Тук-суранские башкиры. Одухотворенность единением

    
     Тук-суранскими башкирами принято именовать население, проживающее в западной части Оренбургской области.  Свое название местность Тук-Суран получила по рекам, протекающим по ней: реке Ток (Тук) и Большому и Малому Сурану (Соран). На географических картах эти две реки именуются как Большой и Малый Уран.
В административном отношении местность Тук-Суран соответствует четырем современным районам Оренбургской области: Александровском, Красногвардейском, Ново-Сергиевском и Переволоцком.
   Тук-Суранские башкиры издавна проживали на южной границе территории исторического Башкортостана. И им первым приходилось отражать набеги со стороны других кочевых народов, нести своеобразную пограничную службу.
Подобное  положение способствовало выработке у ток-суранцев особых качеств характера и менталитета. О них мы и поговорим.

       1.ЕДИНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И ПРИРОДНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

    В учебниках по социологии в разделе «Учение о потребностях» ничего не пишется о потребности людей в единении. Ее существование признается пока только в науке этологии.  И это очень странно. Потребность в единении имела колоссальное влияние на поведение людей и их настроение. Удовлетворенная потребность в единении наполняла человека счастьем, привносила  чувство защищенности. И, самое главное, чувство единения одухотворяло людей.
  Отметим также, что потребность в единении имеет не социальное, а природное происхождение, и ее некорректно отождествлять с потребностью в общении.
Единение составляло  базовую  ценность башкир Тук-Сурана. Они ощущали чувство единения в момент созыва и проведения ийынов, организации коллективных сборов и состязаний. Такую же радость доставлял и совместный труд (омэ). Все важнейшие события, которые происходили в отдельной семье, находили живой отклик в домах соседей. Праздники, свадьбы, рождения, похороны, проводы на военную службу – все эти моменты переживались сообща, всем селом.
Ощущаемое в такие моменты чувство единения придавало силы, насыщало жизненной энергией. Именно поэтому в прошлом не было психических и нервных заболеваний, часто возникающих в наше время в связи с произошедшим  отчуждением людей друг от друга. Отчуждение противно природе человека и поэтому имеет негативные последствия, в частности, ведет к социофобии и социопатии.
    Другим важным качеством тук-суранских башкир была сплоченность. Без нее было невозможно было отразить натиск неприятеля. А неприятелей было много. В шестнадцатом веке башкиры пользовались землями, расположенными на левобережье реки Яик/ Урал. Ежегодно они выпасали здесь стада в зимнее время. Это были башкирские зимние кочевья.  Но в начале семнадцатого века на эти земли прикочевали казахи, вытесненные из своих прежних мест калмыками/джунгарами. Началась борьба за пастбища. Военные конфликты перемежались набегами – карымтой. Карымта сопровождалась угоном скота и похищением людей. Особенно часто похищали женщин и детей. В башкирском народном творчестве сохранилась память об этих горестных временах в виде танца «Семь красавиц». Он  посвящен  семи сестрам, которые были похищены казахами во время внезапного набега. Несмотря на то, что их ноги были изувечены, они пытались бежать, но погибли. 
  Не менее драматично складывались отношения башкир с калмыками/ойратами/джунгарами. В начале семнадцатого века они мигрировали с территории Западной Монголии в степи, расположенные между реками Эмба и Яик (Урал). Уже в 1619 году калмыки вплотную подошли к башкирам и стали претендовать на их земли по рекам Яик, Орь, Илек, Кизил. 
        Калмыцко-башкирская война была долгой. Она длилась с незначительными перерывами почти весь семнадцатый век. И все же башкирам удалось отстоять свои земли. Калмыки ушли дальше, в западном направлении,  и заселили земли Нижнего Поволжья, вытеснив  оттуда ногаев.
   ...Потребность в единении удовлетворялась в принадлежности к определенной социальной общности. В данном конкретном случае - в принадлежности к роду. К каким же субэтническим общностям относились башкиры Тук-Сурана?

