О марксизме и почему не применяются идеи Маркса

     Есть мнение, что Сталин разочаровался в идее мировой коммунистической революции, распустил Коминтерн, отказавшись от политики воинствующего атеизма и признал исторические духовно-культурные ценности России великим достоянием СССР. В итоге возник тот сплав приверженности трудящихся советскому строю с многовековыми патриотическими традициями русских и других народов нашей родины, который и обеспечил победу над гитлеровской Германией. В этот период чрезмерная централизация режима получила своё оправдание. В то же время, по мнению ряда историков, в годы войны произошло ослабление диктаторского режима и повышение степени самостоятельности и ответственности исполнителей на местах.

     После окончания военных действий военно-мобилизационная система сохранялась и она была действительно необходима, пока шел тяжелейший период восстановления народного хозяйства и одновременного создания ракетно-ядерного щита в условиях начавшейся холодной войны. Однако уже в конце 1940-х годов стала очевидной потребность демократизации советского общества. Сталинский режим вступил в принципиальное противоречие с некоторыми тенденциями по демократизации общества. Но, пытаясь восстановить апробированные в прошлом тоталитарные черты, включая новый виток массовых репрессий, смерть Сталина подвела черту в таком развитии режима советской власти в стране.

     Сохранение номенклатурно-командного режима после Сталина было действительно необходимо, пока шел тяжелейший период восстановления народного хозяйства и одновременного создания ракетно-ядерного щита в условиях начавшейся холодной войны. Однако в пятидесятые годы стала очевидной потребность демократизации советского общества и победа во внутриэлитной борьбе группы Н. С. Хрущева привела к более радикальному варианту разоблачения сталинского режима власти и к формированию более мягкого политического режима.

     Деятельность Н.С.Хрущёва носила в целом реформаторский характер. Он резко ограничил поле действий карательных органов, поставив их под контроль партии, начал демократизацию политической системы, децентрализацию управления, сокращение государственного аппарата и армии.  После отстранения Хрущёва от власти, Л.И.Брежнев и его ближайшее окружение продолжили политическую линию постсталинского периода с заметными коррекциями в сторону стабильности и консерватизма. Репрессий типа сталинских больше не было, как и возрождения хрущевских авантюр, но и в социально-экономические законы страны не было внесено никаких значительных изменений.

     В целом, несмотря на личностные различия и характер деятельности Хрущева и Брежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общего номенклатурно-командного режима власти в 1960-х - первой половине 1980-х годов.
 
     Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачёва. На первом этапе (1985-1986) М.Горбачёв и его окружение использовали главным образом командно-административные методы реформирования, не затрагивающие основ советского строя, которые не принесли ожидаемых результатов, а напротив, усугубили экономические и социальные проблемы в стране.

     Ученые постоянно спорят на данную тему, но не стоит приводить все аргументы, их множество и лучше подумать, что можно сделать в наших условиях. На самом деле все зависит от зрелости и мудрости людей общества в целом и от их способности объединяться для изменения сложившейся ситуации в обществе. История показывает, что нет ничего невозможного, если есть силы правильно управляющие экономикой и людьми государства.

     Понятно, что те, кто живёт богаче других, не желают перемен. Однако те, кого данные условия жизни угнетают и не дают возможности жить в человеческих условиях на принципах гуманизма, равноправия и социальной справедливости должны понимать, что без объединения всех сторонников таких принципом изменить что-либо не получится! 

     Капиталистическое и коммунистическое устройство общества  -  это два разных устройства общества и объединяет их только то, что оба этих устройства создали люди.  По идее основоположников марксизма социализм является лишь начальной, переходной стадией коммунистического устройства общества.

     Есть, правда, и иное мнение. Считается, что социалистические и капиталистические принципы жизни – это сиамские близнецы и эти два строя могут существовать только вместе, черпая силы для развития в постоянных противоречиях и антагонизмах. А в теории коммунизма, в котором каждый будет трудиться на благо общества по способностям, а иметь от общества необходимое для жизни по потребностям, независимо от участия в труде на благо народа, то развитие социальной справедливости в таких условиях это действительно утопия!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов в экономике страны по удовлетворению всех потребностей населения! В том числе и для защиты интересов народа от посягательств кого-либо жить по своим законам. Такой коммунизм может быть только в качестве морковки, подвешенной у носа граждан, чтобы они терпели обоснованные лишения в постоянной борьбе жить в человеческих условиях.

     Одно можно сказать точно, общество постоянно развивается, стремясь к мечте. И чем больше среди населения планеты будет грамотных и умных, тем быстрее будет приближаться время её реализации! Важно только, чтобы эта мечта не была утопичной!

