Детство. Педагогика

                За обедом внучок задал деду Аркаше неожиданный вопрос.
- Дедушка, а тебя в детстве драли, как козу?
- Какую козу?
- Ну, как «сидорову козу».
- А тебе это зачем знать?
- Папа сказал, что меня надо драть, как «сидорову козу». А я нечаянно вазу разбил. Так драли или нет?
- Ах, вот ты о чём! По всякому бывало. Скажи папе, что это не педагогично.
- Ты лучше сам ему скажи, а то он меня не послушается.
- Ладно. Но и ты не очень шали, а то ваз на тебя не напасёшься. Третью уже разбил.
- Так я же нечаянно и слабые они какие-то.
Усевшись после обеда в своё любимое кресло, дед Аркаша стал вспоминать про «сидорову козу».
- Ишь, чего выдумал. Нечаянно. За нечаянно бьют отчаянно, но это …не педагогично.
Дед Аркаша взял газету, но читать не стал, а закрыл глаза.

                Второкласснику Аркашке до всего было дело. Рядом с их домом строили новый дом, и он с ребятами, после ухода рабочих, часто бывал на стройке. Жевали твёрдый битум, сплёвывая на дальность обильную слюну, фехтовали тонкой дранкой, качались на брусе, положив его поперёк другого, прыгали из окна на большую кучу шлака, вновь разжигали потушенный строителями костёр под баком с битумом и смотрели, как он кипит, схлопываясь чёрными пузырями. Словом дел у ребят на стройке было предостаточно, тем более, что она не охранялась.
Но однажды, зайдя днём на стройку, Аркашка поразился, как электросварщик перерезает огненной струёй из горелка металлический лист.
- Вот это да! как это вы? Разве может огонь резать металл? У меня он только нагревает и ваш котёл с битумом не плавится.
- Не мешай, пацан.
- Интересно же.
- Ладно. Всё зависит от температуры. Она должна быть высокая. Дрова такую температуру не дают, а только газ.
- Газ? А где у вас газ?
- А вон, видишь бачок? Засыпаешь в него карбит, заливаешь водой, плотно закручиваешь крышку и начинает выделяться газ. Он идёт по шлангам к горелке. Я его поджигаю и он даёт высокую температуру.
- Так просто!? Ничего ж себе. Интересно. Я бы тоже хотел попробовать получить газ.
- А вон в большой банке возьми кусочек карбита и брось в лужу. Вот и будет тебе газ.
Аркашка быстренько подбежал к банке, но достал не кусочек, а несколько штук и незаметно положил в карман куртки. Один кусочек бросил в лужу, тот сразу зашипел, запузырился.
- А как мне газ собрать?
- Накрой консервной банкой дном вверх, вот и соберёшь.
- А поджечь газ можно?
- Можно. В днище банки сделай гвоздём дырку, вот газ и будет выходить в дырку, тогда и поджечь можно. Только осторожно надо, а то если промедлишь, газа много соберётся и он взорваться может.
- Вот здорово!
И окрылённый новой идеей всё и вся взрывать, Аркашка помчался домой поделиться новостями со старшим братом, третьеклассником Толяном

                Толян заинтересовался новой идеей, так как был не против что-нибудь взорвать. Ну, хотя бы сарайку капитана, убившего их собаку.
Был слякотный апрельский день. Аркашка был уже дома, а Толян с приятелями пошёл из школы на огород рядом с домом. Снег почти сошёл, только кое-где лежали куски льда. Толян выбрал лужу среди размокших грядок, достал из портфеля приготовленную накануне консервную банку с дыркой, но уронил её в грязь. Потом достал завёрнутый в кусок газеты карбит, бросил его в воду и накрыл банкой. Пацаны стояли кружочком в грязи, с интересом наблюдая за действиями товарища. Толян зажёг бумагу на конце прутика и осторожно поднёс к дырке в банке.
- Па-пам…
Но банка не взорвалась и не взлетела.
- Толька, у тебя дырка грязью наверно забилась.
Толян наклонился над банкой, поковырял пальцем дырку и, смотря в неё, беспечно поднёс уже зажжённую спичку. Раздался оглушительный взрыв. Банка, взлетев, ударила неудачного пиротехника в лоб и он упал навзничь в лужу. Толькины свидетели неудачного эксперимента отпрянули, заспотыкались и попадали на размокшие грядки. Все были запачканы грязью, а Толян больше всех. Наступила почти «мёртвая» тишина.

