Они спелись...

(Из воспоминаний о Ленине)

Март 1922 года. Смольный. Рабочий кабинет В.И.Ленина, вождя революции.
Ленин, держась пальцами за лацканы пиджака, стремительно отшагивает взад и в вперед возле своего рабочего стола. Совсем рядом в кожаном кресле мнет в своих руках фуражку молодой гость восточного типа во френче. Он прибыл из далекой Бухары. Но, несмотря на то что он молод, ему 26 лет, он возглавляет правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров (депутатов).
—Тов. Ходжаев, — обратился Владимир Ильич к гостю, — рабочий класс в союзе с безграмотным дехканством, должны одолеть своего классового врага, а именно, реакционную буржуазию, кулаков, баев и их прихвостней. А для этого они должны учиться, учиться и еще раз учиться. Прежде всего нужно повсеместно создавать ликбезы.
—Дорогой Владимир Ильич, — сказал гость с легким тюркским акцентом, — я с вами полностью согласен, и я думаю, надо учиться учиться, а потом учиться, учиться и еще раз учиться.
—Гм… надо полагать, вашем варианте второе «учиться» не повтор, не супплетивизм, а инфинитивная форма, поясняющая второе действие?
—Так точно, Владимир Ильич! — радостно закивал головой гость. —  У вас не только большая голова, Владимир Ильич, она у вас светлая! Вот, где вы находитесь все прямо-таки светится. Во-от где настоящая харизма! Не зря у нас в Туркестане говорят: «Яшасин Ленин!»
—А причем тут «Яша — сын», Тов. Ходжаев? Не инсинуация ли это, связанная с покойным тов. Свердловым? Ну, хорошо, а почему тогда Ленин не в родительном падеже, скажем, Яша — сын Ленина?!
—Владимир Ильич, — хихикнул гость, — дело в том, что «Яшасин Ленин» узбекча, то есть, на узбекском языке означает совсем другое…
—И что же?!
—"Слава Ленину!".
—Гм… Вы это, батенька, бросьте — возводить простого смертного в культ личности или божество! Это ничем хорошим не заканчивается! Вон, Хрущев, который Никита Сергеевич, став генсеком, на XX съезде КПСС в 1956 г., разоблачил культ личности Сталина, выступив с докладом «О культе личности и его последствиях». Он развенчал культ личности покойного Сталина. В докладе Хрущёва были такие слова… Дай бог мне памяти… Ах, да, вот:
«Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры, — говорит оппортунист Хрущев, — главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют, — продолжает это оппортунист, — многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его „Краткой биографии“, вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга — продолжает докладчик, — представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого „великого вождя“ и „непревзойдённого полководца всех времён и народов“.
—Ладно, — сказал Ленин, — Хрущев прав, но… Что тут можно сказать, тов. Ходжаев?! Да, культ, в самом деле был, но была и личность! Хрущев далеко не Сталин. Как говорится, ему до Сталина, как всем нам — до коммунизма. А пока что: учиться, учиться и еще раз учиться! Или как вы там говорили, Тов. Ходжаев…— гость было открыл рот, чтобы сказать свою версию о самообразовании, но вождь революции опередил гостя: —Ах, да, вы сказали: „Учиться учиться, а потом учиться, учиться и еще раз учиться“. Так?
—Все так, Владимир Ильич, — подтвердил ошарашенный гость, узнав из слов много нового для себя.
—А учиться мы будет пока что у капиталистов. У них есть, чему нам строителям социализма учиться. Во всяком случае, они умеют считать, подсчитывать, торговать, вести бухучет… Вот все, что у нас осталось после царизма, так это тюрьмы, разруха, голод, продразверстка… и производство резиновых калош. О, да, не плагиат ли это с моей стороны? Кажется, некий Путин так говорил об СССР, мол, в СССРе ничего не производилось, кроме калош. Все это, разумеется, ложь, и не более. Демагогия. Профанация. Мы то, батенька, дрогой мой Файзула Губайдуллаевич, знаем, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой! А этот Путин калоши, калоши… Чепуха! Мы не для того отвоевали власть у буржуев, чтобы производит только калоши. Это вот они во главе с этим Путиным за двадцать лет своего правления уничтожили почти миллион заводов и фабрик, уничтожили авиастроение, летают на этих убойных Боингах! Медицину и образование сделали платными, повысили пенсионный возраст… И это при том, что средняя продолжительность русского человека 65 лет! Получается, человек отработал до 65 лет и сразу в могилу! Вот как обокрали народ! Разве мы для этого создавали такую страну?! И ведь продолжают заниматься демагогией и профанацией! Что вы думаете об этом, тов. Ходжаев?
