Рембрандт и Польша, или казак с картины Рембрандта

                12 Февраля 2011 г.
                Филофоб все записи автора
 

Живопись, как и поэзия - это язык, на котором с нами разговаривает Бог.

Поэтому она бессмертна. Как и творец, продолжающий жить в своих творениях. Как и герои этих творений. 

На пальцах золотые кольца,

Подобострастие в словах,

Но бьется кровь и слышно: "Польша"

- Она в клинках, она в сердцах.

Шляхетской вольности надменной

Моэт свободы золотой,

Здесь в этой зале толстостенной,

Вот в этой книге небольшой.

Сто лет назад я был бы с Вами.

- Но книги, золотой обрез...

И за столетними листами

Последний Польши полонез

 

Так что же бог живописи Рембрандт рассказывает нам о Польше? Вот два полотна великого голландца: "Портрет польского дворянина (шляхтича)" и "Польский всадник"...
 

Итак, начнем с первой и перенесемся в Амстердам середины 17-го века. 

1.В то время  этот город  был сборным пунктом знатных путешественников, приезжавших из Франции, Италии, Испании и даже Польши по торговым делам или просто из любопытства. Понятно, что эти иностранцы хотели привезти домой свои портреты, писанные искусной рукой молодого, но уже прославленного живописца. Одна из картин того времени - портрет польского магната, заехавшего в Амстердам, тогдашний центр международных сношений. Лицо пожилого вельможи, спокойное, мужественное и гордое, удивительно рельефно; глаза, совсем живые, проницательно смотрят на зрителя. Роскошный красный плащ, отороченный мехом, из-под которого сверкает тяжелая золотая цепь с драгоценным подвеском, высокая меховая шапка, украшенная великолепным аграфом, указывают на богатство, знатное происхождение и высокое общественное положение путешественника. В прошлом столетии прототипом этого портрета, которым вполне справедливо гордился наш Петербургский Эрмитаж (в прошедшем времени, увы, потому что в 1931 году это полотно, среди прочих шедевров, было продано (!?) советским правительством американскому миллионеру-коллекционеру Меллону, который передал ее им же созданной Вашингтонской Национальной галерее, где оно и пребывает поныне). Называли Стефана Батория; другие принимали его за изображение польского короля Яна Собеского; стараясь сделать эти предположения более вероятными, верхнюю часть трости покрыли темной краской, чтобы придать ей вид булавы. При чистке картины поверхностный слой краски сошел и обнаружился золотой набалдашник тонкой работы.

 
Rembrandt. A Polish Nobleman. 1637oil on panel
overall: 96.8 x 66 cm (38 1/8 x 26 in.)
Andrew W. Mellon Collection
1937.1.78
 

Рассмотрим детали и восхитимся искусством Мастера


Вот так он выглядит сейчас в вашингтонской экспозиции. В Эрмитаже ему было не хуже.

Кстати, смысл и значение серьги в правом ухе вельможи мною пока не разгадан. Есть идеи?

2.Одно из самых загадочных рембрандтовских произведений, до сих пор остающееся не вполне разгаданными как по своему происхождению, так и по своему содержанию -  картина, известная под поздним названием "Польский всадник", написанной около 1655-го года, собрание Фрик в Нью-Йорке. Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Польские искусствоведы настаивают на том, что это - портрет их соотечественника. Они подчеркивают исключительную точность в изображении одежды, вооружения, сбруи, породы коня и даже манеры держаться в седле, характерной для польской кавалерии того времени.

 И действительно, ни один молодой голландец, который мог бы быть выбран в качестве модели для этой картины, не смог бы так великолепно подражать польской манере держаться на коне. Моделью ему, несомненно, послужил поляк.


