Винтаж 7. Магическое искусство

   Присел с утреца попить кофейку. Весна! Дерзкий солнечный луч, резанул пространство и упал на  литографию Дали «Потерянный рай», подарок недавно покинувшего этот мир Жени Молчанова. На Гавайях и, позднее, в Нью-Йорке он был совладельцем художественной галереи, откуда, возможно, и прилетел ко мне на стену этот Дали.

  Стал рассматривать детали литографии: раздвоенный язык змея, зелёные яблочки, фигуру носорога у ног «отрывающейся» от Адама Евы, пятно бычьей крови, которой по легенде, Дали часто украшал свои литографии. И это коричнево-красное пятно в совокупности с миллиграммами кофеина вызвали в моей голове разные летучие ассоциации. В подкорке всплыла новогодняя открытка шведской подруги сорокалетней давности с репродукцией картины Дали «Метаморфозы Нарцисса» – вот уж действительно сюрреалистическое поздравление, но какое красивое! Вдогонку ей – книжка «Сюрреализм в искусстве» Ирины Сергеевны Куликовой, которая при всей своей советской политкорректности  так продуктивно вооружила меня знаниями эпохи дадаизма-сюрреализма. Собственно именами: Анри Бретон, Андре Бергсон, Макс Эрнст, Рене Магритт, и, конечно же, Сальвадор Дали. Следом прикатило воспоминание о выставке «Магическое искусство» Сальвадора Дали, в достославном московском Манеже, такой мощной, такой убедительной!

  Выставка поразила разнообразием: картины, графика, инсталляции, кинофильмы. И само выставочное пространство было организовано классно и отчасти сюрреалистично. Вход на экспозицию  оформлен в стиле фасада замка Дали в Фигерасе в Испании: красные стены, белые яйца. Точь в точь, как на фото на обложке альбома Дали в магазинчике при входе. Я в Фигерасе, к сожалению, не был, но на первой выставке Дали в Пушкинском музее в Москве был – там лестница от входа до залов была оформлена очень похоже. 
   В бельгийском Брюгге на центральной площади тоже есть небольшой, но совершенно очаровательный музей Дали. Серия графики «Алиса в стране чудес» – одно из чудес этого музея. Волшебные работы! Так и стоят перед глазами.

  Живопись Дали вошла в меня, когда я был совсем молодым человеком. Она, собственно, уже присутствовала в моих сновидениях, – с их странной логикой (точнее алогичностью), изысканной эротичностью образов, притягательностью неожиданных ракурсов. Она будто бы уже жила в моих генах и не требовала каких-либо объяснений, толкований. Просто вызывала немедленный эмоциональный отклик. Полагаю, мне просто повезло с этим консонансом.


Рецензии