От живого уголка до поезда смерти

Всегда приятно, вырвавшись из бездушных стен городской квартиры, попасть в царство зелени: цветов, деревьев, кустарников. Всегда приятно, но не всегда возможно! В холодные месяцы в Северной столице общение с зелёными друзьями ограничивается уходом за комнатными растениями. Но это только на первый взгляд.
Самый расцвет коронавируса, непростая ситуация в семье! Чувство абсолютной безысходности на душе. Так хочется чего-то живого, простого, понятного.  В сад бы махнуть! В лес! В ноябре-то? И всё-таки выход найти можно. Свою вторую прогулку в город мы с Ильёй начали с посещения Ботанического сада.
Я люблю вечнозелёные растения. Люблю ещё с тех пор, как была вынуждена по девять-десять месяцев безвылазно находиться в квартире на восьмом этаже. Тогда о времени года можно было судить лишь по календарю: зима и зима, весна и весна. И только когда стала разводить различные комнатные растения, почувствовала, например, как это здорово, когда в начале зимы начинает цвести декабрист. Какое чудо наблюдать, как вялые скучные стебельки вдруг раскрываются, выпрямляются, оживают, потому что пришла весна.
Оранжерея Ботанического сада была построена в середине девятнадцатого века. Она поражает своими размерами и разнообразием растений. Знакомясь с каждым из них наощупь, легко переносишься в воображении в страны с тропическим и субтропическим климатом. Вот растение с широкими листьями, с ажурным узором прожилок. Откуда ты к нам попал? Наверняка из жаркой страны, но где нет насущной проблемы с водой. А вот низкие, с очень плотными небольшими заострёнными листьями кустики. Чувствуется, что на родине воду им приходится видеть не часто и эти растения приспособились её экономить. В тени этого дерева, каждый лист которого по размеру напоминает зонт, легко представить себя укрывающимся в жаркий день.
Довелось прикоснуться к растению, которое хочется назвать хищником. Предполагаю, что оно таковым и является. «Замшевый» мягкий листочек вызывает желание гладить и тискать его как зверька, пока не понимаешь, что столь фамильярное обращение наказуемо. Растение буквально впивается малюсенькими шипами и довольно сильно щиплет кожу. Я представила участь насекомого, которому вздумалось посидеть на подобном листке. Произвели впечатления деревья с мохнатыми стволами. Это пальмы. Они как будто покрыты шерстью.
Я поинтересовалась у сотрудников, есть ли разница в уходе за растениями в разные времена года. Мне ответили, что в Оранжерее постоянно стараются поддерживать температуру в пределах 20 градусов.
Выйдя из оранжереи, мы прогулялись по самому Ботаническому саду. С благодарным чувством почитала информацию о растениях, написанную по брайлю. Если латинские названия мне ни о чём не сказали, то узнать, что ареал зелёного друга, живущего сейчас в Ботаническом саду Санкт-Петербурга, распространяется на Египет и страны Средиземноморья, было очень интересно и познавательно.
Вторая часть нашей поездки имела совершенно иное направление. Мы отправились путешествовать по истории железной дороги, а точнее, в Музей российских железных дорог. И начать решили с… вагона-ресторана. Уютное такое кафе с вкусной едой, где вместо музыки звучит стук колёс. Подкрепившись, мы готовы были прогуляться по времени, времени эволюции железной дороги.
Для человека без слуха и зрения, казалось бы, усвоить информацию о том, как управляется тепловоз, невозможно. Но общими усилиями мы этот барьер преодолели. Оказавшись в кабине машиниста за пультом управления поездом, я вооружилась своим дисплеем. Илья писал предназначение кнопок, читая их, я спрашивала, где та или иная располагается. Тормоз - направо, налево - скорость... Что же ещё? На самом деле в управлении поездом предусмотрено абсолютно всё, вплоть до использования песка для рельсов.
При тактильном знакомстве незрячего человека с экспонатами музея необходимы комментарии зрячего. Иначе на ощупь можно просто не понять, что перед нами. При полном отсутствии у меня слуха это сложно. Но и здесь помогла техника. Я очень благодарна Илье, который посредством приложения Вацап, комментировал всё, что мы проходили.
 Таким образом, я  оценила, как выглядел последний паровоз, который был построен в СССЗ в 1956 году. Мы видели бронепоезд и много-много всего. В Железнодорожном музее имеется большое количество гипсовых скульптурных изображений. Например, в вагоне- лазарете мы как живых увидели раненых на носилках, медсестру.
В конце нашей экскурсии мы подошли к сверхсекретному вагону, который, как рассказал Илья, менял своё местонахождение, постоянно перемещаясь по стране, а вместе с ним перемещалась ядерная ракета. Прикасаясь к такому поезду смерти, невозможно не испытывать трепет.
Этот музей посещает много детей. И я их отлично понимаю. Мы все любим поезда, Но, открыв нам тайны своей истории, своего развития, они становятся нам ещё ближе, ещё  интересней.


Рецензии