Три мушкетёра. А. Дюма-отец. Несколько слов. 1

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Три мушкетёра" (Франция, 1844, 1845, где 1844 - первая публикация в парижской газете "Le Siecle", с 14 марта по 11 июля), а также прочтение самого романа."
 
Часть 1. Прочтение самого романа...


Национальная библиотека Франции. Париж, наши дни...

"О, месье Алекс! Какой сюрприз! Вы в Париже! А нам сказать, что вы побывать в городе любви и романтики лишь несколько лет спустя, после того, как взяться за наш красивый и звучный французский язык! А вы уже здесь! Как это прекрасно! Бонжур, бонжур! Добро пожаловать!".
"Благодарю, уважаемый Франсуа (в библиотеке работает 2651 сотрудник, так что там точно есть Франсуа, ы-ы-ы - примечание автора), но я ещё пока не сел за усердное изучение вашего языка. Я тут, так сказать, по тем же делам, что и Гэндальф в свой первый приезд в Гондор, в "Братстве кольца".
"Э-э, что, месье Алекс? Я не совсем вас понимать".
"Архивы. Исторические записи. Королевские летописи. Гэндальф Серый хотел побольше узнать про кольцо Всевластия, ну, и... Ай, неважно. Я здесь для того, для чего же и ваш мастер пера Александр Дюма-отец ходил в эту библиотеку. Чтобы получше познакомиться с прошлым страны!".
"Ааа! Ну, так сразу и сказать! Вы идти по пути великих, да?".
"Нет, что вы, Франсуа! Я пером не вышел, из яйца не вылупился, не дорос. Мне бы кое-что выяснить. Любопытный я, знаете ли, малый".
"Так наша библиотека для того и быть создана, чтобы удовлетворять ваше любопытство! Прошу, прошу! Всегда рады гостям! Вы можете чувствовать себя, как дома!".
"Спасибо, именно так я и поступлю. И окунусь в прошлое вашей страны"...

Национальная библиотека Франции. Одна из старейших в Европе. Основана в 1537-ом году. Подчёркиваю: в 1537-ом году! То есть, в первой половине XVI-го века! Является самой крупной библиотекой всей страны и одной из крупнейших в мире. Содержит не менее 14 миллионов книг, а также имеются  различные исторические архивные материалы. Состоит из нескольких частей. Посвящённым здесь будет не хуже, чем в историческом музее, а уж про мастеров искусного пера и искромётной мысли - и говорить не приходится...   

Только представьте. Вы писатель, живёте во Франции и вас  тянет на исторические романы. Куда вы пойдёте, если же на дворе - XIX-й век? (первая половина века, если быть точным). Правильно! В библиотеку! И не простую, а великую, увидевшую столько всего, что хватит не на одного такого фантазёра! А сколько историй вам откроется! Тайн, интриг, загадок...

"Загадки в темноте", как сказал бы Гэндальф Серый...

Анна Австрийская и её дипломатический брак с королём Франции Людовиком XIII. А ведь обоим было по 14 лет. Реальные исторические фигуры!.. Вынужденная близость и потом холодность друг к другу на протяжении следующих 4 лет, а ещё дальше по годам - отстранённость с соблюдением лишь этикета, как того требует политика государства. Неудивительно, что ей приглянулся весёлый, энергичный английский герцог Бэкингем (Джордж Вильерс, 1-й герцог Бэкингемский, государственный деятель, первый министр и фаворит английских королей Якова I и после - Карла I), что старше её на 9 лет, а значит и опытнее. Да и сам англичанин не прочь осыпать такой испанский цветок поцелуями, лаской и нежностью (она же испанка, точнее, испанская инфанта, а эпитет "Австрийская" - означает принадлежность к династии Габсбургов, которые имеют австрийское происхождение), ну, и дать то, чего не смог её драгоценный муж. А именно: любовь, страсть, улыбку, а также возможного сына, или дочь. А это, сами понимаете, пятно на испано-французском роде, позор на оба дома и война с Англией. И всё это Анна очень хорошо понимала. Но тайные встречи происходили. Герцог был горяч, настойчив, а королева еле-еле могла сказать: "Нет", сдержав себя и не молвить "Да". Понимала же, чем им всем это грозит. Дружила с головой (в отличие от пылкого Бэкингема, уверенного в своей неограниченной силе, власти и могуществе, с чем, впрочем, нельзя было не согласиться. Покровительство короля Англии - это вам не фунт изюма. Даже большого, золотистого. М-м-м! Обожаю! Лучше всяких конфет. Я же простолюдин. Кхе-кхе, мы немножко отвлеклись. Вернёмся к королеве). Но и мечтать не переставала... Не без этого...

