Причастие, вечеря, евхаристия
Причастие (Евхаристия) является одним из двух обрядов исповедания христианской веры в символах. В этих символах веры члены поместных церквей заявляют друг перед другом, а, также, перед духовным миром, о своей духовной жизни.
Символы Вечери – хлеб и вино. Это образы Христа, перешедшие из Ветхого Завета. Опресноки и вино означали непорочное тело Христово и Его кровь. Евреи, принимая образы Христа, исповедовали свою причастность будущему Мессии, глядя в будущее. Христиане же, будучи народом Божьим в Новом Завете, оглядываясь назад, в прошлое, исповедуют ту же самую причастность Христу, ибо у всех единый Спаситель – Иисус Христос.
Ветхозаветными символами Христа были, также, и другие образы, элементы богослужения, Пасхальный Агнец. Но в Новом Завете остаётся только два символа Христа из Ветхого Завета – опресноки и вино. Почему? Потому что, это образы, означающие соединение души со Спасителем.
И это остаётся актуальным. Душа, соединяясь со Христом, должна сохранить пребывание в Нём до конца. Кроме того, христиане должны смерть Христову возвещать, доколе Он придёт (1 Коринф. 11:26). И пока церковь Христова на Земле, собрания избранных Его будут в форме Евхаристии напоминать миру о Жертве Господней.
В Вечере Христовой, которую Он принимал со своими учениками накануне казни, Он объяснил, что означают эти символы, которые евреи принимали веками. Возможно, они ещё не понимали до конца, что они делают. И Он объяснил: они означают Меня. Это Моё Тело и Моя Кровь, данные вам во спасение. Собственно, особенностью Ветхого Завета является символизм, посредством которого объяснялись духовные истины, самая суть вещей нашедшая исполнение в Новом Завете.
Хлеб и вино. В хлебе мы видим следующие символы, на которые указывал Господь: Он Сам – Хлеб жизни, сошедший с Небес, чем питается и жива душа. Это Священное Писание – богодухновенное Слово. Это святость жертвенного Тела Господа, в котором нет пятна и порока.
Таким образом, принимая хлеб и вино причастия, христианин заявляет людям и духовному миру о причастности этим символам. О причастности Господу, о питании Его благодатью, наставлением Слова Божьего, о святой жизни в Господе. Принимая вино, заявляет, что находится под покрытием Его крови и обращается к Престолу благодати в регулярном исповедании за очищением.
Христианин должен делать всё перечисленное, должен пребывать в таком образе жизни, именно это является спасительным для души и есть исполнение заповеди
– «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» Иоанна 6:53-56
Не употребление хлеба и вина обеспечивает причастность Христу и жизнь вечную, а соблюдение ОБРАЗА ЖИЗНИ, стоящего за этими символами.
Господу надо, чтобы члены церкви соблюдали святость и правильное состояние перед Богом. Поэтому, и дана Вечеря, для духовной проверки церкви, как дисциплинарное установление. Когда каждый заявляет, что хранит благодать и непорочен. Вот, почему хлеб причастия должен быть пресным. Иначе теряется вся смысловая нагрузка символа, которым христиан исповедует свою веру. Имеют значение абсолютно все символы, вложенные в этот образ. И основным остаётся символ святости и непорочности Христа и церкви! Церковь названа бесквасным тестом, опресноком чистоты и истины.
1Кор.5:7. Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
1Кор.5:8. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Ефесянам 5:25 "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её...представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но, дабы она была свята и непорочна".
Как можно трактовать квасное причастие? Что Тело распятого Христа порочно? Что церковь Христова порочна? Что тот, кто принимает квасное причастие, порочен?
Иначе, как неразумностью и кощунством, на мой взгляд, такую практику назвать нельзя.
То, что причастие – это именно дисциплинарное установление, а не формальное действо (как в ряде протестантских церквей) и не благодатное таинство (как в православии) – подтверждает ответственность, которую Бог возлагает на христианина, вплоть до серьёзного наказания, как учит Писание.