     Марксизм - это учение о развитии человечества и в частности о развитии капиталистической формы жизни общества в коммунистическую форму на основе законов диалектики.  А коммунизм и социализм - стадии коммунистической формации внутри этого учения. Конечно, существуют еще множество определений социализма и коммунизма, но так как мы начали с марксизма, то не будем отвлекаться на другие учения о социализме и коммунизме.

     Социализм, если брать только марксизм (не советское учение в виде марксизма-ленинизма и сталинизма), то это первая стадия коммунистической формации, особенности которой определяются общественной собственностью на производимые трудящимся народом средства для жизни по количеству и квалификации труда каждого на благо общества!
 
     А не средств производства, как требовал Ленин и его сторонники! Ведь ещё в "Манифесте коммунистической партии" Маркс писал, что превращение такой формы основного капитала, как средства производства, в общественную или государственную собственность, не делают производимые трудящимся народом средства для жизни достоянием каждого по количеству и квалификации труда, если сохранять их товарное производство и распределять посредством свободного рынка.

     Ибо говорить о развитии гуманизма, равноправия и социальной справедливости для всех при рынке, это всё равно, что говорить о свободе для всех в рабовладельческом государстве!
 
     В "Критике Готской программы" Маркс писал: «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»

     То есть в сознании и быте людей все ещё сохраняются пережитки капиталистического общества, точно так же как и во всех предыдущих обществах сохранялись пережитки еще более древних обществ в виде обычаев и традиций.

     А значит смену монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях на производимые трудящимся народом и необходимые каждому базовые средства для жизни необходимо проводить постепенно, без шоковой терапии!  Чтобы трудящийся народ постепенно осознавал необходимость такой смены капиталистических социально-экономических законов на социалистические, при которых привилегий по капиталу уже быть не должно, а вот недовольство и несогласие с упразднением классовых привилегий по капиталу, у лишённой этих привилегий буржуазии - сохранится! 

     Именно поэтому и необходимы будут государственные службы обеспечения социалистической законности для пресечения нарушения законов и для наказания нарушающих закон!

     А чтобы было меньше таких правонарушений необходимо опять создавать сельские и городские муниципальные общины самоуправления, которые должны быть связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!  При внедрении социалистической двойственности равенства рабочего времени, чтобы относительно равное количество труда по времени на благо общества определяло и относительно равные нормы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни!
 
     А значит у общества должно быть такое устройство экономики, чтобы производимые в относительно равное для всех рабочее время необходимые всем материальные блага в виде добротного жилья, качественных продуктов питания, фактуры для одежды и прочее, принадлежали всем людям по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества! 

     Чтобы каждый имел право пользоваться ими для удовлетворения своих насущных потребностей количеством относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени, а качество их потребления каждый чтобы мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда!

     При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества, которые должны постоянно корректироваться с развитием экономики общества!

     И тогда с правом трудиться на благо общества у каждого будет право иметь от общества всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально духовного развития!

     В настоящее время термин "социализм" используется повсеместно и люди разных убеждений имеют различные понятия и значения этого термина. Рыночные фундаменталисты называют социализмом любое вмешательство государства в экономику, социал-демократы приводят в пример страны Скандинавии, сталинисты - СССР, анархисты - Арагон и Каталонию во время Испанской Революции 1936-39 годов.

     Был ли социализм и коммунизм в СССР?  А это смотря для кого, ведь власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, у них всегда были в достатке как социально-бытовые блага, так и коммуникационные.  Но ведь учение Маркса и Энгельса о том, как сделать так, чтобы всё необходимое для социального благополучия было у всего трудящегося населения отдельной страны или всего мира и эта проблема затрагивает целый ряд разных теорий о развитии человеческого общества.
 
     Кто-то считает, что Маркс ни оставил никакой информации о социализме и коммунизме, а кто-то убеждён, что в трудах Маркса и Энгельса есть всё необходимое, чтобы представить себе во всех красках как социалистическое общество, так и коммунистическое!

     А другие убеждены, что любое описание функционирования коммунистического общества будет попахивать утопией и яркие примеры, это «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы, «Путешествие в Икарию» Каабе, «Вести ниоткуда» Морриса.  Были описания общества социальной справедливости у Жан-Жака Руссо, у Фурье, Сен-Симона, у Роберта Оуэна и прочих.

     А Маркс, якобы, ограничился лишь такими словами в той же "Критике Готской программы": «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

     Только не совсем понятно, зачем необходимо понимать перевод Маркса этой фразы, будто он предлагает  сделать так, что каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на благо общества? Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такое мог написать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?
   