Но вот герцог убит (бывший военный офицер, религиозный фанатик Джон Фэлтон сделал это). Проходит 9 лет (9 лет разница в возрасте, и 9 лет паузы, любопытное совпадение, похоже на карму) и, помешавшая гроза добраться до Сен-Мор-де-Фоссе, заставляет короля Франции Людовика XIII-го остановиться в Лувре у своей жены Анны. И... О, чудо! Дар богов! Временное примирение и, как знак такой любви - ребёнок! Мальчик! Наследник королевского престола! А через два года после рождения первого - второй сын! И это при том, что король был слаб здоровьем, ушёл из жизни в 41 год, а на стороне имел лишь платоническую любовь к двум герцогиням (то есть, не вступал с ними в физический контакт). Плюс отметим ранние выкидыши Анны и долгое ожидание возможного наследника престола (мальчик или девочка?), из-за чего в королевстве разгорались нешуточные споры, интриги и даже заговоры (не без этого)... Но вот она родила и всё встало на свои места. И первый мальчик, несмотря на серьёзные болезни отца, прожил долгую жизнь - 76 лет! И он тот, кому присуждают знаменитую фразу - "Государство - это я!". Правда, к концу своего правления он довёл Францию до экономического разорения и нищеты (ха-ха!), но это уже совсем другая история...

Ну? И как за всё это не взяться? Добавить ещё героев, придумать им жизнь и... Минуточку! Зачем просто придумывать! Можно же подольше тут посидеть и почитать ещё историй! Тем более, что и про подвески найдётся, и про похищение камеристок королевы, и про срезание драгоценностей на балу у герцога Бэкингема (одна графиня постаралась, придворная дама, замешанная в политических интригах). Всё тут - в архивах и старых записях!..

Вот есть и про клеймо куртизанок, преступниц... Кардинал Ришельё (Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё, хотя нам привычнее говорить Ришелье, ну, да ладно. Кардинал, государственный деятель, первый министр короля Людовика XIII-го... Хм... Там, Джордж Вильерс, герцог Бэкингемский - первый министр Англии, тут, Ришелье - первый министр Франции. Любопытно. И у обоих есть власть, могущество, большое влияние на своего короля. А англичанину ещё и Анна нужна, которая, между прочим, враждебно настроена к кардиналу из-за его анти-испанской политики. И пишет обо всём своему брату королю Филиппу IV, в Испанию. И это при живом-то муже - короле Франции Людовике XIII-ом. Оля-ля... Ну, правильно, с мужем же проблемы и натянутые отношения. А Испания - дом родной. И ещё этот английский герцог. Да-а-а, тут есть, что написать), кардинал Мазарини (Джулио Мазарини, первый министр Франции после Ришелье)... Полезная библиотека. Она для людей XIX-го века - что сейчас для меня "Википедия" на трёх языках (четырёх, если считать латышский, всё-таки государственный язык моей страны)!!!.. 

И это только одна история на три книги (оригинал и два продолжения). А если ещё посидеть и полистать, то можно накопать материала и на "Графа Монте-Кристо", "Графиню де Монсоро"... Ух, сколько тут всего!..      

Как я разошёлся! А вы же представили себя писателем. Вернёмся к этому... Короче, когда вы получите необходимый "исторический заряд"  и вас посетит вдохновение, то, возможно, родятся шедевры мировой литературы. Но, при условии, что вы сами талантливы. Как наш сегодняшний гость - писатель Александр Дюма-отец...
 
