Конвергенция. Путь разрушения

ПОЛЮСА НЕ МОГУТ БЫТЬ ИДЕНТИЧНЫМИ

Эпиграф: "Американцы никогда не были и не будут похожи на нас..."
________________________

ИСТОРИЧЕСКИЙ 20 ВЕК ОКОНЧИЛСЯ 1991 г.

либо 23 августа в 17 час. 09 мин. (запрет КПСС)

либо 25 декабря в 10 час. 45 мин. (прекращение существования СССР).

ВЕК НАЧАЛСЯ И ОКОНЧИЛСЯ ПО РУССКОМУ ВРЕМЕНИ. Это не этноцентризм, а фиксация реальности исторического века, который – так уж вышло – своим рождением и смертью оказался тесно связан с Россией, с СССР, с советским коммунизмом.

В 1961 г., когда в космос полетел Гагарин, мне было 10 лет. Я с восторгом читал эйфорические прогнозы: 1971 г. – полет на Марс, 1981 г. – полет на Венеру, 1991 г. – обитаемые орбитальные станции, 2001 г. – начало XXI в. – строительство первых городов на Луне. Дух захватывало и – верилось. Потому, что 21 век и 2001 г. были так далеко, что за это долгое-предолгое время, казалось, можно успеть освоить космос, по крайней мере, ближний, так называемый Пояс Жизни между Марсом и Венерой.

Парадокс, но ныне, при более высоком уровне развития техники, в том числе аэрокосмической, едва ли кто решится прогнозировать сколько-нибудь значительное освоение Пояса Жизни, по крайней мере, так же щедро, как в 1961 г.

«Конец прогресса», – так назвал свою книгу о конце XX в. Жан ГИМПЕЛЬ. В переводе с французского это звучит и как «Конец будущего».

Мрачно? Возможно. Однако сомнений не вызывает следующее. 20 век был Веком Величайших Надежд, Веком Великой Мечты (в советском и американском вариантах). Между 1945 и 1975 гг. (французы называют этот период «славным 30-летием») казалось, что надежды вот-вот сбудутся, а Мечта вот-вот реализуется.

Мировой оркестр звучал оптимистично, и хотя время от времени в этом бравурном звучании порой нет-нет да и проскакивали тревожно-щемящие звуки («все хорошо, да что-то нехорошо»), до начала 1970-х годов верилось и мечталосЬ. Правда, с средины 1960-х – все более устало, скорее по инерции.

Последняя четверть 20 в. обманула надежды и развеяла мечты – да так, что из сегодня они кажутся не то что наивными – невозможными.

Нет. Возможно. Было. Мечталось. Верилось. Свидетельствую, как очевидец, причем очевидец, не склонный ни к мечтам, ни к надеждам, ни к иллюзиям, выросший в стране, где одним из принципов, если не императивов жизни, как повседневной, так и метафизической, было «не верь, не бойся, не проси».

1945–1975 гг. ЭТО АКМЕ. СЕРДЦЕВИНА, ХРОНОЯДРО 20 ВЕКА. Его «золотой век», уместившийся в 30-летие, которое французы называют «славным» – «les trentes glorieuses». И есть почему. «Славное тридцатилетие» совпало с «повышательной волной» (А–фазой) кондратьевского цикла, бурным экономическим ростом почти всех зон мировой экономики. У.РОСТОУ в своей знаменитой «Мировой экономике» (1978) назвал экономический рост 1950–1960-х годов беспрецедентным в со-временной экономической истории (т.е. с 1780-х годов). И это настолько заворожило живших тогда людей, что циклический, т.е. пусть среднесрочный, но все же временный подъем большинство из них восприняли как постоянную тенденцию, спроецировав ее в будущее.

Этот факт, усиленный послевоенными расслаблением и эйфорией, породил множество мечтаний, оптимистических прогнозов и надежд – надежд на то, что мир станет более справедливым и эгалитарным, менее бедным и жестоким. И такие надежды, казалось, подтверждались экономическими успехами. Причем не только «первого мира» во главе с США, который пережил немецкое, итальянское и японское «чудеса», но также «второго мира» (при всех проблемах и трудностях – первая в мире атомная электростанция в Обнинске, атомный ледокол «Ленин», спутник, Гагарин и многое другое) и даже «третьего».

На Западе – прежде всего в Западной Европе и, в несколько меньшей степени, в США, экономический подъем и улучшение жизни огромного числа людей были связаны с welfare state. У нас этот термин обычно переводят как «ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ», хотя точнее было бы так, как предложил А.С.ДОНДЕ: «ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ». Короче, государство всеобщего собеса (ниже welfare state либо так и будет переводиться, либо будет даваться без перевода английский термин).

