий, я поняла почти сразу, как задумалась над образами этой сказки как пушкинскими. Но мне надо было объяснить - прежде всего самой себе, - почему это Пётр Великий? То есть, даже и не это, а почему он назван матерью, а не отцом (хотя и отцом тоже назван, - самим Иваном)? И почему в отношении к нему употребляются два рода - и мужской, и женский? Я поняла это только недавно. Всё дело в том, что Царь-Девице "пятнадцать только лет". За образом Царь-Девицы стоит царевна Елизавета Петровна (НЕ ЦАРИЦА, как у Державина, - в поэме "Царь-Девица"). Царевна-невеста, муж которой должен принять власть от Петра 1. Пётр уже умер, - именно тогда Елизавете было 15 лет, и начала править её мать, - Екатерина Алексеевна Первая. Но она правила ещё именем и даже образом своего мужа. Без него она была - никто. Вот эта правящая царица Екатерина, за которой стоит мощная фигура, хоть и умершего, но действующего как бы через неё Петра, - это и есть Месяц Месяцович. Пушкину было важно соединиться с дочерью Петра и принять от него - в царство - Россию.

   Это уникальный в русской истории случай, когда правитель правит только потому, что является супругой умершего императора, - и какого! Величайшего из царей русских... Правда, потом будет править дочь - только потому, что она - дочь Петра. Но это всё же другой случай. Жена именно "половина", часть своего супруга. Об этом говорит Пушкин устами Василисы Егоровны: "Ах! мой батюшка! - ..., - да разве муж и жена не един дух и не едина плоть?"... Вот таков этот Месяц Месяцович - формально это Екатерина, мать Царь-Девицы - Елизаветы, но через неё говорит дух - уже умершего - Петра. Пушкину нужно было, чтобы Пётр уже умер, и место царя России было вакантно. Чтобы - благодаря Царь-Девице - это место было занято уже им.

  Собственно, здесь повторяется попытка Пушкина получить из рук Петра Великого невесту, - которая предпринята уже в "Арапе". Ведь на самом деле Пётр не сватал своему Арапу невесту! И не думал о том, как его денщик, или секретарь, впишется в русское боярское общество! Но Пушкин писал не столько о прадеде, сколько - о себе. И для него важно было именно сватовство самого Петра. В повести он не мог настолько искривить историческую правду, чтобы Пётр сватал его не за боярышню, а за саму царевну Елизавету. Он только делает какой-то неясный намёк, что, мол, Ибрагим когда-то таскал яблоки у Петра из Ораниенбаума, для Елизаветы... То есть, мальчик был влюблён в принцессу (и не знал, что она на дух не переносит яблоки!)... Но дальше намёка он пойти не мог. А в сказке - мог. Сказочные образы - это не Елизавета и Пётр с Екатериной, и не Ибрагим, - а Царь-Девица, Месяц Месяцович и Иван-Дурак. Иван-Дурак, который - одновременно, - и сын Петра! Потому что называет его в разговоре - отец: "А не то меня, отец,..".


   


Рецензии