Югорские газовики ч3 девятый вал - xi-xii пятилетк

Это было в 2003 году. Правохеттинское ЛПУМГ праздновало свое 20-летие. Мы сидели в клубе, на торжественном вечере.

«…У тебя сегодня праздник-юбилей,
Соберешь знакомых и друзей –
Тех, кто строил, жил в палатках и балках,
И романтика жила у них в сердцах.
Да и мы когда-то были помоложе,
Как поселку, было нам по двадцать лет,
Мы влюблялись, несмотря на все невзгоды,
Каждый верил, что придет его рассвет».

Песня Сергея Лаптева, начальника пожарной охраны Правохеттинского ЛПУМГ, растрогала Василия Павловича Брыжахина. В сорок семь лет он возглавил это, только образовавшееся Управление. Свой день рождения, 12 мая 1983 года он встречал здесь, на участке строительства первого компрессорного цеха посреди заснеженной тундры. Как оценить этот подарок к своему дню рождения от генерального директора «Тюментрансгаза» Е.Н. Яковлева и начальника Надымского УМГа Г.Н. Полякова - возглавить строящуюся компрессорную станцию - он еще не знал.

Посреди строительной площадки им, администрации Правохеттинского ЛПУМГ, состоящей из 2-х человек – В.П. Брыжахину и Ю.М. Пилипу (чуть позже подъедут еще 15 человек), выделили пару вагончиков.

«Работы невпроворот, - вспоминал Василий Павлович Брыжахин, вот-вот будет сдан первый газопровод «Уренгой – Ужгород» под индексом «Вариант 01» и цех под газопровод «Уренгой - Центр 1». А запланировано строительство 10 цехов и газопроводов, которые и будет эксплуатировать коллектив будущего Правохеттинского ЛПУМГ.

Но есть пока только приказ о создании линейного производственного управления и план по сдаче в эксплуатацию по одному-два цеха и газопровода в год. А значит, нужно не только в самом оперативном порядке набирать нужных специалистов, обучать их работе на этом оборудовании, обеспечивать жильем, питанием и другими социальными вопросами: детский сад, школа, поликлиника, больница, столовая, магазины, водозаборные и канализационные системы, котельные. Но от этого в поселке, который был только в проекте посреди тундры, есть вагончики и строительная площадка.

Запорную арматуру у строителей принимали с нормальным русским матом. «Ну, как так можно, там импульсная трубка лопнула, там масло свищет, а там вообще кран так затянули, что и трактором его не свернуть. Когда же будет порядок!», - вспоминает Брыжахин.

Так вот, вернемся в 12 мая 1983 года. Свой день рождения Василий Павлович Брыжахин отпраздновал несколько необычно. Вместо шампанского – чайник на костре, вместо шоколада – промерзший хлеб с несколькими кусками сахара, вместо костюма – фуфайка с унтами, вместо гостей – Поляков на рации, вместо тоста, Григорий Николаевич ему ставит новую задачу – лети на такой-то километр, крути кран.
«А на чем «лететь»? Только на своих двоих. Хорошо если трактор или машина будет идти в том направлении, уговорю, подбросят», - говорит Василий Павлович.

Стройка шла полным ходом. Ввод первого участка газопровода, технологии компрессорной станции и самого оборудования цеха он контролировал с Юрием Михайловичем Пилип.

«Пилип пришел мне помогать из Пангодинского ЛПУ. У него уже был опыт работы, - вспоминает Брыжахин, - работал до этого на газопроводе «Союз». Именно с ним мне тогда пришлось прорабатывать линейную часть, не имея связи, что особенно усложняло и затормаживало ход работ.

