3. Совсем взрослые. 3 курс. Годы 1984-1985

Начало здесь:http://proza.ru/2022/09/16/1476

3.1. ОТВЕТСТВЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

И дёрнул меня чёрт в один из дней сентября появиться в училище! Что не гулялось на каникулах? Что маме картошку не копалось? Что у бабушки яблок опадающих не собиралось?..

- А, курсант Климов, 31-я группа. Добрый день. Хорошо, что появились, - начальник специальности, Владимир Николаевич Балясников, расплылся в довольной улыбке, увидев мою счастливую загоревшую физиономию в дверях своего кабинета, – заходите, - и он встал мне навстречу.
Что это с ним? Раньше такого не водилось? Или он так с третьими и четвёртыми курсами себя ведёт? Всё-таки, они постарше становятся, взрослеют. Правда, я сегодня не в форме приехал, каникулы у меня и я просто соскучился по родным стенам и друзьям.
- Здравствуйте, - только и промолвил.
- Вы нам очень нужны, присаживайтесь, - и он указал на стул напротив своего стола.
В каком-то нервозном неприятном подкожно предчувствии я сел на предложенный стул, а он продолжил:
- Василий Степанович Сергодеев принял 17-ую роту первокурсников. Совсем маленькие, вчерашние восьмиклассники. Ему нужны помощники из числа курсантов старших курсов, наставники для молодёжи. Главной и единственной, по его мнению, кандидатурой на старшину наставника роты он предложил именно вас.
У меня от таких слов немного улучшилось настроение, нервозная дрожь исчезла. Работать с «дедом» одно удовольствие, да и наставничеством мне заниматься не впервой, как-никак подо мной в детстве бегало пять младших двоюродных братьёв и сестёр. Родители были довольны и ни за что не переживали, когда я был с ними, а дети со мной всегда были заняты играми, одеты тепло и накормлены. Получается у меня это, няньканье с мелкими.
- Вы подумайте, а потом скажете своё решение. В помощь старшине наставнику роты он ещё хотел подобрать старшин наставников двух групп и, по-моему, уже определился с кандидатурами, - он встал из-за стола, - кстати, через двадцать минут он подойдёт на совет командиров и преподавателей отделения, подождите его, пожалуйста, если примите положительное решение. Василий Степанович очень хорошего о вас мнения и я поддерживаю его…

Так нежданно, негаданно я и стал наставником «карасей», которых принял наш «дед». Это был его последний выпуск из стен родного училища, в которых он проработал более 20 лет. Но, это так, к слову, а точнее, к послесловию…
Понятно из повествования, что я согласился, решив «убить несколько зайцев», хотя, мало об этом думал, просто учился и выполнял обязанности комсорга роты, а здесь ещё и наставничество получил. Дополнительные плюсы в табличку балльной системы мне не помешают, тем более, что мы с Олей всё ближе и ближе подходим к тому, что по окончании училища можем пожениться и уехать вместе туда, где молодому специалисту речного флота предложат жильё, без которого молодая семья начинать самостоятельный путь по жизни просто не может. А таковые распределения ещё имели место в советское время, работодатели строили дома и квартиры, выдавая ордера на них молодым семьям, закрепляя тем самым за своими предприятиями…
Жизнь бьёт ключом, хорошо, что не по голове, чего нельзя сказать о моих друзьях, назначенных наставниками групп. Посоветовавшись со мной, «дед» решил взять Генку Калинова из 31-ой группы и Серёжку Соколова из 32-ой. Нам пришлось немного раньше прибыть с каникул в расположение дома курсанта и через несколько дней три наставника уже расхаживали перед строем совсем юных лысых мальчишек. Буквально только вчера переступившие порог речного училища и так же, как мы два года назад, не знающие толком, что и как, они смотрелись просто империей хаоса. Ничего, для того и мы, что бы они быстрее адаптировались в новой для себя обстановке закрытого военного учебного заведения. Что бы, как говорят отцы командиры, «скорее переработались домашние пирожки и желудки усвоили пюре с минтаем»…

