Болотный пароход

Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда! - поётся в одной из известных советских песен. А если ты на севере родился, значит, до рождения влюбился! Север это там, где холодно снаружи и всегда тепло внутри твоей души, хотя бы от далёких воспоминаний!
Весну на севере ждут, начиная с осени. Все радуются смене белой декорации. Первыми от наступающей весны расцветают женщины. У них исчезают шубки, меховые воротники, песцовые шапки. Оленьи пимы уступают место изящным туфелькам, капроновым чулочкам, откровенным платьицам. Завершают весенние преобразования, стильные прически и приталенные демисезонные пальто с шёлковым, ярким шарфиком. Всё как в журнале французской моды.
Глядя на повеселевшую и помолодевшую половину человечества - солнце, тоже радуется, улыбается, греет зиму и тает снег! Снег превращается в воду, вода оживает, радуется, журчит в ручейках.
Поёт капель свою песнь с утра, и влюбляться пришла пора.…  Галдят грачи и строят гнёзда!
Река просыпается от света, шума, гамма. Лёд начинает трещать по швам. Люди выходят на берега рек посмотреть на долгожданный ледоход.
  Ледоход, как цирковой аттракцион, шумит, гремит, стреляет, крушит всё на своём пути, и река уносит ледяные глыбы с глаз долой в Шарда-полой.*1 
На смену ледоходу тихо приходит степенное наводнение, для кого-то это стихийное бедствие, а для кого-то невероятное чудо природы! В воздухе слышна перекличка пароходных гудков. На реке навигация, на реке пароход. Пароход белый беленький, чёрный дым над трубой, мы по палубе бегали...
Духовые оркестры на речных вокзалах, толпы провожающих на пристани, долгие прощальные пароходные гудки. Возвышенное состояние души!
Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда. Речные медленные воды — Не то, что рельсы в два рада. Как ни шути, волнений больше, Ведь ты уже не на земле. Как ни ряди, разлука дольше, Когда плывешь на корабле. Вода, вода! Кругом вода! – неслась песня из всех громкоговорителей корабля.
Посёлок Заречье, что находится напротив Сыктывкара, на другом берегу Сысолы, весной стоит по уши в воде. Дома в воде, завод в воде, клуб, школа, столовая, магазины, спасательная, лодочная станция всё в воде. Пристань, катера и теплоходы на воде. Дороги и деревянные тротуары под водой. Пешеходов нет! Школьники на плотах, как шустрые таксисты, перевозят женщин. Как в Венеции, все на лодках. Необычно, сурово, красиво, романтично!
В каждое половодье, в советское время, от центральной, городской пристани города Сыктывкара, всегда уходили в плаванье белые, красивые, экскурсионные теплоходы полные счастливыми и впечатлительными  людьми.
Очень солнечно! На верхней палубе всё по-весеннему радостные. Красиво одетые пассажиры любовались изменившимися до неузнаваемости пейзажами. Большая вода превратила всё в красивый, живой, сказочный, безбрежный океан. Разлив, впечатляющая картина! Зеленое море тайги окунулось в синее море воды. А голубое небо купалось в синем море и облака качались на волнах.
Вдоль раздавшихся берегов, на привязи качались на волнах лодки, дымились на берегах костры огородников. С бон, с лодок, с плотов рыбаки ловили рыбу.
Прогулочный теплоход, с музыкой звучащей из всех бортовых громкоговорителей, идёт в устье реки Сысолы, делает правый поворот, входит в проток Шарда-полой, затем в реку Вычегда, и плывет против течения, вверх до Трехозёрки.
Вычегда своеобразная река со своим характером, она постоянно меняет русло и несет с собой тонны песка, создавая по пути мели и перекаты. На коми языке, река Вычегда, называется - Эжва, а это значит «луговая вода». Эж «луг», «трава», «зелень». Ва «вода». Длина её больше тысячи километров! Средняя ширина, 200 - 500 метров. В разлив, это многокилометровое, безбрежное море. Берега разные; крутые, обрывистые и пологие пляжные, как золотые пески пустыни.
Белые березы, выросшие на лугах, стоят в воде по пояс и смотрятся, как растерянные невесты в ЗАГСе. Елки, сосны, ивы, черемуха всё в воде. Лес в воде! А по лесу, как в сказке плывёт белый теплоход.
С музыкой и пассажирами. Фантастика!
Как жаль, что этот миг нельзя было сфотографировать со стороны. Люди прилипли к поручням теплохода, и впитывают эту красоту, в свою будущую память. Это истинное наслаждение из мира прекрасного, как лекарство!
