Зарисовки 3

     Зимой ехали мы по прочищенной узкой просёлочной дороге. Водитель торопился, боялся встречной машины – разъехаться негде. И вдруг он резко остановил машину. Сказал: «Смотрите!»
     Чуть в сторонке от дороги стоит деревянный крест белой краской выкрашенный. Снег чуть ли ни до половины скрывал его. Если бы не указали в ту сторону, я бы его и не заметила. Чтоб не привлечь внимание сидящих в салоне машины, мысленно перекрестилась.
     Но, как потом оказалось, водитель имел в виду показать нам большого лиса, который спокойно сидел и смотрел на нас. Мужики тут же схватились за телефоны, стали фотографировать красавца. А лис сидел себе в тёплой рыжей шубе, щурился на солнце, сытый, довольный. Видимо такие смотрины для него дело привычное.

                ***

     Честно признаюсь, очень не люблю куда-то впопыхах собираться. Весь день будешь держать в уме перечень того, что нужно одеть и что нужно в сумку положить, но начну собираться, непременно что-нибудь важное забуду и потом хожу с испорченным настроением, казню себя за помрачившую разум забывчивость. Теперь, лет мне уже много и на свою память я давно уже не надеюсь. Поэтому, вспоминая свои и подруги Тани молодость, когда дети у нас были ещё маленькие, но у нас уже были сады, и мы старательно набирались садоводческого опыта. Только я с мужем охотно шли в сад, а у Тани получалось так, по приезду в сад, ещё и пол часа не пройдёт, а муж и дети уже начинают собираться домой. В саду им было скучно.. (Зато теперь Танин муж дома сидеть не может. Даже плохая погода его не держит, он спешит в сад. Плоды его любви к садовому участку, что называется – на лицо. Дом добротный, сам построил, баня, теплицы – это тоже его руками сделаны. Что называется: честь и хвала доброму хозяину!)
     Но я вспоминаю о своей подруге, как только в свой сад прихожу. Понятно, что из сада я уйду, когда уже начну на ровном месте спотыкаться. Силы остались лишь для того, чтоб до своей квартиры дойти. Именно поэтому, прямо с утра, начинаю собираться домой. У крыльца садового дома стоит у меня столик. За день я на тот столик  соберу всё то, что должна вечером унести в сумках домой. Остаётся только в эти сумки сложить всё, выращенное на грядках. И эта укоренившаяся привычка меня часто спасает от рассеянности.
      За лето по-разному бывало. А у осени свои порядки. Огород и грядки опустели, цветник давно утратил свою привлекательность. Только среди ещё не срезанных качанов капусты цветут оранжевые ноготки. Даже холодные ночи не убавили радости на их личиках. Я когда-то слышала, что цвет хорошего настроения – рыжий. И вспоминаю я эти слова, когда смотрю на предзакатные облака. А простые ноготки на моём огороде даже по картошке самосевом растут. Мне их просто жаль тяпкой срубить…
     Так получилось, что в тот осенний день, мне нужно было вскопать участок земли в саду, а на нём ещё ноготки цветут. Срезала я те ноготки и в глиняную крынку, как в вазу их в воду поставила. Потом ещё на этот столик добавились упавшие яблочки и пучок петрушки примостился на самый краешек стола. А ещё несколько вымытых картошин, которые были незамечены при копке. А теперь, при перекопке обнаружили себя.
     Неожиданно зачастил дождик. Мне, чтоб время не терять, что называется: ведро в руки и побежала в теплицу. Пока огурцы и помидоры собирала, дождик выдохся. С полным ведром и ещё в фартуке довесок несу, подхожу к крыльцу и… залюбовалась, глядя на свой столик. Столешня мокрыми дождевыми разводами поблескивает под лучами выглянувшего солнышка. У яблочек щёчки зарумянились, даже картошка приосанилась. А букет ноготков, так и вовсе бесподобный. Лепестки у цветов ярко оранжевые, а серединки тёмненькие, словно невысказанная обида на рано наступившую осень. Не хватило им времени на солнышке погреться.
     - Не печальтесь, дорогие вы мои! В домах уже подключили отопление. Я вас на холоде не оставлю… Поживёте ещё…