1 Коринфянам 11:27 «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»
Поэтому, важно ещё раз отметить, что не символы спасительны, а сама духовная жизнь, которую эти символы изображают. Если нет духовной жизни, то и исповедание символов будет бесполезно. Церковь как организация дана для взращивания душ ко спасению, для совершенствования святых. И важно понимать, что в основе основ лежит личная духовная жизнь христианина и его личные отношения с Господом.
Также, важно понимать, что источник благодати – это Дух Божий.
Римлянам 8:8 "Живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его".
В этих строках заключена главная мысль: причастность Господу определяется наличием в человеке дара Святого Духа. Это тот мост, который соединяет человека с Богом, делает его причастником Божеского естества. В крещении Святым Духом происходит запечатление души в качестве собственности Бога, начало её вечной жизни (Иоанна 3, 14,15 гл. Ефес.1:13), обретение полноты благодати.
Только посредством Духа Святого человек способен вести правильную духовную жизнь, о которой свидетельствуют образы причастия. Только дар Духа Святого есть залог наследия в Царстве Небесном.
Ефесянам 1:13 "В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его"
Святой Дух даётся не в причащении символов Вечери, а в крещении Святым Духом. Это событие, происходящее единожды, вводит человека в среду благодати Божьей. Причём, постоянной.
Человек, войдя в среду действия благодати, не должен выходить за её пределы, но должен пребывать в ней постоянно до самого момента смерти, учит 15-я глава Иоанна. "Пребудьте во Мне! Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон". В этом и состоит понятие облечься во Христа, пребывать во Христе.
*** Хотелось бы обратить внимание на православное учение о подаче благодати Святого Духа посредством евхаристии. Оно игнорирует апостольское учение о крещении Святым Духом как принципе соединения человека со Христом и источнике благодати, действующей в человеке, и утверждает, по сути, другую теорию – внешнего источника благодати в хлебе и вине евхаристии, которые к тому же пресуществляются, или, прелагаются (мистически превращаются) в распятого Христа. Съедение этих элементов совершает вход человека в Господа и пребывание в Нём. Таким, примерно, образом в православии трактуется понятие причастности Христу, облечения во Христа.
Конечно, эта богословская теория более, чем спорна. Помимо того, что она, во-первых, предлагает другой источник благодати, во-вторых, умозрительно размножает умершее тело Христа для каждого отдельного верующего, кроме того, фактически, утверждает идею многократного входа и выхода из Христа (по причине неоднократного совершения евхаристии, которая, ведь, отождествляется со Христом). И это подтверждает ошибочность данного "многоразового" принятия Христа.
Наконец, не будем забывать и того факта, что Господь воскресший на Небесах. Того тела и той крови, которые были принесены в жертву, УЖЕ НЕТ, но есть вечный подвиг Иисуса Христа, благодаря которому души спасаются, благодаря которому людям даётся благодать.
Доктрина о пресуществлении и преложении является вариантом буквального толкования вышеупомянутого текста Писания (Иоанна 6:53–56). Но не всегда уместно буквальное толкование текстов. Апостольское учение не содержит доктрины об осуществлении причастности Христу в Евхаристии. Но сообщает о том, что кровь и тело было принесено Сыном Божьим по чину Первосвященника Отцу Небесному единожды, как угодная и достаточная на все времена жертва.
Евреям 9:12 "и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрел вечное искупление"
Жертва Христа предназначена и отдана Богу, а не людям! Жертвенная Кровь предназначена для служения оправдания, отпущения грехов, и распоряжается ею Первосвященник. И никаких других целей для крови Иисуса Христа нет.
И, поэтому, любые другие учения, что она находится ещё в каких-то местах, с нею происходят какие-то метаморфозы, и кто-то ею распоряжается – ложные.
Неверно использовать метод буквального толкования некоторых текстов Писания, не учтя множество других факторов и не согласовав с ними, и, в первую очередь, с прямым апостольским учением.
Евреям 10:12
"Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13
ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14
Ибо, Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых".
Православная и католическая церковь не практикуют библейского учения о крещении Святым Духом и рождении свыше. И это плохо, ведь, именно это событие является главным для спасения души и определяет её причастность Господу Иисусу Христу.
Идея, что принятие Христа, пребывание во Христе и получение благодати совершается в акте евхаристии, является серьёзным доктринальным замещением апостольского учения.
Свидетельство о публикации №222091400287