     Поэтому, как уже было сказано,  коммунизм наступит только тогда, когда с развитием экономики и людей общества у каждого с правом на общественно необходимый труд будет право на пользование и всеми необходимыми средствами коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! И тоже по нормам достойным общественно необходимого труда человека! Ибо ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

     А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы, которые должны быть у каждого добросовестного и законопослушного гражданина страны в простой и доступной всем форме!  А также всё то, что не входит в ассортимент необходимого и гарантированного ЗАКОНОМ для социального благополучия общества! Ваше право, иметь это всё или не иметь, но вам всё это должно быть доступно по закону как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!
 
     Или нам уже действительно наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные ещё и всё необходимое для выздоровления.

     Да и кто в России внимательно читал труды Маркса и Энгельса с целью понять сущность их идеи об обществе социальной справедливости?  Разве что для того, чтобы сдать зачёт и не более того!  Поэтому советую всем всё же внимательно прочесть "Критику Готской программы", где многое расписывается довольно основательно, как и в  таком труде, как "Анти-Дюринг", в "Немецкой идеологии" или "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, где в трех маленьких главах описывается история формирования социалистической мысли. 

     Ведь в смысле развития социальной справедливости социалистическим государством сегодня можно назвать и Германию, и Швейцарию, и Швецию, и Финляндию, и Данию, и Норвегию и даже маленький Сингапур, и Канаду, вторую по величине страну Мира!  А отличаются эти страны лишь своими традициями, нормами социальных гарантий по труду, да законами государственного насилия над нарушителями закона!

     А ведь истинный социализм - это общество постепенно сокращающее монополию капитала и расширяющее монополию законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда на благо общества и в котором всё еще сохраняются некоторые и недостатки капитализма!  И чем больше у трудящихся социальных гарантий по труду, тем меньше монополии капитала, при помощи которого власть и богатство имущие могут ущемлять интересы трудящегося населения для защиты своих буржуазных интересов.

     Но здесь необходимо заметить, что в демократических государствах с парламентарной системой организации государственной власти, чем более сплочённая и организованная партия трудящихся, тем легче ей защищать интересы трудящегося народа!

     Для социализма характерно смешанная, то есть как бестоварная, так и рыночная экономика, но без анархии рынка на базовые средства для жизни и с ограниченной властью денег для их приобретения. А принцип "кто не работает - то не ест" осуществляется при стремлении трудоспособного населения к полной занятости в экономике общества для удовлетворения насущных потребностей населения по количеству и квалификации труда в средствах для жизни по достойным человека нормам от их общего, производимого в обществе количества!

     Мир и развитие большевистского «коммунизма» и как он изменит психологию человека хорошо описан в книгах Стругацких "Мир полудня".  А в книге Стругацких «Трудно быть богом» очень жестко ставится главный вопрос - что необходимо сделать, чтобы люди завистливые, лживые и алчные стали другими, стали честными, бескорыстными и добросовестными?  Почитайте, эти книги на многое открывают глаза.

     А некоторые разделяют «марксизм-ленинизм» на новый и старый, якобы при старом марксизме возникал дефицит товаров, при новом же возникает дефицит заработной платы.  Но если вы откроете КАПИТАЛ Маркса на стр. 88-89, то там ясно сказано, что с заменой монополии капитала на монополию закона о социальных гарантиях по труду никакого дефицита быть не может!

     Ведь понятно же, что при товарном производстве капиталистического общества все одинаковые по назначению товары не могут стоить во-первых одинаково, а во-вторых исключительно столько сколько затрачено на их изготовление.
 
     На стр. 533 второго тома КАПИТАЛА Маркс очень понятно объяснил, что социально-экономические кризисы развиваются именно при несоответствии между товарной и денежной массами! А что такое несоответствие может и должно развиваться как при простом сокращении товарной или денежной массы, так и при нормальном товарном производстве, это, оказывается, большая новость для современных российских экономистов...

     При товарном производстве обязательно будет то, что мы всегда наблюдаем при социально-экономических кризисах – либо появляется дефицит товаров, либо дефицит заработной платы! И то, и другое не развивает равноправие и социальную справедливость в обществе, а ведёт к кризису в жизни общества!

     Для исключения этого и необходимо применять марксистский принцип двойственности равенства рабочего времени, чтобы относительное равенство рабочего времени определяло не только относительно равное количество честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья, но и относительно равные нормы базовых средств для жизни и развития трудящегося населения страны!

     Мечты о социальной справедливости присутствовали в обществе во все времена. У такого общества должно быть такое устройство экономики, чтобы производимые в относительно равное для всех рабочее время необходимые всем материальные блага в виде добротного жилья, качественной продукции для полноценного питания и для изготовления добротной одежды принадлежали всем людям по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества!

     А благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды чтобы каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества!

     При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества, которые должны постоянно корректироваться с развитием его экономики!

    Только при полной занятости трудоспособного населения и при таких условиях развития экономики по удовлетворению потребностей населения среди честных и добросовестных трудящихся в любой стране не будет нищих и обездоленных!


Рецензии