Позже пришел ко мне в помощь на должности главного инженера ЛПУ В.В. Кремлев. Он возглавил тогда команду по доработке ГПА-Ц-16, в которую вошли А.И. Угрюмов, А.С. Горячев, М.Ю. Дитман, Л.Ф. Крушельницкий, В.А. Куваев, В.В. Жуков, А.А. Зубарев, П.Н. Коротун, А.В. Крылов, Н.И. Тибальников, С.М. Ершов, Н.В. Бачурин. Мы, как специалисты, впервые учились эксплуатировать этот новый агрегат отечественного производства. Нам помогали главный инженер «Тюментрансгаза» В.П. Косачев, заместители генерального директора В.Ф. Усенко, А.Н. Штро. Набирались у них опыта. И кстати, никогда не слышали от них упрека, наоборот, чувствовали с их стороны, поддержку. А в самые трудные минуты – это мощный стимул.

Труден был подготовительный путь. На площадке еще не было электроэнергии, все комплектовалось россыпью. Привезенная электростанция на 200 кВт не могла обеспечить работу и двух насосов. Масло подогревали на дровах, на солярке и закачивали его в систему. Люди не отдыхали, работали на одном энтузиазме…,» - рассказывает Брыжахин.

«Помню, готовили к пуску цех, - вспоминает Василий Павлович, - Кремлев в цехе остался, я с Угрюмовым на северном кране, Бачурин с Ершовым - на южном кране. Остался от строителей брак при монтаже запорной арматуры, и его в срочном порядке нужно устранять и открывать краны. Время поджимает, мороз минус тридцать семь, ветер сильный. Прибегает на крановый узел мой заместитель Сергей Павлович Холманский, с сумкой. В ней термос с чаем, хлебом, консервами и говорит, давайте я буду вам помогать.

За чай, еду, конечно, ему спасибо, но, понимаете, помогать пришел! У него там, в поселке, сдача дома, детского садика, школы, а он нам помогать! Придумал тоже! Ох, как я хотел тогда выматерить строителей, а попался под руку Сергей Павлович, все ему и досталось. Но помогать его оставили. Сейчас то время вспоминаем с ним со смехом. А тогда, нет: крайнего днем хоть с огнем ищи, а дело должно было двигаться. Если для сна выпадало четыре часа – великое счастье. Родине нужен газ и все. А там хоть кричи, хоть плач, никого не волнует, взялся за дело, попробуй отступи. И, начиная с 19 ноября 1983 года, мы начали сдавать цех за цехом».
И почти идентичные истории происходили в каждом линейном производственном управлении, независимо, где они находились или в Надымском, или в Белоярском, или в Березовском, или в Советском районах. Производственные мощности и социальные объекты строились в нежилых и непроходимых зонах тундры и тайги.

«В начале 80-х начал осваиваться Ямбург, - вспоминает Григорий Николаевич Поляков. – Я в 1982 году был назначен начальником Надымского Управления магистральных газопроводов. В этом регионе только начинали строиться компрессорные станции. На них шли новые турбины с авиационными двигателями ГПА-Ц-16. Первые ГПА мы пускали на Правой Хетте. Много было вопросов по этим машинам, была масса аварийных остановов».

«Я, как и многие мои сверстники и люди, которые моложе меня, начавшие свою работу в газовой отрасли, были фанатами своего дела, - вспоминает бывший главный инженер ГП «Тюментрансгаз» Владимир Федорович Усенко. - Все мы жили под одним девизом: «Дать Родине газ». В этих трех словах заключалось такое большое и весомое значение, что об этом можно рассказывать целые дни, месяцы, и все равно всего не расскажешь. Это легче объединить одним словом: «Работа есть работа». Я себя до сих пор не мыслю, как какую-то отдельную личность.