На теплоходе музыка играет, и я в душе все это сберегу. Машу рукой, а сердце замирает, и ничего поделать не могу!
Некоторые пассажиры танцуют на палубе. Впереди по курсу парохода маленький трудовой поселок Трехозёрка.
В 1941 году его основали спецпереселенцы: советские немцы, латыши, эстонцы, финны, карелы, украинцы, русские. Большинство покоятся в той земле.
Там, в Трёхозёрке, после войны будет жить, и трудиться знаменитый автор кинокомедии «Девчата», Борис Бедный.*2
У самого посёлка, на левой стороне от основного русла, пассажиры увидели, что из воды торчит ржавый остов погибшего, колёсного парохода, тихо хранящего свою страшную тайну.
Затихла музыка, застыли люди, раздался громкий, долгий, траурный теплоходный гудок. На мостике, капитан в красивой, морской, чёрной форме вытянулся по стойке смирно и взял под козырёк. Речники свято чтут память о своих коллегах.
В Трехозёрке, во время войны стояла запань для сортировки сплавного леса по сортам. Там производилась сплотка плотов, которые катера и пароходы вели вниз по реке к месту назначения, аж до Архангельска.
Шёл переломный 1943 год, время было военное, на сплаве в основном женщины. Все мужчины на фронте. На производстве оставались только те, кто имел бронь, и кто, как специалист был необходим на этих работах. 
В 43, в январе, в рабочее - крестьянской Красной Армии, были введены новые знаки различия — погоны и новая, а по факту старая, бывшая, царская, военная форма одежды.
В феврале, в Сталинграде, чтобы спасти 90 тысяч жизней своих голодных и обмороженных солдат, шестую, окружённую, немецкую армию, генерал Паулюс сдал в плен.
В мае Сталин распустил Коминтерн, Третий Интернационал, который создал Ленин. С повестки дня сняли идею всеобщего, мирового, революционного пожара на планете земля!
Грозное было время. Лес рубят, щепки летят. В то время, за потерю при буксировке пучка брёвен давали 10 лет лагерей.
Однажды в районе Трехозёрки прорвало запань, и молевой лес по притоку Шарда-полой унесло вниз по течению. Сплавщиков запросто могли отдать под суд или того хуже. Бревно приравнивалось к цене бесценной человеческой жизни.
Перепуганные рабочие Трехозёрского сплавного рейда, попрощались с женами, поцеловали ребятишек и, взяв с собой багры и пайку, пошли по берегу пешком к тентюковской запани, надеясь там перехватить и поймать сбежавшие из плена брёвна, и тогда возможно всё могло бы обойтись без последствий.
На всякий случай сплавщики приготовились к худшему. В тот раз, все как-то обошлось. Голодные, усталые, но довольные, через пару суток все они вернулись домой.
Не всем судьба улыбалась дружески. Пока черёмуха не отцвела, погода на севере неустойчивая. Зима борется с весной.
Пока была большая вода, надо было спешить, надо было, как можно больше леса отбуксировать в низовья Вычегды.
Густой туман окутал Трёхозерку.  Колёсный плотовод, буксирный пароход с бортовыми гребными колесами и надстройками на обносах, по большой воде, из далёкого, многосуточного рейса, возвратился в Трёхозёрку за новыми плотами.
Экипаж, вместо мирного штата в 15 человек, рассчитанный восьмичасовую вахту и непрерывную, круглосуточную работу в составе: Капитан, помощник капитана, три штурмана, три кочегара, три рулевых моториста, три матроса, повариха, в военное время состоял из четырех: Капитан, кочегар, рулевой и матрос.
Трудяга пароход совсем не отдыхал. Чтобы держать скорость, в топку все время подкидывали дрова и так "раскочегарили" паровую машину, что перегретый пар, ночью что-то там воспламенил. На подходе к Трёхозёрной запани, пароход загорелся. Пожар тушили своими силами.
В разлив, берега реки, днём определить сложно, а в тумане ночью, в суматохе вообще невозможно. К тому же ветер сменил направление и на пару с течением незаметно по большой воде отдрейфовали горящее судно в озеро, которое было рядом с рекой, в 100 метрах от берега, где стояла запань. Ночью вода вдруг стала резко падать. Судно в темноте село на мель. Пароход завяз в болотистом дне озера.
