Регламент конкурса Один день

ИДЕЯ КОНКУРСА


Участникам предлагается написать рассказ, действие которого происходит в один день.
Каким будет этот день, что произойдет с героями за 24 часа, решать автору.
Условие одно – все происходящее должно уложиться в 1 сутки.
Жанр соответствует сюжету.

ЗАДАЧА

Написать рассказ в соответствии с идеей конкурса.



Победитель конкурса определяется на основании тайного голосования участников обсуждения и авторов.

Читатели и участники выбирают три рассказа и распределяют их:
1. Рассказ «___» – 7 баллов
2. Рассказ «___» – 5 баллов
3. Рассказ «___» – 3 балла

Авторы принимают участие в обязательном голосовании и рецензировании. Голосование тайное.
Оценки высылаются на почту yukava@yandex.ua или yukava595@gmail.com



ТРЕБОВАНИЕ К РАБОТАМ

1. Форма – рассказ.
2. Объем рассказа от 20 тысяч знаков (MS Word\Сервис\Статистика\Знаков с пробелами).
3. Жанр соответствует сюжету, кроме указанных в п.3 «Заявка на конкурс» http://proza.ru/2020/07/21/1881.


ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

1. На почтовый ящик yukava595@gmail.com автор присылает:
адрес страницы на сайте proza.ru.

- согласие/не согласие на разглашение своего имени (псевдонима) в итоговых результатах конкурса;

- текст рассказа в приложении к письму (файл типа doc).

Данным письмом участник подтверждает свое согласие с правилами конкурса.

2. Конкурс анонимный. Истинное авторство знает только секретарь, принимающий работы на конкурс. Читатели, нарушившие анонимность автора, лишается возможности проголосовать.

Автор может не быть зарегистрированным на сайте proza.ru;
Общение авторов с другими участниками и читателями во время конкурса – со страницы (ссылка будет указана).

3. Рассказы и фрагменты рассказов, главы, размещенные в открытом доступе на прозе.ру, на страницах авторов, к конкурсу не допускаются.

4. Каждый автор должен написать отзывы на все рассказы. Участие конкурсанта в общем обсуждении работ приветствуется.

5. Текст должен соответствовать нормам, принятым в цивилизованном обществе.

ПРИЗОВОЙ ФОНД

1-е место – 2000 баллов
2-е место – 1000 баллов
3-е место – 500 баллов



Окончание приема конкурсных работ – 23.08.2022
- дата может измениться

Начало конкурса – 24.08.2022

В датах возможны изменения.

После основного конкурса планируется «Караван»


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222071500061


http://proza.ru/comments.html?2022/07/15/61

Ну что, уважаемые потенциальные участники конкурса «Один день», пишете? До половины дописали? Значит, пришло время внести сумятицу в ваши ряды (смеюсь).
Поговорим о такой категории художественного произведения, как время. Помнится, мы такой разговор начинали, поэтому вспомним и продолжим.
 
Художественное время – это основная предпосылка сюжета.
Повествование всегда развивается в некоем времени, то бишь, есть хронологическая последовательность сюжетных событий (что раньше, что позже – внешние рамки) и их <событий> казуальная обусловленность (что причина, что следствие – рамки внутренние). Попросту говоря, что было сначала, что за чем следовало и к чему пришло.
Художественное время создается, прежде всего, самим смыслом повествования. В вашем конкретном случае есть существенное ограничение – вы должны спрессовать смысл в 24 часа. Как вы будете это делать – ваш выбор, я же хочу познакомить вас с некоторыми теоретическими аспектами в надежде, что они окажутся вам полезными.
 
Итак, время в литературе.
Выделяют 3 основных пласта понимания: время написания произведения (1), время, описанное в произведении (2) и время прочтения произведения (3).
Согласитесь, это разные вещи. Писатель пишет в каком-то там году (соответственно, присваивает уже имеющийся опыт поколений и привносит свое). Читатель читает книгу в тот же год или сто лет спустя и осмысливает прочитанное (тоже исходя из опыта поколений и добавляя личный).
Время создания/ прочтения не особо связано со временем действия. Так, Уэллс в 19 веке написал роман «Машина времени», действие которого происходит в 800-тысяч-каком-то-там веке, а вы прочли его в 20 веке.
Все это очень интересные темы для размышлений, но мы их пропускаем и сосредотачиваемся на 2-м пункте – на времени, которое находится внутри произведения и которое, собственно, и называется художественным временем.
 
Художественное время мы можем рассматривать с нескольких сторон.
Первым делом, с точки зрения фона повествования. История всегда происходит «когда-то», в каком-то времени – историческом, социально-бытовом, природном и т.п.
Вспомним недавних «Мещан», где история разворачивалась на рубеже 19 и 20 в. веков (историческое время), в провинциальном городе (социально-бытовое время), вероятно, осенью и преимущественно в сумерках (природное время).
Все эти временные аспекты важны, ибо они углубляют идею произведения. Так, внутренний конфликт Петра напрямую связан с историческим временем (его исключили из университета за участие в студенческом митинге), социально-бытовым (он потерял шанс на выход из сословия мещан), да вдобавок дело происходит при плохой погоде и в темноте (что усугубляет его и так подавленное состояние).
Литература – не жизнь, но имитация жизни, и подобные маркеры (в данном случае, маркеры времени) позволяют сделать художественное произведение «как из жизни».
 