—Я… гм… признаться, — начал неуверенно гость, — не владею такой информацией, да я так далеко и не могу заглянуть в будущее… Я, Владимир Ильич, и не знаю, кто такой Путин… Распутина знаю…
—Надо же, дорогой Файзула Губайдуллаевич, каждая собака из подворотни знает этого бывшего КГБшника, а вы не знаете! Ладно, бог с ним с этим Путиным. У нас с вами дела куда поважнее этого некогда „крота“. Да, кстати, тов. Ходжаев, откуда у вас такой хороший русский?
—Дело в том, Владимир Ильич, я с 1907 по 1911 годы жил и учился в Москве. Отец мой был купцом. Он занимался экспортом в Россию каракуля. Когда в 1912 г. отец умер, мне в наследство досталась часть имущества отца.
—Вот значит как! — воскликнул Ленин. —И вы, будучи богачом, вступили, в конце концов, в ряды ВКП (б)?
—Насколько я знаю, вы тоже не из рабочего класса вышли.
—О да! Мы некогда выходцы из класса имущих, эксплуататоров, а сами хотим все это взять и поделить поровну!
—Но ведь это для прогресса, Владимир Ильич!
—Именно, дорогой тов. Ходжаев. Пора бы и остальным это понять — вылезти из кротких штанишек узкоклассовых интересов и начать строить социализм! А они, вместо этого на нас гражданской войной, Интервенцией, басмачеством, в конце концов. Все должны быть равны, иметь равные избирательные права, невзирая на пол, этническое и социальное происхождение. Это уже должно стать аксиомой! Пока что мы испытываем трудности. Нелегко нам досталась победа на полях сражения с буржуазией и их прихвостнями… И чтобы там этот Булгаков ни говорил про разруху словами своего надуманного персонажа проф. Преображенского из „Собачьего сердца“, мол, разруха у нас в головах, то скажу, что он типичный солипсист, далеко не марксист, а следовательно, мыслит как мелкий буржуй. Но и этих мелких буржуйчиков, тов. Ходжаев, мы, большевики, привлечем на свою сторону точно также, как на гашу сторону перешли в годы гражданской войны бывшие царские офицеры, не примкнув к Белому движению, а, наоборот, помогли нам создать РККА. А разруха она не только в головах, но и по всей стране, с которой мы будем бороться НЭПом, а потом Сталин примется за коллективизацию села и обобществление всего хозяйственного имущества, за индустриализацию в две пятилетки. Нам же нужно поборот нацизм в Европе, не так ли, Тов. Абдулла?
—"Нацизм», говорите, Владимир Ильич, — сказал гость, — Если это противоречит Третьему Интернационалу, то непременно, нужно поборот нацизм в Европе, а то эта зараза доберется и до нас. А нам по зарез нужна дружба нардов. А то как же мы поострим у нас в республике Ферганский канал за столь короткие сроки, чтобы буржуи потом удивлялись.
—Да, тов. Ходжаев, уже сейчас в Германии крепнут шовинистическими настроения с лозунгами «На Восток!». Там уже появился некий Адольф Гитлер. В своем «Майн Кампфе» (Моя борьба) он изложил всю программу по завоеванию всего мира и уничтожению евреев с коммунистами, то есть, нас с вами.
—Вот, итвача! Вот сукин сын! — не сдержался гость. —Ничего, Сталин даст прикурить этому Гитлеру! Я думаю, перелом в Великой Отечественной Войне произойдет не в декабре 41-го под Москвой, а чуть позже, в битве под Сталинградом, то есть, в сегодняшнем Царицыне.
—А говорили вы мне, тов. Ходжаев, — сказал Ленин, улыбаясь и потирая руками, — что не можете заглядывать в будущее.
—Это все ваше влияние, Владимир Ильич, — скромно заметил гость. —Вот, пообщаешься с вами минут десять, и все, теменная чакра открывается.
—А с «Яшасин Ленин» все-таки поостерегитесь, тов. Ходжаев. В самом деле, культом личности попахивает. Нам большевикам это не гоже.