Александр Дюма-отец (1802-1870, 68 лет жизни, Франция, Виллер-Котре, что в 78 км к северо-востоку от Парижа). Выдающийся писатель, журналист, художественный драматург. Мастер в написании историко-приключенческих романов. Гурман, работавший над особой книгой "Большой кулинарный словарь". Также есть у него и различные пьесы, статьи, заметки, книги о путешествиях. Ибо, как я всегда и говорил:  "Только настоящий путешественник и любознательный человек - может быть хорошим писателем. Так как он много видит, слышит, говорит, чувствует, пишет, набирается впечатлений и познаёт этот многогранный, таинственный мир.  Ну, и читает художественную литературу (не без этого)...".

Родился в семье генерала Тома-Александра Дюма (только взгляните на полотно художника О. Пиша! Отец писателя изображён, как надо! На лошади! И во время сражения! Эпика! А какую военную карьеру сделал! Простой солдат, драгун в полку, капрал, подполковник, бригадный генерал, дивизионный генерал! У меня слов нет! Недаром на южной стене знаменитой Триумфальной арки можно увидеть его имя! На столбце 23!) и дочери хозяина одного трактира Мари-Луизы Лабуре. Вот-с. Ну, а дальше и так понятно. Виллер-Котре - коммуна маленькая (население на 2018-й год: 10 676 человек). Здесь только читать книги дома, смотреть на бродячих артистов (временно остановившихся в этом крае), театральные представления, учиться музыке у местных преподавателей, французскому языку, гулять по лесам, любоваться замками, усадьбами (издалека), работать на рынке, в огороде, в мастерских, да ходить друг к другу в гости... Отец ушёл из жизни рано, в 1806-ом году (то есть, после 4 лет с того момента, как родился наш будущий писатель), оставив жену и двух детей (дочь Александру-Эме и сына Александра. Хм... А у папаши фантазия на имена скудная была, всё больше руками работал, рубил неприятеля направо-налево) практически без существования (вот вам и военная карьера. Сам герой, а семья без кормильца осталась. Ну, дочь хозяина трактира могла детишек отвести поесть и к дедушке. Да и занять у него монету, другую, но, в целом, тяжело им пришлось, без отца-то).

Прошло какое-то время, дети немного подросли и встал главный вопрос: сын-то кем будет? Мастеровой? Военный, как батя? Или же он чистый гуманитарий, а? Оказалось, что чистый гуманитарий. Театр любил, книги и чтение, ну, и было у него огромное желание стать драматургом. А раз такое дело, то помогли ему по отцовским связям добраться в 20 лет до Парижа, а там уже и попасть в канцелярию напротив северного крыла Лувра. Хм... Уважаемые! Ничего не напоминает? Библиотека, библиотека... Да это же случай из собственной жизни! Рекомендательное письмо, должность, полученная по доброй памяти об отце. Д'Артаньян! И пусть не говорят после этого, что своя история для Дюма - пустой звук! Он, конечно же, читал и собирал материал, но, похоже, что немного и себя туда вкладывал.

Итак, жильё есть, работа есть, любовница (белошвейка Катрина Лабе, что старше его на 8 лет!) и внебрачный сын Александр есть (а Дюма в Париже даром времени не терял, хо-хо!). Остаётся только стать знаменитым драматургом. И помогать матери, высылая ей деньги. Что он и сделал, завоевав наше с вами уважение, симпатию и новую улыбку (любовниц у него было немало. По крайней мере, не меньше пяти. Ну, и жена, как полагается. Правда не сразу. И это была совсем не белошвейка, к которой он давным-давно успел остыть, да и поменять на другую даму - хозяйку литературного салона Мелани Вальдор. А вот жена... Выдержка из "Википедии": "В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, продолжая при этом быть в связи со многими другими женщинами: Белль Крельсамер, от которой он официально имел дочь Мари Александрин, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен". Каков француз! Плутишка ещё тот! Из чего я могу сделать вывод, что он был хорош собой и, как бы это сказать по приличнее-то, умел радовать их всех на постельном ложе, одаривая нежными ласками, заботой и вниманием, ибо дамы любят не только туго набитый кошелёк, но и... хороших любовников! А когда всё это вместе, то - супер комбо получается! Хо-хо! Но вернёмся к главному)...
 
