Апостол земли Сибирской

«Чрез день собираюсь в путешествие, для обозрения епархии, которое продолжится до 16 месяцев. Сначала пойду на острова, потом в Петропавловск, и оттуда намереваюсь проехать чрез всю Камчатку и в марте быть в Охотске», — написал 1 мая 1843 г. великий русский путешественник и просветитель Иннокентий (Вениаминов), епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, впоследствии митрополит Московский.

Он прожил 81 год, из которых 45 лет провёл в пути по бездорожью суровой безлюдной сибирской природы или на бурных водах Тихого океана и сурового Амура с притоками. Часто уже пожилой епископ преодолевал огромные расстояния пешком или верхом на лошадях, а по бесконечным снегам на нартах, запряжённых собаками. Четыре самые длительные путешествия (по 6 и более тысяч километров каждое) он совершил при объезде своей епархии — самой большой в мире за всю историю человечества.

Письма святителя Иннокентия представляют собою захватывающий приключенческий роман, оставляющий далеко позади выдумки Жюля Верна или Фенимора Купера. Но не этим вписано золотыми буквами в судьбу России имя Иннокентия.

В сословном обществе людей соединяла верность сюзерену. При зарождении капитализма возникли современные государства, провозвестником которых стал прославленный Никколо Макиавелли. Он и ввёл в оборот термин «государство». С государством родились национализм, государственные границы, гражданство в современном понимании и пр. С рождением второго в мировой истории общенародного государства* СССР зародился и ранее никем не предполагавшийся социальный феномен: возникла новая историческая общность — советский народ. Объединяющей основой этой общности стали духовные скрепы — всеобъемлющие, кровные и вненациональные.
____________________________
* Первым было государство Тайпинов в Китае, просуществовавшее менее 20 лет (1851 — 1868) и погибшее преимущественно в результате интервенции западноевропейских держав.

Вразумительное разъяснение этого понятия сегодня трудно найти в литературе. Кто-то пытается выдать за скрепы корпоративный патриотизм, кто-то просто огульно ругает их, вообще не понимая, о чём идёт речь. В действительности же полностью сформировавшиеся в недрах общности советский народ духовные скрепы окончательно сложились в СССР благодаря колоссальному, небывалому в обычных условиях единению, энтузиазму и потрясающему напряжению духовных, моральных и физических сил всего народа, сотворившего грандиозные в исторических масштабах дела. Весь наш народ и каждый наш предок с жертвами и самопожертвованием, с муками и страданиями, но и с великим терпением и великими надеждами созидали новый мир. И цель у них была не менее великая — творить и строить во имя благополучия и могущества будущих поколений. Именно советский народ сотворил самые мощные и почти нерушимые (к сожалению, почти) духовные скрепы.

Главные из них: 1) победа в Великой Отечественной войне против объединённых сил европейского фашизма; 2) всенародное освоение необжитых людьми просторов и неисчерпаемых природных богатств Сибири, в ходе которого состоялись грандиозные для своего времени стройки и научные изыскания.

Духовные скрепы в жизни советского народа возникли не вдруг и не из пустоты, они имеют многовековые исторические корни. Одной из главных символических личностей, занимающих ведущее место в ряду созидателей сибирской скрепы, и является Иннокентий (Вениаминов). Он относится к тому малому числу мыслителей, кто (в отличие от первопроходцев) осознали Сибирь не как территорию для добычи, но как часть неделимой двуединой России — европейская часть России с Уралом и Россия-Сибирь. Вместе — Великая Россия!

Будущий глава русской православной церкви родился 26 августа 1797 г. в далёкой Сибири, в селе Анга Верхнеленского округа Иркутской губернии. Мальчику предстояла жизнь российского простолюдина в глухой провинции. Едва Ивану исполнилось шесть лет, как умер отец. Оставшись без кормильца, семья впала в тяжкую нужду. На помощь пришёл брат отца, который определил мальчика в Иркутскую духовную семинарию. Там было несколько Иванов Петровых, поэтому ректор семинарии своей волей изменил Ивану фамилию, назвав его Вениаминовым.

После окончания семинарии уже женившегося и имевшего на руках годовалого сына отца Иоанна по его прошению Святейший Синод направил служить на остров Уналашку в группе Лисьих островов. Это была Заокеанская Сибирь — Аляска. Священник намеревался крестить в православие алеутов — местных аборигенов. Приход его раскинулся на 60 островах, которые отец Иоанн неустанно объезжал на узком кожаном челноке (байдаре).

В ноябре 1838 г. отец Иоанн отправился в кругосветное плавание на российском военном корабле с конечным пунктом прибытия городом Санкт-Петербургом. В столице он узнал о кончине его супруги, после чего  принял монашеский постриг под именем Иннокентий. Уже в декабре 1840 г. по личному повелению императора Николая I сорокатрёхлетний Иннокентий был поставлен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. И началось его многолетнее служение в Сибири. Через десять лет, в 1850 г. он был возведён в сан архиепископа.

Помимо своих прямых обязанностей — окормления паствы и крещения язычников — святитель был озабочен и мирскими делами. Его заботами в России были приняты первые законы по защите сибирской природы от алчности промысловиков — охотников на пушного зверя. Заинтересованные в массовых поставках шкур купцы попытались удалить Иннокентия из Сибири, но в тот раз им это не удалось.

