Шри-Ланка - 8

               
   Глава 8. Мы старатели.

   Постепенно мы втянулись в старательскую работу на одном из ратнапурских участков по добыче драгоценных камней. И когда у нас пошел небольшой улов, зоркие глаза опытных старателей стали засекать нашу добычу, так как Бабу стал слишком часто бегать в палатку. То один из них, то другой стали подходить к нам якобы познакомиться. Бабу организовал для них игру - подсовывал им каратные необработанные камушки и просил их дать характеристику. У любопытных появлялось на лице презрение и они отходили.

   Здесь было небольшое гнездо, и мы, не прилагая больших усилий, выбрали его за несколько дней. Как только кончился иллама (гравийные отложения с драгоценными камнями), Самуил позвал смотрящего и при нем прекратили проходку шурфов. Далее я прошел среди самой гущи шурфов с работавшими там старателями, и остановился у ямок, кем-то выкопанных на двух заброшенных участках.    Исса, спроси, можем ли мы покопать на этих двух участках?

   Подошедший смотритель пояснил, что здесь бывшие хозяева уехали на материк, насовсем. Поэтому может закрепить участки за нами. Мы снова приступили к работе. Через несколько дней мы вышли на илламу. Вскоре мы стали выбирать не очень богатое гнездо, сразу же подверглись нашествию любопытных и советчиков. Они все удивлялись нашему везению. Самуил снова пояснил им, что он очень верующий человек, по ночам часто молится, и поэтому аллах помогает им.

   Однажды, к нам подошел израильский раввин и немного рассказал о себе; его командировали в Делийскую синагогу, где просили Тель-Авивских иудеев поделиться опытом соблюдения веры в Израиле.
   Я спросил его, а кто руководит в Делийской синагоге. Он сказал – главный раввин Изекиель Исаак Малекар.
 
   - Понятно, у тебя в семье напряженка с финансами?
   - У меня семь детей. Поэтому я решил попробовать немного подзаработать здесь. Но пока не очень получается.

   - Хорошо, я помогу тебе. Только не расспрашивай меня о подробностях, не хочу привлекать внимание местных любопытных. Они будут мешать. Просто им объясняй, что много молишься. Если подкинешь нашему Бабу в месяц долларов 50-75, то он будет сортировать добычу.

   - Очень буду вам благодарен. Откуда Вы приехали?
   - Из России.
   - Из России? Это же Родина моих предков!
   Хотел броситься обнимать меня, но я резко остановил его просьбой не привлекать внимания окружающих. Попросил его назвать свое имя. Он ответил: «Ицхак Мушинский»
 
   - Ицхак, завтра я покажу место, где будешь работать. Смотритель спросит: «Почему здесь?». Ответишь «Много молился, и Яхве подал мне знак, чтобы я работал здесь».
   Раввин заулыбался. Я погрозил ему пальцем. Улыбка моментально стерлась с его лица. Толковый раввин, подумал я, придется включить его в нашу команду. На следующий день с утра я нашел участок для Мушинского и очертил его палкой. А дальше случилось так, как я наставлял его. Бабу помог ему приобрести помпу и шланг, установить палатку. Бабу отвлекался, что нам затормозило работу. Самуил попробовал поворчать, но я сказал ему, что нам некуда торопиться - у нас еще пять месяцев отбывать рабство.

   Было видно, с какой радостью Ицхак работал лопатой, и мне показалось, он забыл цель своего нахождения на Шри-Ланка, появление здесь друзей переполняли его чувства радостью и надеждой на счастливую жизнь. Мне даже пришлось вмешаться в его работу.

   Я подошел к нему и спросил, появился ли гравийный слой иллама?
   - Спасибо за предупреждение, но я не забываю об этом, моя семья ждет меня домой с богатством.
   - Пожалуйста, держи себя в руках, здесь есть наблюдатели, которые контролируют весь наш участок, а мы находимся у них на подозрении. Если найдешь интересные экземпляры, дай знак Вивеку Бабу, он их заберет для проверки.

   И я отошел к своему шурфу. А там у нас пошли гравийные отложения. Я спустился в шурф, краем глаза увидел, что Самуил заталкивает что-то в карман. Но тут подошел Бабу и принял от Иссы корзину с промытой глиной. Выбрав интересные камешки, направился в палатку. Я шепотом обратился  к Самуилу:

   - Исса, твои поступки приведут к аресту. Я случайно увидел, как ты прячешь что-то в карман. Наблюдатели наверняка точно засекли этот эпизод, иди в палатку и замени в кармане драгоценный на простой камень. И сразу же приступи к работе.

   Минут через пять, к нам подошли двое и представились полицейскими, Заставили Самуила показать содержимое карманов. Попросили соседей освидетельствовать, но те уверенно заявили, что это не кондиционный сапфир, не представляющий никакой ценности. Тогда полицейский спросил:
   - Зачем прятал в карман?
   - Я не прятал, а просто положил в карман для своей будущей геологической коллекции.
   Полицейские ушли. «Уф, пронесло» - подумал я. Выставить Самуила жалко, человек неплохой. Останется здесь один - пропадет. Не стал его выговаривать, наверняка понял, что чуть не вляпался.

   А что у нас с Мушинским? - спросил я Бабу. Тот ответил, что он добрался до гнезда, и выгребает оттуда неплохой улов, ведет себя разумно, не спешит, работает спокойно. Сейчас собирается сделать перерыв на обед. Я тоже предложил прерваться.

   После обеда в палатке мы устроили небольшое совещание с подведением итогов первого месяца работы. Я напомнил Самуилу, что мы не сумеем вывезти по чемодану драгоценных камней, поэтому ему нужно умерить свою жадность. Я привел ему русскую поговорку: «Жадность фраера погубит». Но он что-то пробурчал. Тогда я ему жестко сказал:
   - Исса, без нас ты точно загремишь в тюрьму, а все твои камушки реквизируют в пользу Республики. Сколько раз тебя предупреждать? Ты сегодня уже попал бы в ежовые руки полиции, а живым оттуда не вышел бы. Если не согласен со мной, пиши заявление о добровольном выходе из нашего сообщества.

   Самуил подавленно молчал. Мушинский встал и обратился к нему
   - Самуил, у тебя есть дети?
   - Нет, еще не обзавелся.
   - Таки это жадность.
   Самуил, словно оплеванный, покраснел и встал, вышел из палатки и приступил к работе.
Я спросил Мушинского, как у него идут дела? Он ответил, что еще пару таких мест, и он уедет к своей семье. Через месяц мы с ним распрощались.

   А мы через месяц снова навестили китайца Чанга, который обменял нашу добычу в звон-кие монеты. Остальные четыре месяца пролетели незаметно. Люди Мустанга, убедившись в нашей благонадежности, оставили нас в покое, и мы без особых сложностей покинули остров по проложенной тайной тропе. Мои отношения с Самуилом восстановились, и он подался в Пакистан к своим родным. А я вернулся в Россию.


                15.09.2022г.


Рецензии