Польский всадник (Лисовчик), 1655.
Холст, масло, 115х135. Коллекция Фрик, Нью-Йорк
 

На картине на фоне гористого, мрачного пейзажа изображен всадник в роскошном серебристо-зеленом военном кафтане и красной, отороченной мехом, шапке. Вооруженный саблей, кинжалом, луком, который он держит в правой руке, и колчаном со стрелами, прикрепленным за поясом, подбоченившись, он, повернув к нам свое юное, открытое лицо, медленно движется слева направо. "Польский всадник" - одно из немногих произведений Рембрандта, если не единственное, в котором он четко выразил свое представление о героическом человеке, и, пожалуй, самое близкое, несмотря на некоторый восточный налет, к античным идеалам во всем его творчестве.

И действительно, этот прекрасный юноша-всадник, так похожий на поляка семнадцатого века, в то же время напоминает торжественных мраморных конников, выполненных для каменной ленты-фриза афинского Парфенона великим греческим скульптором Фидием; они преисполнены не только красотой, но и духом гражданственности и высокого самосознания. И даже пластика туловища белого коня "Польского всадника" у Рембрандта напоминает рельефы Фидия, то есть такие скульптуры, в которых изображение передается объемом, только частично выступающим из вертикально установленной плоскости.

Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Длинные сильные стройные ноги колышут, неся вправо, великолепное туловище с вытянутой вправо головой. Большие ноздри окружены мясистыми выпуклыми крыльями, рот с крупными мягкими губами; между остроконечными, широко поставленными ушами растет щетинистая челка. Шея широкая, мускулистая; верхний контур слегка изогнут, косая линия нижнего контура - прямая. Волнистая линия спины выгибается кверху над поясами передних и задних ног и опускается под седлом.

Теплое сияние окружает всадника и коня; перед этим символом добра зловещие тени темного каменного строения на третьем плане, грозящие поглотить фигуру смелого рыцаря, отступают и исчезают. Это гигантское и грозное здание, на фоне которого движется доблестный одинокий герой, слева за головой всадника чуть ли не касается верхушкой верхнего края картины; оно представляет сразу и феодальный замок, и католический храм, сливаясь в символ страшного союза религиозного мракобесия и феодальной реакции.

Между всадником и мрачным зданием течет, вдоль второго плана, река; в глубине слева виден далекий водопад, а справа - лодка с несколькими гребцами и какие-то огни на том берегу, может быть, костер; опускается ночь. На вдохновенный образ наездника бросает свой последний отблеск героический дух революционных походов. Твердо убежденный в достоинстве своей высокой миссии, всадник движется направо от зрителя, все вперед и вперед среди этого враждебного пейзажа, подобно древним пророкам, несущим миру слово великой истины.

Кто этот задумчивый и мужественный всадник, готовый скрыться из виду на фоне этой романтической тьмы? Фритьоф Нансен, знаменитый норвежский путешественник, писал об этой картине: "Юный герой... собирающийся пуститься в опасное предприятие в таинственном мире приключений, он отправляется покорять неведомые царства силой своего мужества и гения".

Кто бы ни послужил моделью для этой великолепной картины - польский офицер или безымянный актер - содержание этого рембрандтовского полотна явно не сводится к конному портрету. В этой картине не удается точно определить не только тему, но даже жанр живописи, к которому ее следует отнести. В ней стерлись грани между конным портретом, историческим и, может быть, религиозным жанром. Но величественная идея "Польского всадника" - отважного борца за свободу - зажгла сердце художника. Через этот таинственный образ Рембрандт выразил идею борца за доброе дело, за высокие нравственные идеалы, воина, храбро противопоставлявшего свои справедливые стремления силам мрака и зла.
 

Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. С другой стороны, интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.

Но есть другое мнение насчет модели. Но  по порядку.