      2. РОДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТУК-СУРАНСКИХ БАШКИР

     По родоплеменному (субэтническому) происхождению Тук-Суранские баширы относятся к таким родам, или кланам,  как Табын (Кара- табын, Юмран-табын) , Кипчак, Бурзян, Юрматы.
Потомки кара-табынцев проживают в основном в деревнях Александровского и Красногвардейского районов. К деревням кара-табынских башкир относятся Ильяс (Ильяс Средний, Урта Ильяс), Ильяс Нижний  (Кысыстал) и Ильяс Верхний (Тэнес). Самым ранним из них является село Ильяс, основателем которого был старшина Ильяс Муллакаев. Позже возникло село Верхний Ильяс, в котором проживали потомки тархана Бурангула.  Потомки кара-табынцев так же проживают в селе Юлтый. Аул Юлтый - родина башкирского поэта и общественного деятеля Юлтыева Даута Исхаковича (1893- 1938 ).
Верхнее течение р. Ток занимали юмран-табынцы (ныне Александровский район).  Они основали  деревню Яик (ее второе название Юмран). Позднее она поделилась на дд. Нижне-Яиково и Верхне – Яиково. Юмран-табынцами было так же основано село Бахтиярово.  Позднее оно дало начало двум селам: Нижне-Бахтиярово и Верхне-Бахтиярово.  Юмран-табынские башкиры также основали село Старый Юлдаш (изначально - Юлдаш), расположенный на р. Ток в нынешнем Красногвардейском районе,  и позднее,  Новый Юлдаш.
Деревня Юлдаш (Старый Юлдаш) была самой крупной среди Тук-Соранских поселений. В 1920г. здесь было 422 двора и 1 151 житель. В прошлом в деревне имелись две мечети, работала земская школа, которую в свое время окончил выдающийся собиратель башкирского фольклора Мухаметша Бурангулов.
Наиболее ранней деревней, основанной юмран-табынцами, была Каипкулово. Сейчас она не сохранилась. Название аула связано с именем старшины Юмран-Табынской волости Каипкула Аслыкаева.  Село Каипкул было заложено на правом берегу р. Ток. Позднее юмран-табынцы стали заселять не только берега реки Ток, но и Малого и Большого Урана.
 Древнее название табынцев - уйшины (усуни). Три тысячи лет назад они проживали на территории Монголии, позднее входили в состав Тюркского каганата. Предводителем рода Табын был Майкы - бей Уйшин (поэтому потомков табынцев историки иногда называют Майкубиевичи). Фигура вождя племени Уйшин Майкы (Байку) восходит на историческую арену с началом возвышения Чингиз-хана. Он был военачальником и при Чингиз-хане, и при Бату и Джучи ханах.   
   Как отмечает уфимский историк С.И. Хамидуллин, уйшины стали «табынцами» сравнительно поздно. Этноним «табын» восходит к социониму, а точнее, к чину или титулу, или почетной должности. «Табын» - означает:  «служащие», «находящиеся при исполнении», «служившие». Башкиры - табынцы сохранили свой высокий  статус и  тогда, когда они признали власть Московских  князей. Именно табынцы  преимущественно сохранили за собой почетный титул тарханов.
   В шежере юмран-табынцев  их родоначальником является не Майкы- бий, а некий Хани- Углан.  То есть юмран-табынцы осознавали собственную обособленность от остальных подразделений.
Потомки юрматынских башкир проживают в селах Мрясово, Ибрагимово, Гумерово (Старый Гумер и Новый Гумер), Бабичево (Бапес),  Караяр, Кутуш, расположенных в Новосергиевском районе Оренбургской области. (В этих же селах проживают и потомки бурзян). 
 Деревня Мрясево имела также два других названия: Кыуаир (по имени протекающей здесь речки) и Танатар. Основателем села был Мряс Аюкасов.   Село Мрясово является родиной известных деятелей башкирского национального движения начала двадцатого века Сагита Мрясева и Карима Идельгужина.
   Племя Юрматы  было одним из ранних компонентов, участвовавших в этногенезе башкир. Его происхождение связывается с древними мадьярами. Они упоминаются в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (X в.) под названием Курту-Гермат. Уже на территории современной Венгрии данный этноним отразился в ряде топонимов, имеющих элемент Дьярмат – Дьярмат, Дьярматпуста, Фузешдьярмат.
Родовое объединение Юрматы играло важную роль в башкирской политии, почему в «Кысса-и Чингиз-хан» легендарный родоначальник юрматынцев Юрматы-бей назван в числе других башкирских вождей, которых Чингиз-хан удостоил личным пожалованием атрибутов власти – онгонами, ураном и тамгой.
