Мир, где начинается каждый новый день

В октябре 1884 г. в Вашингтоне состоялась Международная меридианная конференция, на которой делегациями был выбран нулевой меридиан — Гринвичский и принят стандарт мирового времяисчисления (универсальные сутки). Российскую делегацию на конференции возглавлял астроном и дипломат, сын основателя Пулковской обсерватории К.В. Струве. Наша делегация одобрила и подписала все решения форума. Там же была высказана идея о признании противоположного Гринвичскому 180-го меридиана условной линией перемены дат*, поскольку по этой линии (опять же условно) происходит стык Восточного и Западного полушарий нашей планеты. Законодательно это предложение нигде не закреплено, но осуществляется на практике для удобства мореходства. В этих же целях, для сохранения нейтральности, когда 180 меридиан пересекает сушу, сделаны дискретные (т.е. прерывающие) отступления линии перемены дат в сторону нейтральных вод. В Северном полушарии 180 меридиан проходит по территории острова Врангеля и Чукотки, почему мы с полным правом можем отказаться от дискретных отклонений для моряков и сказать: «Сибирь — мир, где начинается каждый новый день!».
______________________________
* Меридиан, при пересечении которого путешественник с запада на восток попадает в то же время, но на день позже; при движении с востока на запад путешественник попадает в то же время, но на день раньше.

Название это не русское. Есть как минимум две версии перевода. С тюркского языка слово «сибирь» переводится как «красивый». С монгольского языка — как «болотистая местность, заросшая лесом». Что по мне, оба перевода соответствуют действительности.

О Сибири знает каждый россиянин. Но далеко не каждый знает, какие территории входят в состав этого природного региона. Сибирь простирается от восточных предгорий Уральских гор до российских островов в Тихом океане (Сахалин и Курилы), от островов в Российской Арктике и азиатского побережья Заполярья до южных границ России. Дальний Восток, Крайний Север (даже остров Врангеля) в азиатской части нашей страны тоже Сибирь.

Огромная территория, на которой могла бы разместиться почти вся зарубежная Европа. Но в отличие от Европы более 60 % территории Сибири покрыты вечной мерзлотой, этим уникальным явлением природы, по сей день остающимся неразгаданным наукой. Самая большая глубина её залегания в Сибири 1 км 370 м. По вине мерзлоты значительная часть региона может прокормить весьма малочисленное население и не позволяет обустроить там надёжные постоянные жилища. Так, сегодня на Чукотке проживает ок. 300 тыс. человек и ок. 24 тыс. медведей. Всего же в наши дни средняя плотность населения Сибири 2 человека на 1 км2. Для сравнения: в европейской части России она составляет 46 человек на 1 км2, в Китае — 140 человек на 1 км2, в Японии — 338 человек на 1 км2. Более того в Сибири изначально гораздо больше мест, где никогда не ступала нога человека, чем в тех же глухих уголках южноамериканских или африканских джунглей. Препятствует жизни современного человека в Сибири и её климат.

Не удивительно, что сибирские просторы полны неразгаданных природных тайн и загадок, причём многих из них мы сегодня ещё даже не знаем — их появление из неведомых недр впереди. Добавьте к ним тайны и загадки человеческой истории: ведь многие грандиозные для всей ойкумены события, более нигде и никогда не происходившие процессы не получили здесь никакого письменного закрепления. Историкам приходится о них только гадать. Да и широко известные и описанные в памятниках и литературе дела зачастую оказываются такими запутанными, что впору развести руками — что же такое там случилось?

Особое место в книге занимают тайны из жизни отдельных выдающихся личностей, чьи судьбы связаны с Сибирью. Я особо выделил двоих из всех. Книга начинается рассказами о двух символических личностях нашей истории — о великом созидателе Российской империи, апостоле земли Сибирской Иннокентии (Вениаминове) и о предположительно крупнейшем потенциальном разрушителе царства Российского, отъявленном воре и расточителе, с корыстными целыми намеревавшемся отделить Сибирь от России, М.П. Гагарине. Прочие рассказы собраны в разделы и подразделы, с которыми читатель может познакомиться в Содержании и без моей помощи.

Мне же хочется сказать несколько слов о человеке, которому посвящена эта книга. Я познакомился с Виталием Ивановичем Зеленским в самом конце 2000 г. Тогда ещё были сильны в Сибири идеи об отделении регионов от Центральной России и образовании за Уралом нескольких независимых государств. Зеленский и журнал «Сибирские огни» вели против развала России жёсткую идеологическую борьбу. Узнав, что большую часть жизни я отдавал тогда литературе для детей и «Новой Игрушечке. Русскому журналу для детей», Виталий Иванович сказал мне примерно следующее: «Сторонники отделения Сибири рассматривают Российскую Федерацию как жеребца барона Мюнхгаузена. Т.е. если разрубить её пополам, то передняя часть станет пить воду из колодца Западной Европы, а задняя часть будет жиреть и веселиться на тучных лугах нефти, газа, золота и алмазов. Не будет этого! Обе разрубленные части в тот же час сдохнут на радость зарубежью».

Меня смущала концепция самого Зеленского, которую он взял из книги Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония России. Современное положение Сибири. Её нужды и потребности. Её прошлое и будущее» (1882 г.). Сам Зеленский утверждал, что Сибирь по-прежнему остаётся колонией Центральной России, и это обязывает власти «осваивать и развивать Сибирь всесторонне».

И Н.М. Ядринцев, и следом за ним В.И. Зеленский не стали вникать в общероссийскую историю. После Никоновского церковного раскола, после поражения восстания под водительством С.Т. Разина и особенно после подавления крестьянской войны Е.И. Пугачёва случилось перемещение в Сибирь подлинно народной, самососредотачивавшейся России. Европейская же её часть осталась за прозападной подражательной элитой и её обслугой. Этот процесс никогда не останавливался и продолжается в наши дни. Произошла диффузия русского народа в коренные сибирские народы, и из их слияния сформировался настоящий русский характер. Он даже обрёл свой лик и современный образ, всеми признанный и почитаемый — это Василий Макарович Шукшин во всей полноте его творчества. Одним словом, ошибочно отделять Сибирь от европейской части нашей страны. Они есть части цельной и нерасчленимой плоти — нашей России.


Рецензии
Так какая же она Сибирь и сибиряки? Как уживаются вместе тихие староверы и потомки Разина и Пугачева, то есть чистой воды разбойники? Кто же это теперь? Заставляет задуматься. Спасибо!

Полина Ребенина   20.09.2022 12:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.