Естественность

Смешная история...

"Гагарину на приёме у королевы Великобритании подали чай с лимоном. Выпив чай, он достал ложечкой лимон и съел его.
ОКРУЖЕНИЕ БЫЛО В ШОКЕ. ЭТОТ ПОСТУПОК НЕ ВПИСЫВАЛСЯ В ПРОТОКОЛ. Но королева невозмутимо достала свой лимон и тоже съела. После этого весь двор сделал то же самое".

История, казалось бы, пустяковая. Но не тут-то было.

И дело тут не в том, что КОРОЛЕВА СПАСЛА СВОИМ ПОСТУПКОМ ЛИЦО ОПРОСТОВОЛОСИВШЕГОСЯ ГАГАРИНА.

А дело в самом Гагарине. В его лице в тот момент, когда королева героически "спасала" его имидж. И кажется мне, что он этого "благородного" поступка даже не заметил. А что здесь такого? В России завсегда едят лимоны, пропитанные чаем - почему бы англичанам не делать того же?

Простодушие и естественность, любят все.

Это также относится к красоте. Есть красота естественная, о которой носитель этой красоты не думает. И есть красота подтянутая, искусственная, принятая, когда носитель красоты ежесекундно помнит о ней и выставляет ее напоказ.

Такая красота - условная. Это уже не оригинал, а подделка. И ценится такая подделка на социальном уровне значительно ниже естественности.

Что касается русских, то, как говорил Чехов, во всех них сидит в той или иной степени раб, очарованный западной традицией, с которым люди, осознающие себя, борются, а остальные идут у него на поводу. То есть, не создают что-то свое и принципиально новое, а только догоняют и копируют всё, начиная с техники, и, кончая одеждой и правилами поведения.

Я всегда осознавала в себе такого раба. С самого детства. Когда я пыталась кого-то копировать, что-то восставало во мне. И я понимала, что не должна этого делать.

Внутренний голос твердил мне: "Если ты уныла и никому не интересна - смирись с этим. Или пытайся обогатить себя всеми знаниями, какими возможно. По крайней мере, для того, чтобы тебе не было скучно самой с собой. Ведь тебе с собой предстоит жить еще годы. Подумай об этом..."

А тут и Достоевский подоспел: "Вы вот сомневаетесь - могу ли преступить, как наполеон или же я тварь дрожащая? Так я вам скажу - будьте сами солнцем - так все вас и заметят. И преступлений совершать для этого не нужно. Просто светите и всё!"

Я привыкла к естественности. Но ведь естественность естественности рознь. Если естественно скотство - то значит место человека на скотном дворе. Настоящая естественность - другая. Она никого не задевает и не оскорбляет. Она никому не мешает. Наверное, это и есть красота.

На всех банкетах, а также в ресторанах, где я присутствую, я привычно не заморачиваюсь правилами поведения. Я всегда пользуюсь своей маленькой ложечкой. И никогда вилкой, ножом или палочками - даже в японских ресторанах (за исключением редких случаев, когда подают рыбу). Потому что я - русская и привыкла есть ложкой.

Некоторые люди, видя это, округляют глаза, намекая на мою сермяжность. Но я не обращаю на это внимания. И со временем эти люди вдруг начинают понимать, что у меня есть право не придерживаться правил и создавать свои.

"Главное, Киса, - говорил Остап Воробьянинову, - побольше цинизма. Люди это любят".

Я же говорю - будь уверен, но ненавязчив в своих действиях и люди это признают за норму.

Инцидент с Гагариным стал прецедентом: теперь при королевском дворе можно есть лимон, вынув его из чая. Так, естественный парень из Советского Союза создал традицию в напыщенной Англии.

У нас же в России (как впрочем, и в СССР) всегда очень боялись людей, которые создают прецеденты. Их осуждают. Их задвигают куда-подальше. Им говорят: "Тебе что - больше всех надо?"

По этой причине в России становится все меньше СВОЕГО и все больше ПОКУПНОГО. Свое у нас категорически отрицается.

Вот показательная история из советской жизни. В коллекции Дома Моды манекенщицы должны были выходить на подиум в Париже в сапогах-казаках. Увидев это, советский чиновник-куратор запретил демонстрацию таких сапог ("Нигде в мире в такой обуви не ходят. Что о нас скажут? Что наши женщины в кирзачи одеваются?). В общем, запретил.

Но французы как-то узнали о новинке и наладили у себя выпуск русских сапожек-казаков. И даже прислали пару модельеру-разработчику. Стяжали, так сказать, наши лавры.

Вот так-то

Вот и Ницше говорил по этому поводу, что есть люди, которые придерживаются старых правил и есть такие, которые создают новые. Он называл их людьми, которые дают вещам новые имена. Этим они двигают свою страну вперед - в будущее. Не дают застаиваться в так любимом нами статус-кво.


Рецензии