                ***

     Редко теперь бываю в городе. Моя знакомая услышала о моём вынужденном путешествии из посёлка в город и тут же пригласила меня, хотя бы на минутку заглянуть к ней. Раз дала слово, значит надо идти.
     Вот, сижу на диване в комнате, мне видно хозяйку, суетящуюся на кухне, разговариваю с ней. Вдруг слышу – легонько дверь спальни скрипнула и медленно стала открываться. Я сижу, соображаю: «Сквозняка нет, я бы почувствовала и из дверей никто не выходит…Чертовщина какая-то!»
     У меня даже холодные мурашки по спине побежали, голос пропал, сказать ничего не могу.
     Хозяйка заметила, что я в лице переменилась, пошла посмотреть – что там случилось? Она-то быстро сообразила. Подошла к приоткрытой двери и отворила её шире. И тут только я увидела, на полу мальчонку, подползшего к порогу. Малыш проснулся, непонятным для меня способом с кроватки слез, подполз к двери. Видимо скучно ему одному, решил бабушку поискать. Ходить ещё не умеет, а вот, поди ж ты, сообразил. А вот у меня, к моему стыду, соображения не хватило. Я вверху ожидала увидеть лицо входящего, а маленький человечек на полу лежит, улыбается нам беззубым ртом.
     Какое же мне тут оправдание? Отвыкла я уже от маленьких деток…

                ***

     Вышло так, что осталась я сидеть в машине, а машина стояла на обочине дороги. И всё моё спасение от скуки – это рассматривать скудный пейзаж поздней  осени и то не ладно. Давно высохшие растения на обочине дороги, намного выше дорожного полотна…
     Конечно, можно включить воображение, представить себе цветущий лопух с его широкими упругими листьями. Тысячелистник с его резными листиками и белой короной. За ними бесприютно торчащие голые ветки кустов. И сквозь всю эту уснувшую вязь того, что росло и цвело, всмотреться в полосатое от белесых облаков небо, с лёгкой позолотой солнечных лучей, растворившихся в туманной дали. Даже точного очертания солнечного лика не видно…
     - Ты, я смотрю, засмотрелась. Может мне покажешь, что такого интересного увидела?..
     - Всё интересное: и дети, и старики, и всякое растение в любой период жизни, и даже увядшие. Тут свой философский расклад, но этот разговор явно не ко времени. Так сказать: не здесь и не сейчас. Настрой особый нужен и собеседник нужен тонко чувствующий. А второпях… лучше не начинать.
      - Понял. Не глянулся я тебе. Переживу… Поехали, что ли?
     Я кивнула головой и вздохнула. Таксист, чужой мне человек, вроде случайного попутчика. Ещё минут двадцать такого соседства и я буду дома. В его салоне будет сидеть другой клиент, быть может более сговорчивый, а мне моё осеннее настроение вряд ли удастся развеять даже на мягком  диване.