—Так мы уже и гимн сочинили и, разумеется, не без вашей персоналии.
—Гимн Бухарской Народной Советской Республики? — удивился Ленин. —Не рановато ли, тов. Ходжаев? Мы еще такие молодые…
—Я имею в виду, тов. Ленин, гимн Узбекской ССР.
—Обождите, тов. Ходжаев, разве мы уже организовали Среднеазиатский Экономический Совет для экономической и финансовой интеграции трех республик, входящие пока что в состав РСФСР?
—Нет еще, тов. Ленин, — сказал гость. —Дело в том, что у все три среднеазитские республики, а частности, Туркестанская Автономная Социалистическая Советская Республика, Бухарская Народная Советская Республика и Хорезмская народная советская республика объединяться в одну под названием Узбекская ССР.
—Ах, вон оно в чем дело. Что ж, батенька, не плохо. Ну, а как же звучит гимн, тов. Ходжаев?
—Он звучит так, тов. Ленин, цитата:
Ассалом, рус хали, буюк оамиз,
Бараёт доиймиз Ленин, жонажон, жонажон!
Озодлик йлини Сиз крсатдингиз,
Советлар юртида збек топди шон!
—Обождите, обождите, тов. Ходжаев, я, к несчастью, не владею тюркскими языками, но я очень признателен, что вы мне озвучили текст в оригинале, тем более, как я понял, это очень красивый язык, даже красивее киргизского, который я слышал из уст тов. Фрунзе. А он еще тот полиглот по части тюркских языков, да и не только. Молодчик, одним словом, но я был бы вам, тов. Ходжаев, вдвойне признателен, если бы вы перевели слова. Это вомзожно?
—Я постараюсь, Владимир Ильич. Значит, так… «Приветствую тебя, русский народ, наш старший брат…
—Так… так… значит, нас русских вы считаете старшим братом, тов. Ходжаев? — спросил Ленин гостя, прищурившись и теребя бородку.
—Вам не понравилось, тов. Ленин?
—Нет, не понравилось. Не у нас ни старших, ни младших, тем более, что история государств в Средней Азии очень древняя, древнее нашей русской… И тем ни менее, продолжаете, тов. Ходжаев, продолжайте!
—Дальше идут такие слова: «Славься, вождь бессмертный, Ленин наш родной, наш родной! Ты к свободе пути проложил для нас, И прославлен узбек Советской страной».
—Я против этой редакции. Зачем эти персоналии? Просто какой-то подхалимаж! То к так называемому старшему брату, то к вождю. Какой-то чертов вождизм! Такое и приводит к культу личности! Во что бы то ни стало надо убрать Ленина из вашего гимна и заменить старшего брата, на просто брата… или вообще убейте этот излишний пафос. Я не прочь, если бы гимн УзССР звучал бы так:
«Олтин бу водийлар — жон збекистон,
Аждодлар мардона руи сенга ёр!
Улу хал удрати жш урган замон,
Оламни малиё айлаган диёр!!»
—О Аллах Керим! Владимир Ильич, вы заговорили на литературном узбекском языке, да еще в стихотворной форме! Я поражен вашему гению!
—Ну, в этом вы виноваты, тов. Ходжаев, ваше влияние. Вот поговорил с вами с полчаса и стал думать по-узбекски. Только вот беда, сказать то я сказал, а сам не совсем понимаю, что сказал. Переведите эти слова на русский для нашей русской аудитории. Если вы не против…
—Что вы, тов. Ленин, обязательно переведу. Вот, что вы сказали: «Злато долин — родной мой Узбекистан,
Предков мощь, слава их навсегда с тобой!
Дух великих людей нам по праву дан,
Очарован весь свет этою землёй!!»
—Тоже пафосная чушь, но получше. Уже нет того подхалимажа. А есть историческая гордость и правда, в частности: «Предков мощь, слава их навсегда с тобой!» То, о чем как раз я и заикнулся давеча. Ну, тов. Ходжаев, споем напоследок наш Интернационал?
—Споем, Вл. Ильич.
Поют.

Вставай проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов !
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш мы новый мир построим,
Кто был никем тот станет всем!

Припев:

Это есть наш последний
И решительный бой.
С Интернационалом
Воспрянет род людской

II
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,
Отвоевать своё добро , —
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!


—Вот, так, тов. Ходжаев, «никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой!» Не забывайте об этом! И передайте нашим товарищам в Бухаре и Ташкенте тоже самое! Прощайте!

15 сентября, 2022 г.


Рецензии