Паровая машина, пытаясь вырвать пароход из болотного плена, злилась и пыхтела на всю округу. Бортовые колеса вспенили воду и подняли со дна весь ил. Экипаж боролся до последнего. Своими силами сняться с мели было невозможно. Вода падала стремительно…
На берегу, в тумане, сплавщики слышали надрывную работу паровой машины и частые тревожные гудки терпящего бедствие парохода, но не понимали, что всё это значило?
Когда расцвело и туман рассеялся, всё стало понятно. Другие пароходы на длинном буксире пытались освободить и сорвать пленника с мели. Но не смогли. Уровень воды падал катастрофически. Измучавшись и потеряв надежду, команду на лодках сняли с парохода и привезли в Трёхозёрку.
Погода днем разыгралась хорошая, вода постоянно падала, к вечеру проток соединяющей озеро с рекой пересох. Озеро захватило исправный пароход в плен.
По законам военного времени, на следующий день, за такую оплошность, команду расформировали…  Капитана расстреляли.
Человек живёт, пока помнят его имя! Болотное было время. Многих оно сгубило. Много народу бесславно и безымянно сгинуло.
Печальные останки того парохода, с настоящей рубкой, мачтой, трубой долго стояли посреди поля, как ржавый памятник страшной трагедии. Стоял на правом берегу одного из рукавов Вычегды в протоке Шарда-полой, на расстоянии по прямой менее 3 км на восток, от Сыктывкарского микрорайона Орбита.
С верхних этажей этого спального района, всё видно в окно.
Ту акваторию без названия, где упокоился пароход, с тех пор стали называть «Пароходское озеро». Оно красивейшее во всей округе и последний всему живой свидетель.
Озеро находиться в 40 минутах спокойной ходьбы от поселка Трехозёрка, вниз по течению реки Вычегда и в одном километре от бывшей тентюковской запани.
Фамилию капитана люди уже не помнят. Название парохода пока не удалось восстановить. Очевидцев уже давно нет.
Когда современные жители Трёхозерки идут в лес, они всегда смотрят на этот несчастный «Болотный пароход» и вспоминают погибшего капитана. Плакучая ива на берегу пароходного озера, траурно склонилась над кормой вросшего в землю парохода.
У него, ещё совсем недавно крутились боковые гребные колеса с металлическими плицами - лопастями. 
Однажды люди шли мимо, а гребных колес у парохода уже нет. Жители Трёхозёрки были в шоке. Было много версий и много возмущений.
Потом растащили верхнюю часть металлического корпуса, который выступал над водой и пароход со стороны совсем перестал быть видимым.
От парохода осталась одна корма, глубоко вросшая в землю, её никто не трогает. Земля защищает погибший пароход. Корму затянуло илом, и она заросла кустарниками смородины. Там столько ягод! Пароходная смородина крупная, красная, кислая, как и вся эта пароходная история.
Случилось это в шальных, свободных, девяностых. Какой-то охотник за металлом, снял все, что можно было снять и память сдал в металлолом.
Северный речной флот извели почти полностью. Катастрофу лихих девяностых на Вычегде не пережил ни один колесный пароход, Но расстрелов за это вроде не было.
В последнее время река Вычегда катастрофически обмелела. Уровень воды упал настолько, что пароход стало выдавливать из вязкой болотистой пучины высыхающего пароходского озера. Останки парохода стало хорошо видно. Он как бы снова напомнил всем о себе.
Интерес к пароходу и к его истории возобновился с новой силой. Люди стали вспоминать все по крохам, выяснять подробности, восстанавливать историю.
Тропинка к озеру не зарастает. Её хорошо видно летом, весной, осенью, особенно когда листва упадет с кустов. Каждое лето взрослые водят туда детей, рассказывают печальную историю болотного парохода и вспоминают прошлое. Народ трепетно хранит память.
Пароход для местных, стал одушевлённым. Часть его всегда с народом, у кого болтик от него, у кого гаечка, всё это как сувениры, бережно хранится в шкафах с книгами. А у кого-то он в думках в бессонной ночке.
История должна сохранять прочную живую нить, между живущими, ушедшими, и ещё не родившимися.
У каждого человека своя тень, своя история, своя память, по делам его и память о его внутреннем мире в нашей духовной вечности.
Печальную историю парохода и погибшего капитана взрослые передают детям, вспоминают тяжелые и суровые военные свои годы.
Весна! Война! Разлив и красота, радость и несчастье. Две противоположные стихии.