Думаю, что вы, дорогие заинтересованные лица, уже достаточно продвинулись в теории и догадались, что я говорил о т.н. фабульном времени, том, которое, «как в жизни».
В тексте фабульное время обозначается датировкой момента действия, которая может быть абсолютной (\\Дело происходило летом 1833 года\\ Тургенев, «Первая любовь») или относительной (\\Часы пробили половину первого\\ там же).
Однако «совершенно невозможно рассказывать жизнь, как она когда-то рассказывала себя самое. Это привело бы к бесконечности» (С) Т. Манн.
 
Поэтому от фабульного времени переходим к сюжетному. Ибо литература не есть жизнь (фабула), а есть история, придуманная автором (сюжет).
Сюжет принудительно (именно так) развертывает события таким образом, чтобы читатель понял идею.
Пониманию идеи предшествует включение читателя в определенный ритм повествования. Который <ритм> создается, в том числе, и маркерами времени, по которым читатель может догадаться, сколько времени заняло это самое действие.
Пример из той же «Первой любви»:
 
\\ Поравнявшись с высокой грудой сложенных старых бревен, он проворно соскочил с Электрика, велел мне слезть и, отдав мне поводья своего коня, сказал, чтобы я подождал его тут же, у бревен, а сам повернул в небольшой переулок и исчез. Я принялся расхаживать взад и вперед вдоль берега, ведя за собой лошадей и бранясь с Электриком, который на ходу то и дело дергал головой, встряхивался, фыркал, ржал; а когда я останавливался, попеременно рыл копытом землю, с визгом кусал моего клепера в шею, словом, вел себя как избалованный pur sang. Отец не возвращался. От реки несло неприятной сыростью; мелкий дождик тихонько набежал и испестрил крошечными темными пятнами сильно надоевшие мне глупые серые бревна, около которых я скитался. Тоска меня брала, а отца всё не было. Какой-то будочник из чухонцев, тоже весь серый, с огромным старым кивером в виде горшка на голове и с алебардой (зачем, кажется, было будочнику находиться на берегу Москвы-реки!), приблизился ко мне и, обратив ко мне свое старушечье, сморщенное лицо, промолвил:
— Что вы здесь делаете с лошадьми, барчук? Дайте-ка я подержу.
Я не отвечал ему; он попросил у меня табаку. Чтобы отвязаться от него (к тому же нетерпение меня мучило), я сделал несколько шагов по тому направлению, куда удалился отец; потом прошел переулочек до конца, довернул за угол и остановился.\\
 
Видите, да? Показано состояние героя в связи с его субъективным ощущением времени.
Благодаря подобному приему автор может управлять временем внутри произведения.
Еще пример:
 
\\В течение трех недель я ее видел каждый день — и чего, чего она со мной не выделывала! К нам она ходила редко, и я об этом не сожалел: в нашем доме она превращалась в барышню, в княжну, — и я ее дичился. Я боялся выдать себя перед матушкой; она очень не благоволила к Зинаиде и неприязненно наблюдала за нами. Отца я не так боялся: он словно не замечал меня, а с ней говорил мало, но как-то особенно умно и значительно. Я перестал работать, читать — я даже перестал гулять по окрестностям, ездить верхом. Как привязанный за ножку жук, я кружился постоянно вокруг любимого флигелька: казалось, остался бы там навсегда... но это было невозможно; матушка ворчала на меня, иногда сама Зинаида меня прогоняла. Тогда я запирался у себя в комнате или уходил на самый конец сада, взбирался на уцелевшую развалину высокой каменной оранжереи и, свесив ноги со стены, выходившей на дорогу, сидел по часам и глядел, глядел, ничего не видя. Возле меня, по запыленной крапиве, лениво перепархивали белые бабочки; бойкий воробей садился недалеко на полусломанном красном кирпиче и раздражительно чирикал, беспрестанно поворачиваясь всем телом и распустив хвостик; всё еще недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко, высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый — а я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было всё: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни.\\
 
Три недели жизни героя уместились в 243 слова. Вроде бы немного слов, да и описанных событий тоже, но разве мы упустили что-то из понимания внутреннего состояния героя?
Есть такое высказывание: рассказ – это запись ритма образов во времени. Неплохо сказано, правда?
И самое интересное – как же это делается практически?
 