Итак, он завоевал наше уважение, симпатию и улыбку (мужик! Аплодирую стоя! Крут! Красавчик! Молодчик!.. Всё, всё, успокаиваюсь). Как же ему это удалось?..
 
Ах, сила старой, великой библиотеки, друзей, знакомых, театралов и поэтов, коллег драматургов (например, Шарля Нодье), любовниц (не без этого, особенно той, Мелани Вальдор, хозяйки литературного салона), путешествий (по самой Франции, далее Швейцария, Средиземноморье, Италия, Россия...), да своих знаний, умений - рождают поистине небывалую мощь...

Александр Дюма-отец... Любовь к истории, недовольства политикой, протесты, брак, жена, романы на стороне, путешествия, своё роскошное шато (усадьба) "Монте Кристо", построенное на деньги за эту же книгу... Психологически-расточительный образ жизни после простого детства и потери отца. Всё было за его 68 лет жизни. И труды, которые мы все так сильно любим и уважаем. Силён был Дюма, ух, силён...

Я, конечно, не посещал пока его дом-музей в Виллер-Котре, но, так как ходил по музеям-квартирам и частным домам писателей, поэтов, художников, театралов Латвии, то могу себе представить, как там, во Франции, интересно. Да ещё эта особая атмосфера, прошлое, XIX-й век... Да-а-а... Пора садиться за язык.

Что? Не пора? Верно. Рановато. Обещал же самому себе приступить 1 января 2023-го года, значит, надо держать обещание... 

А по сему, покинем пока Францию, её великую библиотеку, архивы и вернёмся домой, в Прибалтику, в столицу Латвии - город Ригу. Усядемся поудобнее в кресле, бросим короткий взгляд на осеннюю погоду (брр! Холодно, ветрено! Хорошо, что дома, выходной), встряхнём пыль со старой книги и погрузимся вновь во Францию, но уже XVII-го века...

 
Итак, Александр Дюма-отец и его историко-приключенческий роман "Три мушкетёра".

Первая половина XVII-го века (1625-1628). Книга первая (без продолжения пока).

"Примерно год тому назад, занимаясь в королевской библиотеке разысканиями для моей истории Людовика XIV, я случайно напал на «Воспоминания г-на д'Артаньяна», напечатанные — как большинство сочинений того времени, когда авторы, стремившиеся говорить правду, не хотели отправиться затем на более или менее длительный срок в Бастилию, — в Амстердаме, у Пьера Ружа. Заглавие соблазнило меня: я унес эти мемуары домой, разумеется с позволения хранителя библиотеки, и жадно на них набросился" ("ПРЕДИСЛОВИЕ автора,
где устанавливается, что в героях повести, которую мы будем иметь честь рассказать нашим читателям, нет ничего мифологического, хотя имена их и оканчиваются на «ос» и «ис», отрывок).

Аааа!!! Та самая библиотека!!!

"Молодой человек, не кричите. Вы не в лесу".

Да, да, простите, простите, уважаемый друг внутренний голос. Просто это та самая Национальная библиотека Франции, о которой я недавно упоминал. Только знаменитый писатель говорит нам, что она - "королевская", так как библиотека была в разное время и королевской, и императорской. Да какой угодно! Шутка ли! С 1537-го года существует! А сколько всего повидала! Тут немало названий наберётся. Э-э, продолжим...

"Я не собираюсь подробно разбирать здесь это любопытное сочинение, а только посоветую ознакомиться с ним тем моим читателям, которые умеют ценить картины прошлого. Они найдут в этих мемуарах портреты, набросанные рукой мастера, и, хотя эти беглые зарисовки в большинстве случаев сделаны на дверях казармы и на стенах кабака, читатели тем не менее узнают в них изображения Людовика XIII, Анны Австрийской, Ришелье, Мазарини и многих придворных того времени... (отрывок всё из того же "ПРЕДИСЛОВИЯ...").