Наблюдая ежедневную рутину становления из вчерашнего домашнего мальчика, «маменькиного сынка» в настоящего мужчину, курсанта знаменитого училища, я понимаю, что как замечательно иметь детей, которых можно воспитывать в духе современной жизни, показывая пример своей, показывая то лучшее, что имеешь в багаже знаний и умений. А что семнадцатилетний парень, ваш покорный слуга, уже имеет в багаже заначки теории и практики, я не сомневаюсь, ни капельки.
Та же мешковатая форма на худых плечах деревенских и городских не спортивных пацанов, те же хохмы и шуточки, что и у нас два года назад, та же любознательность и любопытство, те же горящие задорным детским огнём глаза и улыбки. Самое главное, неподдельная искренняя детская наивная улыбка. Как же замечательно, что есть тот, кому твои немногие, но интересные знания помогают правильно воспринять действительность, осознать свою значимость в недалёком будущем. Он, словно губка впитывает каждое твоё слово, копирует твои движения и интонацию голоса, повторяет команды и заглядывает через плечо, что ты пишешь на белом листе бумаги. Белый лист – это и есть курсант новобранец, вчера ещё бегавший по улицам в шортиках и с разодранными коленками.
А он – это Санька Нестеров, метр пятьдесят в форменных ботинках, веснушчатый улыбчивый щупленький деревенский парнишка, понравившийся мне своим непраздным любопытством. Самого маленького размера форма, какую только нашли на складе, на нём висит мешком, можно двоих таких в одном комплекте спрятать. Но его стремление к учёбе и положительная напористость желания командовать своими друзьями, управлять этим самым хаосом, который шире его в плечах и в треть выше ростом, подкупила сразу всех. При полном доверии «деда» выбирать старшин групп среди первокурсников, его я и назначил старшиной 11-ой группы. Поначалу смешки и ехидные улыбки показались на розовощёких лицах товарищей, стоящих перед ним высоким забором, но со временем все поняли, что Сашка никому спуску не даст, и не ошиблись. К окончанию первого семестра его группа стала лучшей по всем показателям среди новобранцев училища. А мне он просто напомнил моих младших братьёв, которым чуть меньше лет, чем ему и я их не видел уже несколько лет, не до того…

Мы так и подружились с маленьким и неугомонным Саньком. Причём, дружба переросла в тёплые братские или отцовско-сыновние отношения и за пределами училища, и после его окончания. Не помню уже сейчас, из какой дальней деревушки нашей Горьковской области Санька, но домой он ездил только на каникулы. А в городе навещал иногда какую-то таинственную старшую сестру, которую никому не показывал и ни с кем не знакомил. Хотя, я заметил сразу, что в первое увольнение на выходные он уехал в мешковатой форме, а по возвращению на хрупком невысоком теле форма уселась довольно ладненько, как «с иголочки» и словно сшита точнёхонько по его детской фигурке.
- Сестрёнка постаралась, - сказал тогда с искренней тёплой интонацией, улыбаясь во все счастливые веснушки,  Санька, - она у меня рукодельница.
У меня защемило сердечко, вспомнилась моя рукодельная сестрёнка, которая вот-вот должна вернуться домой, к маме, из уральского города Свердловска.
Сестрёнка, да и ладно, это же хорошо, когда рядом есть родной человек. А старшина группы должен быть примером для своих подчинённых, начиная с чистоты и аккуратности ношения форменной одежды…

Дело в том, что ломка большого и мощного государства прошлась и по нашему речному училищу, коверкая и круша все устои жизни на своём пути. На сорокапятисуточные военные сборы, на Каспийскую флотилию, последними поехали в 1987 году следующие за нашим выпуском, курсанты. Санькина же рота, выпускающаяся в 1988 году, уже пошла на флот, на три долгих года. Ушёл служить и Сашка, причём на военно-морской флот, находящийся в городе Обнинске, в центре страны. И где они там море нашли? Не знаю, но Санька писал мне письма оттуда и присылал фотки в военно-морской форме, во время присяги. Я тогда уже жил в Волгоградской области, работая на Волго-Донском судоходном канале. А затем страна приказала долго жить и что произошло с моим маленьким весёлым веснушчатым деревенским другом, не знаю. Его след на просторах земли потерялся, наверное, на всю оставшуюся жизнь. Только наивная и искренняя его улыбка до сих пор стоит перед глазами, словно происходило моё наставничество только вчера…

Хорошие были пацаны, приятно было с ними работать, понимая, «что посеешь, то и пожнёшь», но об этом чуть позже, всему своё время и скоро…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/09/16/1488


Рецензии