В отличие от фабульного времени, которое всегда линейно и непрерывно, сюжетное время может быть и не-линейным, и не-непрерывным, и еще бог весть каким, в зависимости от выбранной вами композиции. При помощи композиции вы расчленяете (!) свою историю на фрагменты, и за счет этого формируете ритм повествования.
Приемы создания ритма: сгущение, разрежение, замедление, ускорение, пульсация.
Помните, был у нас разговор про начало произведения? Внезапный приступ
еx abrupto, когда изложение начинается с уже развивающегося действия, и только затем мы узнаем ситуацию героев (задержанная экспозиция).
Также вспоминайте про регрессивную концовку и прочую «путаницу» композиционных частей.
Я обратил внимание, что среди вас много любителей не-прямых композиций. Это, с одной стороны, хорошо (что вы любите динамику), но с другой, я видел и злоупотребления. Не надо избыточно усложнять там, где можно обойтись попросту. Прихотливость – антипод ясности, а в жизни и творчестве разумнее быть ясным, чем не-ясным (смеюсь).
 
Мужик Бородатый   05.08.2022 15:21   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Итак, композиционные части вашего рассказа должны составлять определенную схему, которая обеспечивает рост сценического напряжения.
Создать это напряжение можно <в том числе> за счет игры с фабульным и сюжетным временами.
В данном конкурсе это будет необходимо, ибо вам предстоит впихнуть придуманную вами фабулу (как-бы-жизнь) в малый промежуток (сюжет начинается, развивается и завершается всего лишь за 24 часа).
Поэтому, дорогие заинтересованные лица, прямо сейчас, по прочтению моего спича обратитесь к тому рассказу, который пишете, и проверьте его схему. Которая может быть любая, но при любых раскладах должна представлять собой некое чередование элементов покоя и элементов скачка напряжения.
Скорей всего, вы формировали эти элементы за счет действий ваших персонажей. Да, вы все правильно делали, молодцы. А теперь наложите на действия персонажей художественное время.
Которое является, с одной стороны, фабульным, и течет вне зависимости от того, что делает герой. Потому что, что бы герой ни делал, утро сменит ночь, весна зиму (природное время), неизбежно наступит час молитвы или производственной пятиминутки (социально-бытовое время) и так же независимо от героя начнутся-закончатся войны (историческое время). Фабульное время соотносится с элементами «покоя».
С элементами «скачка» («движения») соотносится сюжетное время. Сюжетное время напрямую связано с действиями героя. Как долго этот герой делает то, что делает?
Еще раз: схема вашего рассказа может быть любой, но она должна быть. Понимаете, да? Не хаос (пишу, о чем в данный момент вспомнил), а определенное (адекватное!) чередование элементов статики и динамики.
Ваша «новая» задача – обратить особое внимание на связь действия со временем. Тем более, в вашем распоряжении всего 24 часа.
 
Для чего это нужно? Будете смеяться, но все для того же – для более ясного и полного раскрытия идеи вашего произведения. Потому что художественное время имеет еще один немаловажный аспект. По сути, художественное время – это время метаморфоз героя.
{Здесь сделаю примечание. До этого момента я <надеюсь, доходчиво> пересказывал вам труды Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» и «Эстетика словесного творчества». Далее хочу перейти к адаптированному пересказу идей Флоренского. Желающим углубиться самостоятельно, обозначаю источник: «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»}
Так вот. Литературный образ героя вмещает в себя уже прошедшее его развитие, момент настоящего бытия и предпосылки будущего разложения, смерти.
Пример – образ Татьяны Лариной. Развитие ее личности Флоренский показывает на биологическом сравнении: «грена–гусеница–куколка–бабочка = бабочка как целое».
 
Если вынести за скобки Татьяну-гусеницу (гм…) и обратиться к вашему конкретному произведению, то ваша задача (задача автора) заключается в том, чтобы дать читателю понимание – как именно изменился ваш герой за тот период художественного времени, который вы взялись описывать (в нашем случае, за сутки). И это понимание должно быть целостным.
Т.е., по Флоренскому, включать в себя знание о прошедшем развитии героя (что и в каком состоянии привело героя в точку, откуда начинается ваше повествование). Это раз.
Два: быть свидетелем текущих метаморфоз героя и
Три: если герой не умрет по ходу сюжета, то предвидеть предпосылки его… хм… будущего разложения. Хотя «разложение» в некоторых случаях следует понимать, как «существование».
Вот алгоритм вашего действия – раз, два три. Все просто (смеюсь, конечно).
 
Резюмирую. Ограниченность в художественном времени (в данном случае, 24 часа) – не просто механическое условие, а условие концептуальное.
Свою речь я начал с положения, что смысл произведения (его идея) определяет количество и качество художественного времени. Вам же предстоит <грубо говоря> подогнать задачу под ответ – выбрать такой смысл, который бы уложился в один день жизни вашего героя.
Задача не простая, поэтому, пока есть время, проведите ревизию своего рассказа и приведите его, как говорится, в соответствие (раз, два, три). В помощь вам – все те композиционные приемы, о которых я упомянул выше.
 
Удачи всем,
 
Мужик Бородатый   05.08.2022 15:22 


Рецензии