  В XV–XVI вв. юрматынцы находились в тесных этнических контактах с ногайцами и были связаны с ними политически. В начале XVII в., когда Большая Ногайская Орда потерпела ряд поражений от пришедших с востока калмыков, башкиры клана Юрматы приняли решение об установлении непосредственных контактов с правительством Василия Шуйского и принятии русского подданства.
В 1609 г. главы (агалар) юрматынцев Татигач-бей, Азнай, Ильчик-Темир, Кармыш получили подтвердительную грамоту на свои вотчины, а также на земли, оставшиеся от «перешедших нагаевских башкирцев», т. е. на территории, которые ранее были у них отчуждены ногайцами под свои южноуральские кочевья.
   В начале XX в. башкиры - юрматынцы сыграли исключительно важную роль в башкирском национальном движении. Из их среды происходили лидер башкирских автономистов А. Заки- Валиди, а также военные и политические руководители движения – А. Карамышев, Г. Карамышев, А.Ишмурзин, С. Ишмурзин, Ш. Акчулпанов и др. Помимо Нижнесергиевского района Оренбургской области, юрматынцы проживают в Мелеузовском, Стерлибашевском, Стерлитамакском и Федоровском районах  Республики Башкортостан.
В местности Тук-Суран поселения родовой группы кыпчак располагались  в долине р. Большой Уран. Здесь были основаны коренные аулы кипчакских башкир Ахмерово и Кунакбаево.  Позднее неподалеку возник аул Новоахмерово, а село Кунакбаево поделилось на Верхний Кунакбай и Нижний-Кунакбай.   Семьи из кыпчакских аулов имеются также в юрматынской деревне  Мрясево,  расположенной на р. Кувай, а также кипчакско-бурзянской деревне Габдрафик.
Деревня Верхний Кунакбай является родиной советского башкирского поэта и литературоведа, общественного деятеля  Габдуллы Амантая (1907- 1938гг.), а также одного из организаторов антисоветского восстания в Башкирии в 1921г. Габбаса Амантая.
   Родовое объединение Кыпчак является одним из крупнейших в составе башкирского народа. Его этимология связана с существованием крупного самостоятельного народа Кипчаков. В древнерусских исторических источниках кипчаки именовались половцами.  В период монголо-татарского нашествия половцы/кипчаки оказали яростное сопротивление захватчикам. Одним из вождей сопротивления стал хан Бачман.  Война велась двадцать  лет.   В ней победили монголы. Они жестоко отомстили своим противникам. Основная  часть кипчаков была уничтожена, другая была продана в рабство арабам - мусульманам. Часть народа во главе с ханом Котяном ушла в Венгрию, где их стали называть куманами. Оставшаяся часть кипчаков покорилась монголам. Вся территория, принадлежавшая кипчакам (Дешт-ы-Кыпчак) стала собственностью монголов.
  После завершения монголо - кипчакской войны часть кипчаков  мигрировала на башкирские земли, и с течением времени инкорпорировалась в  состав башкирского народа. Потомки Бачмана и часть его воинов образовали один из семи кипчакских родов - бушман-кипчак…
Аулы, населенные потомками бурзянских башкир, расположены в долине реки Малый Уран.  Это такие села как Кутлумбет, Габдрафиково,   Кутусево, Актеиново, Исянгильды,  Нижнекунакбаево.
  Бурзянские башкиры составляют историческое ядро башкир. Ученые выяснили, что бурзяне имеют иранские корни. В древности они  проживали  на Северном Кавказе. Тогда они входили в политическую орбиту Персидской державы,  и, после миграции на Южный Урал,  сохранили некоторые элементы  персидского культурного наследия. Среди них – воззрения зороастризма, традиция поэтических состязаний – айтышей, состязания в физической силе на звание пахлаванов. 
На кладбище деревни Миндигулово Бурзянского района Республики Башкортостан поверх некоторых могил располагаются срубы. Это память о захоронениях по зороастрийскому обычаю. Согласно зороастризму землю нельзя осквернять трупами умерших. Тело покойника оставляли на поверхности земли, в деревянном срубе,  для того, чтобы плоть могли склевать хищные птицы...Среди бурзянских башкир осталась память о празднике Навруз, который отмечался в древней Персии еще пять тысячелетий назад, но позднее был запрещен,  и почти забыт. Влияние индоиранской мифологии прослеживается в башкирском эпосе «Урал-батыр», записанном со слов знаменитого сэсэна из рода Бурзян Габита Аргынбаева. 

