График конкурса Один день

Дорогие друзья, перед вами график конкурса
"Один день".

Вступительное слово оставляем прежним.



В сегодняшнее неспокойное время человеку нужна стабильность, опора и надежда.
И мы говорим вам - она есть - это наш конкурс.

"Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден".

Так говорил Омар Хайям, но мы, написав рассказ, можем остановить, описав, даже не мгновение, а события целого дня.



НАШИ УЧАСТНИКИ



1. Корса. Мадлен    24.08.2022 - 26.08.2022

2. Нёкита. Параллельно рассвету     26.08.2022 - 28.08.2022

3. Вита. Гиацинт     28.08.2022 - 30.08.2022

4. Черная Кошка. "Один день из..."      30.08.2022 - 1.09.2022



Голосование   - 1.09 - 2.09

Поведение итогов  - 2.09 - 3.09



В графике возможны изменения.


Караван планируется!

Присылайте свои тексты на почту yukava595@gmail.com.


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222082101549

Позвольте предложить вам, дорогие заинтересованные лица, кое-что из теории.
 
Был такой филолог Райх-Раницки (1920-2013). Профессор, преподавал в университетах Европы и Америки. В конце 20 в. это был самый влиятельный литературный критик Европы вообще и Германии в частности, его даже называли «папа Римский немецкой литературы» (мол, мнение его непререкаемо). Райх-Раницки написал много интересного, в частности, вел большую дискуссию по поводу оценки художественного произведения.
В самом деле, какое произведение надо считать «шедевром», какое «хорошим», а какое «плохим»? Вопрос не праздный хотя бы потому, что вы сами ежечасно к нему возвращаетесь, хоть бы и в этом конкурсе.
Вы просто спорите (зачастую даже забыв предъявить аргументы, только на эмоциях – смеюсь, конечно), а литературоведы разрабатывали (и разрабатывают) критерии оценки литературы. Я хочу познакомить вас с набором критериев, которые не то, что бы Райх-Раницки придумал сам с нуля, но по результатам трудов коллег обобщил, расширил и свел в единую типологию.
 
Оценочные критерии литературного произведения делятся на 4 группы. Это формальные критерии (1), содержательные критерии (2), реляционные критерии (3) и критерии, отражающие эффект, производимый произведением (4).
 
Начну с последнего, поскольку он в местном сообществе является чуть ли не единственным. Ну, хорошо, не единственным, но точно главенствующим. Что для продвинутых читателей (а уж, тем более, авторов) не очень хорошо, поскольку субъективно и однобоко.
Итак, эффект, производимый художественным произведением, Райх-Раницкий определял, как гедонистический («гедонизм» – наслаждение жизнью). Однако несмотря на столь позитивное название, внутри этой группы критерии распадаются на: равнодушие (4.1), скуку (4.2) и шок (4.3).
Как вы прекрасно понимаете, эта группа критериев имеет отношение не только к уровню произведения, но и к уровню читателя. Есть читатели с таким кругозором, что рассказ про то, как Волга впадает в Каспийское море, приводит их в неописуемый шок. А есть читатели, попробовавшие нечто более сладкое, чем морковка. Поэтому данная группа критериев, применяемая отдельно от других групп, хороша только для отбора книг в личную библиотеку. Если же вы рассуждаете с претензией на литературную критику, то сообщение про эффект, который произвел текст лично на вас, следует оттеснить подальше, ибо он говорит более о вас, чем о произведении. Будьте более объективны, дорогие заинтересованные лица, оперируйте всей палитрой критериев.
Рассказываю вкратце, что подразумевают другие группы критериев.
 
1. Формальные критерии – это целостность произведения; наличие художественной дисциплины у автора (термин, введенный Райх-Раницки, показывает уровень мастерства писателя); убедительность персонажей; динамичность действия; самобытность языковых средств и юмор.
Это то, с чего следует начинать анализ текста, ибо это – объективные показатели.
 
2. Содержательные критерии касаются проблематики произведения. Что за тема? Как поставлена проблема? Каков масштаб идеи, которую автор собирается доказывать?
 
3. Реляционные критерии (т.е. относительные, выраженные в бОльшей или меньшей степени и связанные с общим писательским исполнением).
Это: опыт и незаурядность автора; оригинальность, инновационность и провокационность произведения. Т.е. все то, что мы объединяем понятием «творчество».
 
Думаю, не надо убеждать вас, что комплекс критериев более объективен в оценке текста, чем какой-то один или два. Поэтому можете пользоваться схемой Райх-Раницки, он не будет против (смеюсь). Оценивайте чужие работы и постепенно, но неуклонно, подбирайтесь к объективной оценке собственных.
 
Всем успехов,
МБ
27.08.2022 16:38


Рецензии