Какой скромный писатель, прямо, Душка, ха-ха! Не будет он подробно разбирать, ага. Так, книги на три, не больше. И это только данное произведение...

И реального человека, по имени Шарль Ожье де Батс де Кастельмор, граф д'Артаньян, из Гаскони, сделавшего блестящую военную карьеру в роте королевских мушкетёров, он возьмёт, лишь частично, сотворив из него некий прототип для своего героя. Ну, и красиво добавит различные интриги, вычитанные там же - в библиотеке. Хитрец. Хитрец, плут и великий мастер пера. Это уметь надо!
 
Впрочем, Александру можно всё. Ведь мы до сих смотрим его труды, только в ином прочтении (я про кино, но к этому мы ещё придём)... А это уж точно не фунт изюма (ёлки-зелёные! Надо, всё-таки, сходить за ним на кухню. Уж очень часто выражение в голову лезет. Хо-хо!).
 
Экранизации мы оставим на потом, а пока...

Пока же насладимся вновь оригиналом. Э-э, вернее красивым переводом с оригинала (переводчики: В. Вальдман, Д. Лифшиц, К. Ксанина). На французском языке я бы мало, что понял.

Итак, включаем воображение и окунаемся в прошлое... 


XVII-й век, Франция. 1625-й год, весна, апрель  месяц...

Благородный, молодой, красивый, удалой и храбрый юноша 18-ти лет из Гаскони (юг страны), дворянин, шевалье (младший дворянский титул, означающий в старину странствующего на коне рыцаря, отсюда и прямой перевод) д'Артаньян прибывает в Париж, чтобы стать мушкетёром. Получив на прощание от матери чудодейственный бальзам от ран, а от отца завет (хранить верность только королю, кардиналу и капитану королевских мушкетёров, остальных, со словами: "Тысячи чертей, сударь!" - колоть на шпагу!), старую лошадь, шпагу (ту самую,  заветную, чтобы колоть!), немного денег (15 экю) и рекомендательное письмо к капитану королевских мушкетёров господину де Тревилю (старому другу отца, кстати, тоже родом из Гаскони), парень мечтает о военной карьере, а также прославиться на всю округу (чтобы каждый знал его имя! КАЖДЫЙ!!!).

По дороге в столицу Франции, в Менге происходит неприятный инцидент с графом Рошфором (подручным, э-э, вернее, приближённым самого кардинала Ришелье - первым министром короля Людовика XIII. А так как Людовик слаб здоровьем и молод, и ему лишь 24 года, то опытный, умный, хитрый 40-летний кардинал, так сказать, умело управляет им, как пешкой в своих политических играх. Из-за чего можно справедливо сделать вывод, что страной правит не Людовик, а Ришелье). Слуги графа отбирают у бедолаги д'Артаньяна заветное письмо, сочтя юношу глупым хвастуном, задирающим важных вельмож и дают ему по шее (от всей своей французской души). Оклемавшись и, приведя себя в порядок, гасконец приезжает наконец в Париж, но получает отказ от самого де Тревиля, который говорит, что без письма, подвигов он не годится в ряды его мушкетёров, но по старой дружбе с его отцом может похлопотать, зачислив храброго юношу в гвардейский полк лейтенанта дез Эссара (или де Зессара). Мол, он менее престижный, чем мой, но это лучше, чем ничего. А помыкавшись там пару годков, кто знает, может и возьмёт к себе, в элитный. Поникнув головой, молодой гасконец понимает, что придётся принять такие условия...
   