  На Несвижчине (Белоруссия) с давних времен существует легенда о том, что сюда приезжал знаменитый художник Рембрандт. Его пригласили Радзивиллы, когда начала формироваться замковая картинная галерея, одна из богатейших на этих землях. В ней насчитывалось до 1000 художественных произведений на полотне и дереве. Часть их, в большей мере портретного жанра, сохранилась до нашего времени и украшает собрание национального художественного музея Беларуси и других музеев страны и мира. Польско-белорусский поэт В. Сырокомля пишет о возможном пребывании в Несвиже великого голландца в своем этнографическом труде «Путешествие по моим былым околицам». Он утверждает, что Рембрандта пригласили с целью получить консультации по созданию галереи и заказали ему несколько парадных портретов. Но пока не установлено, когда приезжал Рембрандт на белорусские земли. Трудно найти и произведения, которые он, возможно, написал в Несвиже. Известный белорусский художник А.Кашкуревич прислал в Несвижский школьный музей небольшую фотокопию картины Рембрандта «Польский всадник», которая могла быть написана по несвижским мотивам. Само полотно в наши дни находится в музее Нью-Йорка. Но все эти предположения еще не доказаны. Пока мы можем воспринимать известие про посещение знаменитым художником Несвижа только как интересную легенду.

А вот уже не легенда, а реальная история. И вполне правдоподобный кандидат на "Польского всадника".

Одним из самых грозных противников русских ополчений во времена Смуты был смелый, жестокий и по-своему легендарный атаман Александр Лисовский. Если проводить параллели между двумя гражданскими войнами – малоизвестной в начале XVII в. и памятной нам по «Тихому Дону», «Хождению по мукам» и десяткам других произведений и кинофильмов, – то роль лисовчиков чем-то схожа с ролью махновцев. В том числе и тем, что запорожские казаки прозвали своего лихого атамана «батькой».

 Не боявшийся ни бога, ни черта Александр Юзеф Лисовский-Янович (1575—1616) . Он принадлежал к западнорусскому шляхетскому роду герба Еж. Современные белорусские националисты, при дефиците героев национального эпоса, записали Лисовского в число своих кумиров, а популярный новополоцкий бард Сержук Соколов-Воюш записал даже альбом «Песни лисовчика».

Известность молодому гусарскому ротмистру принесло восстание 1607 г. против попытки короля Сигизмунда III установить абсолютизм в Речи Посполитой. После поражения рокоша Лисовский был объявлен вне закона. (заочно осужден на вечное изгнание и казнь в случае возвращения в отечество). И тогда прославленный наездник продолжил партизанскую войну… в другой стране. В 1607 г. он пересек границы Московского царства с двумя сотнями конников и рекрутировал в свой отряд еще около полутысячи «казаков» разбитой армии Болотникова. Вскоре отряд достиг численности в несколько тысяч сабель (по некоторым данным — до 30). После первого поражения большая часть этого войска вновь разбежалась, и осталось только маневренное ядро численностью от 2 до 6 тыс. конников. Это весьма боеспособное соединение получило название «лисовчиков». Лисовчики не признавали обозов и добывали все необходимое в бою. Бой, однако, понятие растяжимое. С боем можно взять, например, беззащитную деревню или городской посад. Для писателя-романтика декабриста А. А. Бестужева-Марлинского, написавшего повесть «Изменник», подобные нюансы большого значения не имели. Во всяком случае, сюжет этой повести весьма схож с сюжетом гоголевской повести «Тарас Бульба». Но не будем отвлекаться .

Лжедмитрий II произвел Лисовского в полковники и под командованием Яна Петра Сапеги тот участвовал в захвате многих русских городов, большинство которых весьма охотно поддерживали войну против «боярского царя» Василия. Весной 1610 г. соединение Лисовского совершило глубокий рейд по тылам правительственной армии, захватив и разорив Ростов Великий, Калязин, Кашин, многие монастыри. В боях возле Пскова Лисовский переманил на свою сторону 500 английских и 300 ирландских легионеров. Среди них был поручик Георг Лермонт, перешедший впоследствии к Пожарскому и ставший родоначальником рода костромских дворян Лермонтовых.


Не войско ли Лисовского изобразил С. Иванов на картине "Смутное время"?
 