        3. УВАЖЕНИЕ К ЛИДЕРАМ
 
    Потребность в единении  рождала потребность в лидерах.  Ведь именно лидеры, по выражению К. Маркса,  выполняли функцию «объединяющего единого начала». У кочевых народов потребность в лидере выражена ярче, нежели  у оседлых народов. Это обусловлено особенностями образа жизни, военно-полевым бытом степных народов.
  Социальную категорию лидеров составляли бии, тарханы, старшины (волостные и юртовые), кантонные начальники. Наиболее статусной должностью являлась должность тарханов. Она имела древние корни. В исторических источниках эта социальная категория упоминается в связи с историей Тюркского, Хазарского и Аварского каганатов. Это значит, что первые тарханы появились в шестых – восьмых веках нашей эры.
  Главная обязанность тархана - нести военную службу в пользу хана/ кагана/ царя, - передавалась по наследству. Это вело к сложению военно-родовой аристократии. Должность тархана сочетала в себе функции крупного военачальника с функциями главы администрации. Башкирские тарханы обладали правом управлять населением, правом распоряжения и распределения земельных владений, принадлежавших роду. В Тук-Суране статус тарханов имели предки современных жителей сел Ахмерово и Кунакбаево.  В селе Верхний Ильяс проживали потомки тархана Бурангула.
  В конце восемнадцатого века возникла должность кантонных начальников. Она просуществовала до 1865г. и была очень высокой. В подчинении у кантонных начальников было башкирское население целого уезда. В местности Тук-Соран кантонные начальники, как правило,  происходили из рода юмран-табынцев. До 1845г. местное население, входившее в 9-ый башкирский кантон, возглавлял Калмаккул Исянгулов, проживавший в селе Каипуклово.
  У кантонного начальника были большие полномочия. По его  приказанию население могли переселить из одного аула в другой. Так, в  сентябре 1854г по предписанию кантонного начальника часть жителей деревни Кутлумбетово (они происходили из рода бурзян) были переведены в д. Нижне Кунакбаеву (обе деревни относились к 7-ой юрте  I кантона, Оренбургского уезда Оренбургской губернии).  Ровно через 4 года, в сентябре 1858г. тот же кантонный начальник распорядился перевести еще одну группу населения дер Кутлумбетовой в дер. НижнеКунакбаеву.  В общей сложности были переселены 34 двора, в которых проживало 116 душ мужского пола.
В эти же годы кантонный начальник распорядился переселить  жителей деревень Верхне-Кунакбаевой (в числе 76 душ мужского и 99 женского пола), Нижне-Кунакбаевой ( 76 душ муж. и 81 жен. пола) и Ахмеровой (18 душ муж. и 14 душ жен. пола) во «вновь заведенную им» дер. Габдрафикову.  Судя по документальным источникам деревня Габдрафиково Переволоцкого района Оренбургского района образовалась в 1863г. за счет переселения жителей Верхне-Кунакбаево, Нижне-Кунакбаево и Ахмерово.
  Переселения башкир, имевшие место в период кантонной системы управления, не являлись признаком произвола. Они были юридически обоснованы. В период кантонной системы управления башкиры находились в статусе военнослужащих,  и их переселение воспринималось как передислокация воинских соединений.
 Кантонные начальники  управляли населением через старшин. В период кантонной системы управления (1798-1865гг.) старшины именовались «юртовыми старшинами». В данном конкретном случае «юрта» - это воинская команда, в которой числилось все мужское взрослое население селений, расположенных на территории того или иного уезда.  В период кантонной системы управления, когда башкиры окончательно были превращены в военное сословие, близкое по своему положению к казакам, многие юртовые старшины и сотники получили воинские звания. Такие как хорунжий, зауряд-хорунжий. Это были нижние офицерские чины.
В селе Ильяс звание зауряд-хорунжего имел Абдулгалим Габитов, награжденный бронзовой медалью «на Владимирской ленте» в память войны 1853-1856 гг. Такую же медаль имел исполнявший должность зауряд- хорунжего  Байтуря Калмантаев из села Ильясово. В селе Габдрафиково звание зауряд-хорунжего носили  юртовой старшина Ахунжан (фамилия в документе отсутствует) и Давлетбай Сарыбаев. Звание хорунжего в этом же селе носил Хусеин Буранбаев - Агиев.