                ***

     Я давно уже не ищу показной красоты. Эта красота, как когда-то сказала одна пожилая женщина своему племяннику, который засматривался на артисток: «нарочито-лживая», «эта красота не про нас, что выставляется напоказ…». Парень обижался, отворачивался и грозился навсегда уехать из села в город. Мол, именно там красивые девушки, не то, что здешние… Как ни уговаривали его, он всё-таки уехал. Но не прижился он в городе, вернулся в село. Я сама слышала, как он объяснял своё возвращение нашей соседке: «В городе правды не ищи, там её отродясь не бывало…»
     Только я эту историю почему-то вспомнила уже тут, далеко от родного села, много лет спустя, когда уже дождалась внуков в городской квартире. Дело было осенью, после листопада, вдруг выглянуло солнышко и мне захотелось выйти «на природу», подышать лесным воздухом. И только я вошла в лес, как совершенно неожиданно заметила между ветками кудрявой ёлочки воткнутую в землю палочку. Оглянулась, вроде никого нет, выдернула эту палочку и пошла с нею по лесу. На обратном пути вернула ту палку на её законное место и потом ещё несколько раз пользовалась ею.
     А в тот день я набрела на тропинку, которая спускалась в низину. Куда она вела, этого я не знаю, просто с высоты увидела внизу ещё сохранившуюся зелень, и мне захотелось хоть на короткое время вернуть лето. Вернула, даже комары покусали. Только оказалось, что тропинка пролегала по выемке, по которой текли ручьи, когда шли сильные дожди или таял снег. Вода постепенно вымывала грунт, оголяя древесные корни. Именно эти корни меня и заинтересовали.
     Обычно люди ищут красоту дерева в гладком высоком стволе, в листьях и цветах. Но если присмотреться, то у корней есть своя красота. Помню, когда я ещё со своими малыми детьми ходила гулять в лесок за микрорайоном или по берегу реки, мы в одном месте увидели обвалившийся подмытый берег, где натянутыми струнами виднелись корни вблизи растущих деревьев. Мои мальчишки совсем близко побоялись подойти, стояли, смотрели и переговаривались, склоняясь друг к другу к уху. Так делали играя и другие дети, но они только мельком взглянут на это место и идут себе дальше, а мои – стояли. Меня удивило то, что стоя в лесу, они, почему-то, перешёптывались. Пришлось мне спуститься к ним вниз, на самый берег речушки. Я похвалила детей за то, что они поостереглись лезть в этот провал, и тоже тихонько спросила их: почему они разговаривают шёпотом? Они стали говорить ещё тише, и жестами мне объяснили, что там растёт заколдованное деревце… Я тогда про себя подумала, что видимо -   переборщила им с чтением сказок. Но когда присмотрелась, то и сама так подумала. Дело в том, что на самом краю обвала росла лиственница. Неведомо какие силы так безжалостно изгалялись над этим деревцем, что оно оказалось низкорослым, до уродства искривлённым, тёмная кора потрескалась, внизу землю мхом затянуло, а оголённые корни – без единого изъяна, словно ветки, только не вверх растут, а вниз.
     Я поспешила увести детей из этого места, где земля могла обрушиться на нас в любую минуту. А больше того – я с детских лет боюсь змей. Именно в этом гиблом месте и могла бы произойти нежелательная встреча. Позже мы не раз говорили с детьми о том «заколдованном дереве». Я пыталась им объяснить, что такое и с людьми бывает. Дескать, есть такие дети, над которыми насмехаются, дразнят их, считают их некрасивыми людьми. Но если присмотреться к ним, то у них, как у того деревца, корни ровные, и даже по-своему красивые. Что с того, что внешне этот человек красотою не удался, присмотритесь к нему, как знать, может он со временем станет тебе самым преданным другом…
     Вот и теперь, во время моего путешествия из осени в лето, смотрела на подмытые корни и размышляла, конечно же - о людях, об их характерах, не сложившихся судьбах и о многом другом, что подчас подстерегает человека. И где набраться силы, чтобы в самый трудный час, не потерять своё лицо и остаться человеком.

                ***


Рецензии
Здравствуйте, милая Анечка!
Спасибо, моя хорошая, за светлую
Вашу душу, за то, что умеете так
тонко видеть окружающий мир, воспринимать
его, да ещё и с читателями делиться.
Как приятно читать, не оторваться.
С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   15.09.2022 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой мой Человек за терпение, ведь в моих строчках нет ничего сверх притягательного. Запоздалая правда жизни. Бежала-бежала, оглянулась, а там уже не цветочки, а остатки былой красоты. Вот и думаю: совсем не тому нас в школе учили, да и родителям было не до тонкостей. Мы через века заглядывали в древний Рим, а качающуюся ветку за окном не замечали. Ко-огда ещё придёт осознание к человеку... а если бы в самом начале кто-то открыл глаза на красоту и ещё бы сказал, мол на какой красивой планете мы живём, это же счастье, что нам выпало тут родиться... А мы на что смотрели? У кого одежда побогаче? Годы ушли и мода ушла. Хлам окружает нас, хлам в головах, а в душе - тоскливый осенний дождь. Когда говорят, мол, хорошо быть писателем... Хорошо, но больно, как босиком по острым камням ходить... Это наша судьба и из этой колеи нам не сойти.
Опять я скатилась в размышления. Наверное у возраста печальные дороги. И тут спасибо, что они ещё есть. Простите меня за моё многословие. Вы тот редкий человек, который поймёт без объяснений.
Храни тебя Бог!!! Здоровья и светлых мыслей в Богом подаренные дни!
С уважением,

Анна Боднарук   16.09.2022 01:21   Заявить о нарушении