Единственно не пострадавший пацан прибежал в квартиру Аркашки и прямо с порога трагичным голосом сообщил прискорбную весть.
- Тётя Нина, на огороде вашего Тольку убило!
Конечно, за такую весть издревле положена смертная казнь. Но вместо казни мама Толяна выронила половник с налитым борщом и в халате и домашних тапочках бросилась к убиенному сыну. Аркашка же от удивления раскрыл рот больше, чем обычно.
Мама вместе с уцелевшим посыльным не успела пробежать и половины двора, как раздался вой …знакомой «сирены». Это Толян очнулся от «летаргического сна» и подал первые признаки жизни. Так он выл до самого подъезда пока мама вела его домой. Аркашка тоже обрадовался возвращению брата к жизни, так как одному быть всё-таки скучно.
Мама вызывать врача не стала (врачей не хватит бегать на каждые проделки братьев), а молча, но дав подзатыльник, выкупала «экспериментатора» в тазу и уложила в постель, положив на лоб большой кусок льда, прикрыв лёд тряпочкой.
Пришли Толькины приятели с просьбой посмотреть на него, жив ли он ещё или уже не рассчитывать на него в игре «казаки-разбойники». Увидав Толяна, разинули рты.
- Ничего себе шишка! Толян, тебе больно?
Толян трагическим голосом полным слезивости тихо прошептал, - «да».
Ребята ушли, чтобы рассказать одноклассникам, что у Толяна шишка размером с голову, приняв кусок льда под тряпочкой за шишку.

                В семье Аркашки было принято больным для поправки здоровья давать так любимый компот с абрикосами. Целую банку одному! Но вместо компота пришёл с работы отец. Мать рассказала ему о происшествии. Отец не любил откладывать дела на завтра, которые можно сделать сегодня. Он сразу прошёл в комнату сыновей.
- Так, кто придумал взрывать карбит?
- Это не я. Это Аркашка.
- А чего я? Ты сам первый пошёл его взрывать.
- Так, понятно. Снимайте штаны!
- А Мари Ванна сказала, что пороть детей не педагогично. Надо убеждением воздействовать.
- Что!? Ты учить меня вздумал?
- А я не виноват, это всё Аркашка. У меня голова болит.
- Сейчас полечим.
Ремень был единственным методом убеждения Аркашки и Толяна, другие методы воздействия не помогали. Надо сказать, что отец всегда «воздействовал» на обоих сыновей сразу, независимо кто больше виновен, так как чаще всего виноваты были оба.
Поревев после «убеждений», Аркашка с Толяном, посмотрев друг на друга, начали смеяться.
- Ну, ты и гад, Аркашка.
- А чего ты без меня пошёл взрывать? Сам и виноват.
Мать позвала сыновей ужинать. Сначала ели молча. Потом Толян не выдержал.
- Мама, мне, как больному, компот положен.
- И мне компот положен. У меня попка болит.
Отец с матерью рассмеялись.
- Ладно. Купи им, Нинуля, завтра по компоту. Пусть лечатся. Но чтобы больше никаких шалостей. Обещаете?
- Чтоб я сдох!
- И хватит тебе уже «сдыхать».
- Обещаю. Чтоб я сдо… чтоб я… чтоб я…
- Ничего его не берёт!
Нет, сдыхать Аркашка не собирался, он ещё только начинал жить и впереди было так много интересного. Разве может нормальный пацан жить без приключений? Нет, конечно! И пороть за это, как «сидорову козу», точно не педагогично. Вы согласны?

Алексей Балуев (13.09.2022)


Рецензии