        4.ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ПРОСТРАНСТВУ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ.
 
Слово «единение»  – вовсе  не означает:  проживать «кучно», «скопом», в одном «муравейнике». Нет, каждая семья проживала отдельно, и хозяйство свое тоже вела отдельно. Самостоятельное, индивидуальное хозяйствование имело основополагающую ценность. И обладанием статусом  хозяина / «хужа»  было весьма почетно.
 Понятие «хозяйство» у башкир обозначалось словом «кош». Из каких компонентов он складывался? Основу хозяйства составлял скот. Также в «кош» входило передвижное жилище (юрта), рабочий инвентарь, бытовая утварь, войлочные изделия и пр.
  Одним из главных условий успешного хозяйствования была земля. А ее надо было много. Главной формой жизнеобеспечения было полукочевое скотоводческое хозяйство. Оно обеспечивалось посредством перманентного передвижения по определенному земельному пространству. Скот необходимо было выпасать на разных пастбищах: зимних, весенних, летних и осенних.
Это обстоятельство обусловило одну важную потребность: а именно: потребность передвижения по пространству. Но возможность перемещения по пространству диктовалась не только хозяйственной необходимостью. Она сама по себе представляла ценность.
Последним обстоятельством объясняется длительное психологическое неприятие земледелия, свойственное башкирам. Активно понуждаемые русской администрацией к земледельческим занятиям башкиры весьма неохотно расставались с более престижным для них скотоводческим трудом.
«Между башкирами, принадлежащими к казачьему сословию, не замечается особенной привязанности к земледелию, – отмечали исследователи девятнадцатого столетия, – только крайняя нужда заставляет их обращаться к этому промыслу... Наоборот, к скотоводству и неразлучной с ними кочевой жизни по старой привычке башкиры сохранили прежние симпатии» .

       5. ТУК - СУРАНЦЫ - ХРАНИТЕЛИ БАШКИРСКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ.