Райнгольд Шульц.
Германия. Гиссен.
рара-schulz@gmx.de
09.09.2022 - 21.09.2022
Добавлено   30.10.2022.

PS:. Всем, кто уже раньше слышал историю «Болотного парохода», знает его название, модель выпуска, состав экипажа, дату случившегося, фамилию и биографию расстрелянного капитана, пароходной и расстрельной команды. Наверняка даже родственники капитана не знают истины.
Огромная просьба ко всем! Обо всём, что Вам известно, сразу, срочно сообщить автору рассказа.  Жду с нетерпением ответы на поставленные вопросы. Заранее всех благодарю!
Возможно, у кого-то сохранились фотографии этого парохода и этих людей. Может, у кого есть какие-то другие подробности этой истории. Может у кого-то есть доступ к архивам Вычегдалесосплава или МВД Республики Коми. Может у кого-то есть возможность поднять и ознакомиться с этим делом?
Если всё  прояснится, то у остатков «Болотного парохода» можно будет установить памятную доску с интернетовским адресом этого рассказа. Свою историю должен знать каждый!
Автор также будет рад Вашим предложениям на другое название этого рассказа. Например: В душе застрявший пароход. Пароходское озеро. Последняя пристань. Причал. Кислая смородина. Пароходная смородина…
С этими вопросами автор письменно обратился в ГУ РК «Национальный архив Республики Коми». Вскоре из Сыктывкара пришел ответ.
Вашему запросу сообщаем следующее:
1) Полой, в переводе с Коми языка означает проток, рукав реки в её излучине. Шарда - перевода нет, имя собственное. (Возможно это чья-то фамилия. Возможно кличка утонувшего в той протоке. Автор истиной не располагает.)
2) В документах архива за 1942 - 1944 годы сведения об экипаже парохода, а также фотографий членов экипажа, точной даты случившегося события, фамилий и биографии капитана парохода и другой какой-либо информации не обнаружено.
Исполняющий обязанности директора Архива господин такой-то!
Нет документов, нет проблем! Не было события!
А болотный пароход стоит и это факт. Он говорит другое!!!
***
* 1. Шарда-полой, правый проток реки Вычегда.
* 2. Борис Бедный. Девчата. Райнгольд Шульц: http://proza.ru/2021/01/04/1309
* 3. Болотный пароход: http://proza.ru/2022/09/14/430
***
Специальный вопрос к знающим Коми язык. На прилагаемой ниже карте правый проток реки Вычегда
называется Шарда-полой. Пока что никто не смог объяснить, что это значит?

На мой запрос ГУ РК «Национальный архив Республики Коми» сообщил:
Полой, в переводе с Коми языка означает проток, рукав реки в её излучине.
Шарда - перевода нет, имя собственное.

  (Возможно это чья-то фамилия. Возможно прозвище человека утонувшего в той протоке).
Примечание автора.
***
Колесные пароходы проекта № 733 строили:
1) Верфь "Obuda Hajogyar" (ВНР, г. Будапешт).
2) Завод "Ленинская кузница" (УССР, г. Киев).
3) Лимендский ССРЗ (РСФСР, г. Котлас).
4) ССЗ "Кама" (РСФСР, г. Пермь).
5) Тюменский СЗ (РСФСР, г. Тюмень). https://fleetphoto.ru/projects/1070/

Характеристики парохода:
Длина: 48,37 м. Ширина: 13,51 м. Высота борта: 2,25 м. Высота габаритная: 8,21 м
Водоизмещение полное (на жидком топливе): 209,2 т
Осадка при полном водоизмещении (на жидком топливе): 0,91 м
Водоизмещение порожнее (на жидком топливе): 172,9 т
Осадка порожнего парохода (на жидком/твёрдом топливе): 0,78 м
Автономность: 7 суток. Скорость: 15 км/ч. Мощность ГД: 1х200-220 л.с.
Тип ГД: паровая машина ПМ-5 (наклонная двухцилиндровая двойного расширения)
Мест для экипажа: 21
Экипаж  в 15 чел рассчитан на круглосуточную работу: Капитан. Помощник капитана. 3 штурмана.
3 кочегара. 3 рулевых моториста. 3 матроса. Повариха.
***
Книга. Вверх по Вычегде. Савушкин. https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=7527
Есть ли карта погибших пароходов на Вычегде?