Далее происходит знакомство с отважными и, особенно выдающимися мушкетёрами короля, и де Тревиля - Атосом, Портосом, и Арамисом, схватка с гвардейцами кардинала, выяснение истинны, награда короля (40 пистолей). Потом знакомство с камеристкой самой королевы - Констанцией Бонасье (замужней женщиной, кстати говоря. А Дюма не привыкать писать подобное. У него и в реальности любовницы при живой жене были. Да это и обычное дело. Во Франции-то. Ничего страшного, хо-хо!), где у гасконца загорается любовь к ней. Также появляется у д'Артаньяна слуга Планше (ещё бы! Получив от короля 40 пистолей, он, по совету друзей, устроил званый обед и нанял себе слугу, который просился раньше к Портосу, но так как у того уже был свой Бонифаций/Мушкетон, то порекомендовал Планше шевалье).

Потом появляется английский герцог Бэкингем (э-э, не у д'Артаньяна, в Париже, в городе), потом королева, потом они вместе (оля-ля! Но нет, она верна Франции! Э-э, почти. Заветного ларчика с алмазными подвесками уже нету. Ай-яй-яй, такой подарок от короля королеве, а она его отдала своему воздыхателю! Ох, испанская кровь. Между прочим, диалог герцога и королевы очень чётко передаёт отношения между ними. Жаль, что в кино его всегда сильно режут. У этой парочки в прошлом была одна, особенная встреча, когда Анна еле сдержала себя в руках, а Бэкингем позволил себе вольности, не подобающие английскому благородному господину. Королева вскрикнула, а герцог скрылся и его не нашли. Вот так). Потом вы думаете, что на сцене появляется секси миледи, о, простите, утончённая великосветская дама на службе у кардинала (хитрая интриганка, умело использующая свою красоту, шарм, обаяние для обезоруживания и капитуляции мужчин, а также настоящее оружие, там же, для более быстрого решения дела. Кстати, она была и в Менге, на встрече с Рошфором. Но это так, мельком, однако гасконец оценил её красоту. Так же, мельком, перед тем, как отрубиться, то есть, потерять сознание), да? А вот нет! Это в кино её показывают сразу, здесь она ещё в тени! Ждите!

Потом Констанция и... д'Артаньян? С какого перепугу? Он всего лишь бедный, влюблённый, молодой парнишка, только зачисленный во вторую роту. Констанция и её муж, конечно же! Ведь она замужняя молодая женщина, лет так 25-26. А ему, то есть, супругу - 51 год. Он бывший галантерейщик, скопивший небольшое состояние и, сдающий комнату в своём доме нашему шевалье. Женаты они с Констанцией три года и брак этот больше по расчёту, чем по любви, хотя господин Бонасье питает к ней особые чувства (но нам кажется это оттого, что бывший галантерейщик видит в ней свою собственность и горд, что смог жениться по знакомству на молоденькой, ну, и красивой барышне. Хоть и простой, небогатой). Сама же Констанция согласилась на это из-за своего скудного положения. Плюс её устроило то, что видится они будут редко, так как она может смело ночевать во дворце, как камеристка королевы...

Так вот, торжественно пообещав Анне, что её муж, этот милейший господин Бонасье выполнит поручение, а именно съездит в Лондон к герцогу Бэкингему и вернёт подаренные тому подвески, что так нужны для спасения её величества (Ришелье-то ещё тот политик и интриган. От него и его многочисленных шпионов ничего не утаить. Узнал всё, прозрачно намекнул королю, "подбавив ещё масла в огонь", ну, и предложил устроить балл, где королева наденет подаренное Людовиком XIII украшение), она натолкнулась на "стену непонимания". Не ожидала, что тот уже встал на сторону кардинала! Это разозлило молодую женщину и только тогда она доверилась д'Артаньяну, мило подслушивающему супругов со второго этажа (слегка разобрав паркет на полу). А доверившись ему, вручила и 300 пистолей её мужа! То есть, опустошила его копилку, банк, стырила некоторые сбережения (ничего страшного, кардинал за новые сведенья ещё даст, муж-то теперь шпик, но не сало, а шпион). И в Лондон уже поехал наш храбрый гасконец. Для того, чтобы ЗАВОЕВАТЬ любовь Констанции. Понимаете? Завоевать! Она ещё не бросилась ему на шею и не дарила поцелуев, как это было в различных экранизациях. Пока всё только на доверии и взаимоуважении происходит. Постепенно. Так что гасконца в опасном путешествии подстёгивало ещё и то, что... Говоря простым языком, э-э, ему по возвращении могли дать, разделить с ним постельное ложе, горячо и страстно целовать. Первая же серьёзная любовь у парня! Ну, вы поняли... Взяв с собою своих друзей, готовых ради шевалье и приключений на любую рискованную авантюру, этих неразлучных удалых мушкетёров Атоса, Портоса, Арамиса, вместе с их слугами (Гримо, Мушкетона, Базена, а также своего Планше), разделив между друзьями 300 пистолей (по 75 получил каждый, то есть, поровну), гасконец отправился в опасный путь...