Строительство, эксплуатация и ремонт газопроводов, компрессорных станций всегда связан со специалистами, работающими на них. То время, как и сегодняшнее нельзя по-другому оценить. Я без них – ноль. А вместе мы - сильная команда, готовая решить любой вопрос. Если взять в пример руководителей подразделений, то все они прошли свой путь, начиная со строительства производственных объектов, их ввода, эксплуатационной доработки и т.д. Прошли через многие должности, начиная с машиниста, сменного инженера до руководителей служб, а после подразделений, что в самом своем понимании говорит и о постоянном росте их ответственности не только за работу объектов, но и коллектива, подчиненного им. Это наши ветераны, отработавшие в «Тюментрансгазе» от 25 лет и более: В.В. Кремлев, С.В. Горемыкин, А.И. Угрюмов, В.Н. Озорнин, О.В. Танатаров, Ю.Л. Годлевский, О.И. Соболев, В.В. Ленев, Г.Н. Шабан, Б.Г. Николаев, В.А. Куваев, В.А. Михнев, В.В. Драган, В.И. Кончич.

Заместителями генерального директора стали такие же высокопрофессиональные специалисты, как И.А. Долгов, С.В. Алимов, Н.П. Рублев, С.П. Холманский, В.И. Разуваев, прошедшие тот же путь, как и все мы».

«Начиная с 1981 по 1990 годы объемы строительных работ составляли порядка четырех миллиардов рублей – огромную по тем временам сумму, - из воспоминаний главного бухгалтера ГП «Тюментрансгаз» В.И. Войцеховского. – За 10 лет было построено и введено в эксплуатацию 11 ниток магистральных газопроводов протяженностью 16803 км и 18 ЛПУМГ».

В XI-XII пятилетках проходили немыслимые, фантастические, казалось, темпы освоения новых месторождений и объемы сооружения трансконтинентальных газопроводов. И люди с этими поставленными задачами справлялись.

… Но генеральный директор ГП «Тюментрансгаз» Евгений Николаевич Яковлев в 1986 году получил новую должность - заместитель министра газовой промышленности – начальник «Главтюменьгазпрома». И исполнял ее по 1989 г. С 1989г. по 1992г., был руководителем группы специалистов в Германии; с 1993 г. – заведующий сектором по освоению новых мощностей РАО «Газпром».

За годы работы в «Тюментрансгазе» он внес весомый вклад в организацию управления строительством газопроводов. Под его руководством построено 14 магистральных газопроводов для подачи западносибирского газа в центральные районы страны и в Западную Европу, в т. ч. экспортный газопровод «Уренгой–Ужгород». При строительстве газопроводов впервые в мире применены трубы диаметром 1420 мм, а при строительстве компрессорных станций – газотурбинные установки мощностью 10, 16, 25 тысяч кВт, в т. ч. с авиационными и судовыми агрегатами. Он принимал участие в выведении Уренгойского газоконденсатного месторождения на проектную мощность и освоении Ямбургского газоконденсатного месторождения. Прирост добычи газа составил 40–50 млрд. куб. м в год. Также Евгений Николаевич внес вклад в строительство жилья, школ, детских садов, больниц и других объектов на трассах магистральных газопроводов, в городах и поселках Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Свердловской области.

Награжден орденами «Знак Почета» (1971 г.), «Трудового Красного Знамени» (1975 г.), «Октябрьской Революции» (1980 г.), «Ленина», Герой Социалистического Труда (1986 г.), медалями.

В 1986 г. возглавил объединение «Тюментрансгаз» Григорий Николаевич Поляков, до этого работавший начальником Надымского УМГ.


Рецензии
И почти идентичные истории происходили в каждом линейном производственном управлении, независимо, где они находились или в Надымском, или в Белоярском, или в Березовском, или в Советском районах. Производственные мощности и социальные объекты строились в нежилых и непроходимых зонах тундры и тайги. – ТАК И ХОЧЕТСЯ ДОБАВИТЬ – ПОЧТИ ИДЕНТИЧНЫЕ ИСТОРИИ ПРОИСХОДИЛИ ТОГДА ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ВО ВСЕЙ СТРАНЕ СССР!