   В 1960-м году в местности Тук-Суран  работала научная экспедиция из Института истории, языка и литературы БФАН СССР, возглавляемая выдающимся уфимским ученым Ахнафом Нуреевичем Киреевым.  В состав экспедиции входили С.А. Галин, Ф.А. Надршина, Н.Д. Шункаров. Научная экспедиция именовалась «фольклорной», так как ставила своей целью сбор и запись образцов народного устно-поэтического творчества.
  Почему за сбором фольклора ученые направились именно в Тук-Суран? Потому что именно здесь находился кладезь башкирского поэтического наследия. В этих краях жил выдающийся собиратель башкирского устного народного творчества Мухаметша Бурангулов.  Еще в 1910 г.  он записал от знаменитых башкирских сесенов Габита Аргынбаева и Хамита Альмухаметова бессмертный эпос «Урал-батыр».
    В традициях этого края было проведение поэтических состязаний, в которых принимали участие народные сказители - сэсэны. Но эти времена были в далеком прошлом.
Тем не менее участникам фольклорной экспедиции 1960-го года удалось найти среди представителей старшего поколения Тук-Сурана знатоков устного поэтического творчества. В деревне Кулманово Александровского района (в 1960г. он назывался Люксембургским)  руководителю фольклорной экспедиции Ахнафу Нуреевичу Кирееву посчастливилось встретить   Гибадуллу Агиша (1876 г.р.) и записать с его слов текст кубаира  «Ахкак-Кола» («Хромой Саврасый»). В поэме повествуется о том, как   Акхак - Кола,   потомок благородных коней, вышедших со дна озера Шульган, сбегает от жестокого хозяина с табуном лошадей. Хозяин настигает коней и просит их вернуться, обещая при этом хороший уход. Когда лошади поворачивают домой, хозяин нарушает клятву и стреляет из лука в Акхак - Колу. Раненый конь ударом копыта убивает хозяина…
 В селе Каипкулово Александровского района сэсен Усман Саитов (1898г.р) надиктовал Ахнафу Кирееву эпос «Кара-Юрга» («Вороной иноходец»).  Именно этот вариант был позднее опубликован в 1972 г. в своде «Башкирское народное творчество».
 Члены уфимской фольклорной экспедиции записали новый вариант исторического эпоса «Идукай и Мурадым», который является башкирским вариантом ногайского сказания «Едигей».  В общей сложности уфимские ученые посетили 33 деревни местности Тук-Суран. Они записали много легенд, песен, преданий, которые позднее были опубликованы в книге «Башкирское народное творчество».
 Назовем имена информаторов из числа жителей Тук-Сурана, которые в далеком 1960-м году  помогли уфимским фольклористам.  Это – Минебулат Абдразаков (1892 г.р.) и Усман Саитов (1898 г.) - из села  Каипкулово, Телякаева Рахиля (1897г). - из  села Кутусово,  Гайсина Алмабике (1898г). -  из села Старо-Гумерово  Александровского района.
В Переволоцком  районе много песен и легенд спели и рассказали  участникам экспедиции  Мукарима Байтимерова (1905г.р.) и Гайникамал Байтимерова (1914г.р.) - из  села Габдрафиково,   а также  Габдулла Габзалилов (1890г.р.)  – из села Кутлумбетово.  В Красногвардейском районе ценными материалами поделились Гибадулла Агишев (1876г.р.) и Ибрагим Ильясов (1900 г.р.) - из села Средний Ильяс.
 Все записи, произведенные участниками фольклорной экспедиции, были  собраны в три тома. Они хранятся в Научном Архиве Уфимского Федерального Исследовательского Центра РАН.
 Автор статьи выражает благодарность заведующей Научным Архивом УФИЦ РАН  Луизе Мидхатовне Гиниатуллиной  и архивариусу Лиде Фаниловне Хафизовой за предоставленную возможность ознакомления с архивными материалами.
            
         Список использованной литературы

   1. Панов Е.Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и человеческом обществе. – М., Лазурь, 2001. – 640 с.
  2. Абсалямова Ю. А. Оренбургские башкиры. Историко- этнографические исследования. Уфа, 2016, с. 75.
  3. Калмантаев Н.М. Тук-суранские башкиры // Ватандаш. 2000. № 2. С. 175.
  4.Калмантаев Н.М. Тук-суранские башкиры (этнокультурный облик) // Межэтнические и этноконфессиональные отношения: проблемы взаимодействия. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения С.И. Руденко. Уфа, РИЦ БашГу, 2015,  стр. 58
  5.Хамидуллин С.И. История башкирских родов. Табын. Том 28. Ч.3/ С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов и др. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; КИТАП, 2018, стр 248-249.
  6. Исянгулов Ш.Н. Из истории деревни Мрясово Новосергиевского района Оренбургской области// Историко- этнографические исследования по традиционной культуре башкир. Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2019, стр. 154 – 168.
  7.Хамидуллин С.И.  История башкирских родов. Юрматы. Том 30. Часть 1.  / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов и др. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; КИТАП, 2018,- 840 с.
  8. Хамидуллин С.И.   История башкирских родов.  Кипчак. Том 34 . Часть 2. / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов и др. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; КИТАП, 2019, стр 224. 
  9.История башкирских родов.  Бурзяне. (Том 31 Часть 2) / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Спитбатталов и др. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; КИТАП, 2019,  cтр 575.
  10. Шакурова Ф.А. Башкирская волость и община в середине ХVIII – первой половине ХIХ века. Уфа, 1992, стр.  140-147.
  11. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. Оренбург, 1877. Вып. I. С. 129.


Рецензии
Очень интересно!) спасибо!) ждем новых публикаций!)

Диана Свердловская   14.09.2022 12:55     Заявить о нарушении