Северное Речное Пароходство
До середины прошлого столетия водный транспорт в Коми был основным для перевозки грузов и пассажиров.
В посёлок водоплавающих, в Красный Затон, что под Сыктывкаром, в озеро Выльты, на зимнюю стоянку возвращалось около ста различных речных судов.
Тельняшки в посёлке носили все! Все знали, сколько на ней полосок! В Затоне было своё речное училище, готовящее рулевых мотористов, судовых поваров, сварщиков-котельщиков.
В навигацию при нехватке плавсостава прибывали дополнительные экипажи из Лименды и Котласа. Помимо флота и завода ВССЗ, в Затоне был свой лесозавод, производивший пиловочник. Были стапельные площадки, с которых каждые семь дней сходили 1000 тонные деревянные баржи. Позже металлические, самоходные и несамоходные плавсредства.
Там был свой техучасток по содержанию навигационных рек. Сам поселок разрастался, хорошел и славился за счет средств базового предприятия и северного речного пароходства. Была даже своя газета «Речник Севера»
Дешевый водный транспорт имел хорошие перспективы для развития, несмотря на конкуренцию железнодорожных и автомобильных дорог, и  отлично налаженного воздушного сообщения.
В 80-е годы в Сыктывкаре на берегу Сысолы недалеко от гостиницы «Югэр» (А это название означает озаренный свет, блики на водной поверхности.) началось строительство большого современного речного вокзала с гостиницей, рестораном и билетными кассами.
Рядышком должно было строиться трехэтажное здания Сыктывкарского районного управления Северного речного пароходства. В сыктывкарском речном порту работало около двух тысяч человек.
Все это нынче посадили на мель. Спят усталые буксиры, баржи спят. Сейчас реку Сысолу в Сыктывкаре можно перейти вброд.

Последний причал
Действие рассказа «Болотный пароход» происходит на территории и на акватории Республики Коми вблизи её столицы, города Сыктывкара. Маленький трудовой поселок Трехозёрка, основали в 1941 году.
Там жили коми, украинцы, русские и советские спецпереселенцы: латыши, эстонцы, финны, карелы, немцы.
Советские немцы в Коми прибывали тремя потоками. В 1934 году раскулаченные, в 1941 депортированные, в 1945 репатриированные на Родину из Германии.
Трёхозёрцы до сих пор очень сплоченные люди! Когда у кого-то беда, все рядом и все вместе, все как одна семья. Несмотря на государственную, репрессивную политику тех лет, люди по-человечески помогали друг другу, не обращая внимания на национальность.
Приехавшие первыми, умеющие хорошо работать немцы быстро построили запань, а затем шпалозавод «Вычегдалесосплава», и мастерские где делали лыжный кряж. Лес рубили у самой реки и тут же на берегу строились.
В тяжелое военное и послевоенное время работали без выходных и по 12 часов в день, а вечером отмечались у военного коменданта. Наравне со взрослыми работали дети 13-14 лет.
В 46-ом году, ссыльные немцы уже были главной рабочей силой посёлка сплавщиков. Они трудились на шпалозаводе «Вычегдалесосплава», в запани сортировали и хранили лес.
Советских немцев в тех метах было много в Трехозёрке, в посёлке Красный Затон, Новый Затон, Нижняя и Верхняя Максаковка, в Красной горке, в Мадлаповке, в Лесозаводе, в Заречье, в Трёхозёрке, в Седкыркеще, в Сыктывкаре и особо много в глубинке, в леспромхозах, на лесоповале.
Заготовленный ими лес, как спички по большой воде, сам плыл в речную запань Алёшина, Седкыркеща, Трехозёрки, Тентюково.
Для многих ссыльных Трёзозёрка стала последней пристанью.  Многие остались лежать в той земле, а их потомки живут и хранят память о былых трагических временах...
Как-то так, получается, что это и их "ПОСЛЕДНИЙ причал". Плакучая ива на берегу пароходного озера, склонилась над кормой погибшего парохода, а рядом в лесу находится кладбище спецпереселенцев.
Там, где были первые их землянки, сейчас установлен указатель и памятная доска. Высланы, но не забыты!
Жители Трехозерки своими силами возрождают память и заброшенное кладбище немцев спецпереселенцев.  Огромное им всем за это человеческое спасибо!
Папа Шульц.
21.09.2022

К 85 юбилею Красного затона: https://wolgadeutsche.net/rd/papa_schulz/krasnyj_zaton.pdf
***


Рецензии