Лисовский против Пожарского

Осенью 1615 г. Лисовскому пришлось скрестить оружие с освободителем Москвы князем Пожарским. В трех верстах от Орловского городища (на месте разрушенной древней крепости), у Царева брода, состоялась битва между войском под командованием князя Пожарского и лисовчиками. Разбив авангард царских войск и обратив в бегство передовой полк Степана Исленьева, Лисовский укрепился лагерем у деревни Гать. У Пожарского оставалось в резерве всего 600 воинов, окруженных со всех сторон лисовчиками, насчитывавшими до 2000 бойцов. В ответ на уговоры отступать к Болхову Пожарский, согласно «Новому летописцу», рек: «Помереть всем на сем месте!» – после чего перешел в наступление. Кровавый бой шел до позднего вечера. Не зная истинных сил Пожарского, Лисовский решил отступить по старой Кромской дороге. Из-под Орла, через Тулу, молниеносным броском он переместил своих людей в район Ржева, где стремительно ударил на обозы войска своего старого противника Шереметева, выступившего из Москвы в поход для оказания помощи Пскову от шведов. С реляцией об одержанной победе и с захваченными «языками» Лисовский послал своего ротмистра Синявского в Смоленск к гетману Ходкевичу, когда-то бывшему его первым командиром. Обрадованный Ходкевич в свою очередь отправил Лисовскому дары в виде роскошного аргамака. Но вышедший из крепости Белой Семен Яковлев с ратными людьми перехватил Синявского по дороге, и гетманский подарок был отослан в Москву царю Михаилу Федоровичу.

В конце концов фортуна начала изменять пану Лисовскому. Зимой 1616 г., выступив с базы своей дислокации под Вязьму с целью подготовки нового набега, он внезапно скончался, упав замертво с заезженного коня.
Путь в Речь Посполитую объявленному вне закона Лисовскому был заказан. Лисовчики бесчинствовали в Русском царстве до зимы 1616 г. После внезапной смерти командира — Лисовский внезапно скончался во время похода прямо в седле — они вернулись в Польшу. Король Сигизмунд III с большой охотой отпустил их на службу эрцгерцогу Фердинанду Австрийскому, воевавшему против венгров и чехов. В 1621 г. 10 тыс. лисовчиков участвовали в Хотинской битве, позже сражались в Венеции и Ломбардии и получили в Западной Европе широкую известность.Последним известным делом была их победа над французами при Иври. После заграничных походов 1619–1623 гг. образ лисовчика на коне, с саблей на боку и «рушницею» за плечами, идущего в бой без обозов и палаток, стал необычайно популярен в польской литературе и живописи. Этот романтический образ из Польши перекочевал в другие страны и глубоко запал в сердце великого Рембрандта. В 1655 г. великий Рембрандт написал картину «Польский всадник», у которой есть и второе название — «Лисовчик». По всей вероятности, позировал ему Шимон-Кароль Огиньский, прапрадед автора знаменитого полонеза. Польские искусствоведы, исследовав картину, пришли к выводу, что она писалась с натуры, на что указывает исключительная точность передачи элементов костюма, вооружения, упряжи, породы лошади и даже манеры держаться в седле. Высказано также предположение, что живописцу позировал Шимон-Кароль Огиньский, родной прапрадед композитора Михаила-Клеофаса Огинского, поехавший в 1641 г. учиться в Голландию и женившийся там. В 1791 г. родной дядя композитора гетман Михал-Казимир приобрел картину Рембрандта, послав ее затем в подарок последнему королю Речи Посполитой Станиславу-Августу Понятовскому вместе с шутливым письмом. «Сэр, посылаю Вашей Королевской Милости казака, – писал он, – которого Рембрандт посадил на коня. Съел этот конь во время пребывания у меня 420 немецких дукатов…» Сейчас эта картина находится в Собрании Фрика на углу Пятой авеню и 70-й улицы в Нью-Йорке – широко известном художественном музее европейских мастеров XIV–XIX вв.



Источники:  http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articl...ЬЕВ Казак с картины Рембрандта

http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/11072/V...натолий. Творчество Рембрандта


 http://rembr.ru/portraits/rembrandt23.php]Сайт о Рембрандте

А. Калинина Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность

(Материал из Интерне-сайта)


Рецензии