Ах... Путь от Парижа до Лондона и обратно. С ловушками, врагами, хитроумными планами, самопожертвованием, честными и нечестными дуэлями, вынужденной задержкой из-за украденных двух алмазов (миледи, что ещё в тени перед читателем, постаралась), загнанными лошадьми... Это ПРИКЛЮЧЕНИЕ ВЕКА!!! КЛАССИКА ЖАНРА!!! Как говорится, "Один за всех и все за одного!!!". И этот момент я не только с удовольствием перечитывал несколько раз, но и получше запоминал. Ибо, такой эпизод - можно экранизировать по-разному!!! И каждый, новый раз - будет любопытен. Ведь тут раздолье для режиссёров, каскадёров, сценаристов и постановщиков боёв. Классика...
 
В итоге королева спасена и дарит своему спасителю драгоценный перстень.

"Как? Опять подарки короля? Неужели жизнь ничему не учит эту глупую женщину?!!".

Тише, спокойнее, внутренний голос. Учит, учит. Этот перстень - подарок от её брата Филиппа IV, короля Испании. Так что она вправе делать с ним, что захочет. По праву крови, разумеется.
 
"А, ну тогда другое дело. Продолжайте, сударь. Вы разошлись не на шутку. Вам это идёт".
 
Спасибо, мой милый друг. Действительно разошёлся. Ну, это же Александр Дюма-отец и его бессмертные произведения. Тут по-другому нельзя...

Однако, как это было во многих экранизациях, мы сделаем на сегодня паузу. Устал читать и писать сразу об этом. Да и место хорошее. Королева спасена, кардинал в ярости, а нашего друга гасконца ждёт награда...   

Продолжение следует... 


Благодарю за внимание!

С вами был увлечённый и, не на шутку, впечатлённый, Алекс Джей Лайт. Хотя... Сегодня можно и без Джей. Сэр Алекс Лайт, в общем. Фаворит его величества малинового варенья, чая с лимоном и соломки с маком, с сезамом, с солью. К вашим услугам, дамы и господа. Можете располагать мной и доверить какую-нибудь тайну. Что? Не сегодня? Тогда честь имею. До скорого свидания! А оно состоится. Уверяю вас. Слово дворянина...

"Ух, начитался же... Какого ещё дворянина? Простолюдина. Вы пекарь, милейший. Не господин. Нищеброд супермаркетовский, хо-хо!". 

Должен вас огорчить, сударь, что вы ошибаетесь на мой счёт. Нищеброд - это бродяга, нищий, попрошайка. А мой заработок превышает пока что отметку в 500-600 пистолей в месяц.

"Что? А вы разве можете правильно перевести такие старые деньги в современные евро, чтобы понять?".

Нет. Я в этом, вообще, не разбираюсь. Но тем и интереснее. Я сказал одно, а вы думаете, что вам угодно.

"Вы победили, милейший. Я ошибся, признаю. Вы не нищеброд. Да и ваши поездки по Испании в этом году могут это подтвердить. Но тогда вы подмастерье. Булочник. Печник... Идите спать. Вы пьяны XVII-м веком. Вам книга сильно в голову ударила. Идите, друг мой, идите. И пусть вам приснится, что вы шевалье д'Артаньян после выполнения важной миссии. Только представьте себе. Вы вручаете подвески Констанции, а она вас сердечно благодарит. При живом-то муже... Оля-ля... Романтика...".               


Рецензии