Welfare state обеспечивало социально-экономическое развитие главным образом по двум направлениям.

ПЕРВОЕ – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Сразу же после окончания Второй мировой войны западноевропейцы (и не кто-нибудь, а англичане – как ученые, так и политики) заговорили о необходимости планирования, ограничения рынка и частного предпринимательства, что и было сделано. Экономические и особенно военно-технические успехи СССР конца 1950-х годов, которые открыто и с большими опасениями признавали Дж.Кеннеди, Вильсон, Макмиллан и др. еще более подхлестнули и «планификацию» и второе направление деятельности welfare state – всеобщий собес.

Речь идет о ПОЛИТИКЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ПУТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕРЕДИНЫ И НИЗА ОБЩЕСТВА. В результате произошло увеличение (а в каких-то случаях даже разбухание) среднего класса.

В результате такого «общественного выбора» доля, изымавшаяся из национального дохода и подлежавшая перераспределению, увеличилась в странах западного ядра капсистемы в течение «славного 30-летия» в 5 раз и в начале 1970-х годов приблизилась к 50%. По сути ЭТО СОЦИАЛИЗМ или, как минимум, ТОРЖЕСТВО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ЗАПАДЕ.

Славное 30-летие (1945 - 1975)

Если учесть рост населения, ограниченный характер ресурсов и наличие СССР, то СОХРАНЕНИЕ ЭТОЙ ТЕНДЕНЦИИ ОЗНАЧАЛО В НЕДАЛЕКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ УХУДШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСПОДСТВУЮЩИХ ГРУПП ЯДРА КАПСИСТЕМЫ (Запада), создание институтов, подрывающих их позиции и, возможно, резкое УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛИТ И ДАЖЕ СМЕНУ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА.

Вот почему с конца 1960-х годов заработал «РИМСКИЙ КЛУБ». С начала 1970-х – «ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ» и «ФОНД НАСЛЕДИЯ».

А В 80-е НАЧАЛАСЬ НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЭЛИТ (КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ) по отношению ко всему, чего достигли трудящиеся и средние классы и, представляющие их, политические силы не только в 1945–1975 гг., но также начиная с 1789 и особенно с 1848 г.

ОФОРМЛЕНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА",

РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ,

И ОТХОД СССР ОТ СТАЛИНСКОЙ МОДЕЛИ «ИСТОРИЧЕСКОГО КОММУНИЗМА» – СОЗДАЛИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ СБЛИЖЕНИЯ, ВЗАИМОУПОДОБЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА И КОММУНИЗМА КАК ДВУХ ВАРИАНТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.

В основе этого впечатления лежали...

 НОМЕНКЛАТУРНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СССР и

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА ЗАПАДЕ.

ЭТО И СТАЛО ОСНОВОЙ ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ, – теории сколь идеологически окрашенной и нагруженной, столь поверхностной и ложной. 
Демонстрирующей с очевидностью, что ее авторы и агенты...

 не понимали социальной природы ни капитализма, ни коммунизма,

и не отдавали себе отчет в наличии жесткого предела взаимоуподобления качественно различных социальных систем, по достижении которого начинается разрушение их обеих или одной из них.

ХОЗЯЕВА ЯДРА КАПСИСТЕМЫ ХОРОШО ОСОЗНАЛИ ОПАСНОСТЬ ЭТОГО ФАКТА на рубеже 1960–1970-х годов.ПОЭТОМУ ОНИ ПРИОСТАНОВИЛИ, А ЗАТЕМ РАЗВЕРНУЛИ ВЗАИМОУПОДОБИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВСПЯТЬ.

 СОВЕТСКАЯ ЖЕ ВЕРХУШКА во второй половине 1980-х годов, НАПРОТИВ, РЕШИЛА СПАСАТЬСЯ НА ПУТИ УПОДОБЛЕНИЯ ЗАПАДУ.

В этом заведомо разрушительном процессе она прошла точку (не)возврата, и система,без того находившаяся в кризисе, рухнула.

Как говорилось в «Коньке-Горбунке» о незадачливом царе (чем не Горбачёв?), «бух в котел – и там сварился». Кондратьевская Б–фаза («понижательная волна» цикла) оказалась роковой для СССР и его глупого, болтливого руководства.

АНДРЕЙ ФУРСОВ:


Рецензии