За долгую свою жизнь святитель делом преподал последующим поколениям уроки подлинной диалектики истории, о которых почему-то предпочитают умалчивать, но ради которых я и открываю эту книгу рассказом о великом сибиряке, митрополите Московском Иннокентии.

Когда началась Крымская война (1853 — 1856), архиепископ, трудившийся в другом конце страны, с глубоким волнением следил за сообщениями газет о ходе боевых действий. Но вот пал Севастополь, война закончилась, враг торжествовал, патриоты были потрясены до глубины души. 18 марта 1856 г. был подписан позорный для России Парижский трактат… А 25 августа 1856 г. в послании к Николаю Дмитриевичу Свербееву, старшему чиновнику особых поручений по дипломатической части при генерал-губернаторе Восточной Сибири, архиепископ Иннокентий написал ошеломляющие слова: «Я встретил Пасху с особенною радостью, более же всего меня порадовал и радует мир. Слава в вышних Богу! Миром сим Он благоволит смирить нашу гордость. Мы слишком замыкались и задрали голову, а в случае успеха в нынешней войне мы бы так заломили себе головы, что не только под ногами своими, но и рук своих не видели бы — и следовательно, как раз бухнули бы в яму. А теперь nolens volens** надобно потупить голову, — а это заставит нас рассмотреть, что у нас под ногами и на ногах и куда мы идём». Таковой была истинная диалектика патриотизма.
________________________
** Хочешь не хочешь (лат.)

Всего через год, в мае-июне 1857 г. святитель Иннокентий совершил 17-суточное плавание по Амуру, результатом которого стала записка «Нечто об Амуре», обосновавшая целесообразность восстановления суверенитета России над левобережьем Приамурья, утраченного по Нерчинскому договору 1689 г. 16 (28) мая 1858 г. в Айгуне генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьёв подписал с маньчжурскими представителями Китайской империи Цин мирный договор, установивший границы России с Китаем, не изменявшиеся вплоть до 2005 г. В память об этом знаменательном событии граф получил право именоваться Муравьёвым-Амурским. Поскольку в тот год была в разгаре Вторая опиумная война (1856 — 1860), а в самом Китае бушевала гражданская война тайпинов, ряд современных китайских политиков и учёных объявили Айгунский мирный договор неравноправным и пока безуспешно требуют теперь вернуть левобережье Амура китайцам.

Как бы там ни было, через год после крымской катастрофы Иннокентий поспособствовал включению в состав России и Сибири огромной территории. 5 июля 1858 г. император Александр II подписал указ об основании города Благовещенска, названного так в честь святителя Иннокентия, начинавшего своё священническое служение в иркутской церкви Благовещения. С февраля 1860 г. кафедра архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского была переведена в Благовещенск.

Поражение Российской империи в Крымской войне вынудило царизм отказаться от дорогой сердцу святителя Иннокентия Заокеанской Сибири — от Аляски и тихоокеанских островов***. В марте-мае 1867 г. в Вашингтоне и Санкт-Петербурге состоялось подписание договора о купле-продаже (но не об аренде) названных территорий, общей площадью в 1 млн 519 тыс. км2. По столице ходили слухи, будто архиепископ пребывает в отчаянии от утраты с таким трудом взлелеянной им паствы. Неожиданно обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой получил от Иннокентия письмо из Благовещенска, в котором, в частности, говорилось: «До меня дошёл из Москвы слух, будто я в письме кому-то выразил своё большое неудовольствие относительно продажи наших колоний в Северной Америке американцам. Это совершенно неверно. Напротив, усматриваю в этом событии один из промыслительных путей, посредством которых Православие сможет проникнуть в Соединённые Штаты, где оно уже стало привлекать к себе серьезное внимание». Далее были изложены основные принципы организации Русской церкви за рубежом, на которых она существует и в наши дни. Так вновь был дан потомкам урок диалектического понимания истории.
_____________________
*** При продаже Аляски и островов царское правительство руководствовалось «высшими» интересами государства, судьба далёких нищих аборигенов никого  не интересовала. Недавних подданных Российской империи, преданных царской властью, ожидала участь американских индейцев. Они подверглись геноциду, особенно в годы золотой лихорадки на Аляске (1896 — 1899)


Заботами Иннокентия в 1870 г. была учреждена первая в истории РПЦ самостоятельная епархия за рубежом — Аляскинская и Алеутская. С 1872 г. резиденция епархии (кафедра) находится в Сан-Франциско. По принципам её организации были учреждены подобные структурные единицы РПЦ в ряде других государств. В XIX в. никому в голову не могло прийти, что почти через сто лет, в годы хрущёвских гонений на церковь**** (октябрь 1958 — октябрь 1964), именно на базе задуманных Иннокентием зарубежных епархий РПЦ трудами и хитростями митрополита Никодима (Ротова) наша церковь будет спасена от разорения и гибели.
________________________
**** В 1961 г. Н.С. Хрущёв, обращаясь с телеэкрана к гражданам СССР, воскликнул: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!».

В год продажи Заокеанской Сибири, а именно 19 ноября 1867 г. скончался митрополит Московский Филарет. 5 января 1868 г., архиепископ Иннокентий был поставлен на митрополичью кафедру и стал высшим духовным лицом Русской Православной Церкви. Он занимал этот пост 11 лет до своей кончины в 1879 г.


Рецензии
Спасибо огромное, Виктор!!! Такие великие люди, как митрополит Иннокентий, достойны того, чтобы о них знали и помнили!!!

Игорь Тычинин   16.09.2022 19:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.