Скука

Вот, говорят, что Советский Союз от застоя рухнул. И старая российская империя, якобы, тоже... Ведь всё работало, всё было статус кво.

Но некоторым людям такая тишь да гладь даже не то, что не нравилась, а прямо костью стояла поперёк горла. Вот и начали они по всяким нелегальным кружкам бегать - кто по революционным, кто по масонским, а иные - по спиритическим и антисоциальным.

Перемен им, вишь не хватало.

Как выяснилось, в России изначально не всегда климат был проблемой, но еще и застой, когда жить можно, но чего-то категорически не хватает.

Такое происходит, когда замерзают не только улицы, но и сама общественная мысль. Когда общество ничего не думает, а просто существует.

Виктор Пелевин такое стерильное существование назвал Русским Дзеном.

Вот я и скажу: завсегда в России движения мысли не хватало. И в этой связи - полёта воображения. По причине стерильности власти.

Все, кто жили в позднем СССР, помнят, какая скука была в этом пыльном распланированном царстве. Когда один день был похож на другой и все люди говорили привычными узаконенными словами. Ну, соответственно, и мыслили так же.

От скуки, собственно, и начали слоняться по либеральным кружкам, а потом приняли перестройку. Потому что жизнь интересная началась, движуха пошла.

В царской России тоже была скука. Статус кво. Об этой скуке Зощенко писал: "Вот выйдешь, например, в поле за город. Домик какой-нибудь за городом. Забор. Скучный такой. Коровенка стоит этакая скучная до слез. Бок в навозе у ней. Жует. Баба этакая в сером платке сидит. Скучная. Делает что-то руками. Петух ходит. Кругом бедно, грязно...

Ох, до чего скучно это видеть! И подходит, скажем, к бабе этакий русый, вроде ходячего растения, мужик. Подойдёт он, посмотрит светлыми глазами вроде стекляшек - чего это баба делает? Икнет, почешет ногу об ногу, зевнет. "Эх, - скажет, - спать, что ли ча, пойти... Скушно что-то..."

Скука - всегда предвестник революции или ещё какой-нибудь социальной гадости.

В старой России скукой и пустотой маялись все, у кого в головах были хоть какие-то мысли. От скуки люди грезили о революции, о свежем ветре, даже о крови - пусть.

И многие люди из привилегированных классов - дворяне и капиталисты -сочувствовали революционерам и помогали им чем могли. Будущее какое-то в них видели. Потому что не в скуке же его видеть.

В позднем СССР делать тоже было нечего. От скуки и тоски молодежь подавалась в стройотряды и лезла в горы. Уходила из социума под землю - в андерграунд. И на революционеров тоже смотрела, как на какое-то приемлемое будущее. Опять же, и в либерализм стала играть.

Поиграла, а теперь снова установилась скука. Снова статус кво, несмотря на формальные зрелища, которые власть устраивает, в общем-то, для людей ниже среднего.

А те, кто выше - ищут другого. Нет, не революционеров они ищут пока что, а грезят о снятии с российского разума формальных пут. Полёта фантазии им не хватает, движения. Не имитации, а именно движения. И поэтому лозунг "перемен" снова делается актуальным.

В нынешних пыльной скуке и тоске формальный скандальный визг и телетрясучка больше не заменяют движения, а все больше и больше подчеркивают невыносимую скуку бытия. Не помогают даже движущиеся вправо-влево-наискосок-вширь-и вглубь взрывающиеся заставки. Всё надоело, сделалось привычным и, несмотря, на гром и вспышки застыло картинкой ядерного столба.

А скука, между прочим, вещь страшная и опасная. Интересно, изучала ли этот феномен в своих трактатах Анна Аренд? Если не изучала - то с ее стороны, это было непростительным упущением.

Потому что скучающие (или остановленные) люди потенциально заряжены взрывом. И когда он грянет - предсказать совершенно невозможно. Порой бывает достаточно, если неправильно выступит какой-нибудь дурак-чиновник.

Он, этот дурак, может, до этого разу сто двадцать пять раз выступал и с кафедры народу столько же раз языком дразнился - и никакого взрыва не было. А тут вдруг шум, крики, оскорбленные самолюбия... И все ведь исключительно от скуки. Со скуки и сдуру люди, пожалуй, могут и весь мир перевернуть.

А уж если некоторые из них осознают тот факт, что жить, а тем более, гибнуть ради воспроизведения скучной и пошлой жизни сущая глупость, так те и вообще ни перед чем не остановятся. Потому как погибать надо во имя чего-то, во имя каких-то надличностных святых вещей, а не ради воспроизведения скуки в геометрической прогрессии.


Рецензии