Я себя до сих пор не мыслю, как какую-то отдельную личность. – ТАКОВА БЫЛА ПСИХОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНИНА – ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВИСТА, ГУМАНИСТА, ГРАЖДАНИНА, для которого – интересы производства, Родины – прежде всего! На первом плане. Интересы семьи порой совершенно сливались с интересами Родины.

Строительство, эксплуатация и ремонт газопроводов, компрессорных станций всегда связан со специалистами, работающими на них. То время, как и сегодняшнее нельзя по-другому оценить. Я без них – ноль. А вместе мы - сильная команда, готовая решить любой вопрос. Если взять в пример руководителей подразделений, то все они прошли свой путь, начиная со строительства производственных объектов, их ввода, эксплуатационной доработки и т.д. Прошли через многие должности, начиная с машиниста, сменного инженера до руководителей служб, а после подразделений, что в самом своем понимании говорит и о постоянном росте их ответственности не только за работу объектов, но и коллектива, подчиненного им. Это наши ветераны, отработавшие в «Тюментрансгазе» от 25 лет и более: В.В. Кремлев, С.В. Горемыкин, А.И. Угрюмов, В.Н. Озорнин, О.В. Танатаров, Ю.Л. Годлевский, О.И. Соболев, В.В. Ленев, Г.Н. Шабан, Б.Г. Николаев, В.А. Куваев, В.А. Михнев, В.В. Драган, В.И. Кончич. – ДА, ТАКИМ ПУТЁМ, ПРИОБРЕТАЯ НА ПРАКТИКЕ ОПЫТ, А В ВЕЧЕРНИХ И ЗАОЧНЫХ ВУЗАХ-ЗНАНИЯ, В СССР СТАНОВИЛИСЬ СПЕЦИАЛИСТАМИ, ПРОФЕССИОНАЛАМИ И КАК ТРУДИЛИСЬ! КАКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЛИ И ЗА ДЕЛА ПРОИЗВОДСТВА И ЗА ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ, ВВЕРЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЮ! И ПОЛУЧАЛИ – ВСЕГО НАВСЕГО – ЗАРПЛАТУ! ИНОГДА – НЕБОЛЬШИЕ ПРЕМИАЛЬНЫЕ!
А СЕГОДНЯ, БЛИН, СТАНОВЯТСЯ ЧАСТНИКАМИ, ЗАГРЕБАЮТ МИЛЛИОННЫЕ ПРИБЫЛЬ, А ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА КОЛЛЕКТИВА И ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ НЕ УДАРЯТ. ВЫЖИМАЮТ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗ СОЗДАННОГО ЕЩЁ «СОВКАМИ», НЕ РЕМОНТИРУЯ, НЕ ОСНАЩАЯ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ…
А ТАЁЖНЫЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА ПРОСТО БРОШЕНЫ НА РАЗРУХУ! СКОЛЬКО ИХ СТОЯТ БЕЗЛЮДНЫМИ С ПУСТЫМИ ОКНАМИ, А ВЕДЬ ТАМ БЫЛА ЦИВИЛИЗОВАННАЯ ЖИЗНЬ!

ХОРОШО, ЧТО ПЕРЕЧИСЛЯЕТЕ ИМЕНА ВЕТЕРАНОВ-ТРУЖЕНИКОВ СТРАНЫ СОВЕТОВ, ИБО О НИХ УЖЕ НЕ ВСПОМНИТ НИКТО, КАК И ВСЯ НАША СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ВО ИМЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ НАРОДА ЖИЗНЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗАБВЕНИЮ.

Да , верно, надо об ИСТОРИИ своей эпохи напоминать пришедшим и будущим поколениям, чтобы было им с чем сравнить своё настоящее с нашим прошедшим и сделать верные выводы, чтобы вернее представить своё будущее. – С уважением -/ОА

Мари Монна   16.09.2022 21:57     Заявить о нарушении
Кланяюсь.
Иван

Иван Цуприков   16.09.2022 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.