3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 2

Начало здесь:http://proza.ru/2022/09/16/1485

3.2. ОТ СВОИХ СВОИХ ЖЕ ЗАЩИЩАЯ

Потекли, словно вешние воды, дни, недели и месяцы совмещения учёбы и наставничества, познаний новых специальных предметов третьего курса и повторение пройденного с подопечными «карасями». Это словно со своими детьми, когда помогаешь им выполнять домашнее задание, то вспоминаешь пройденный когда-то, в далёком школьном возрасте, материал…

Осень зажгла городу яркие краски разноцветной листвой, серыми дождями и почти уже не греющими солнечными бликами. Зажгла и быстрёхонько подморозила утренними отголосками предзимнего состояния и присушила холодными жёсткими ветрами всю красоту на пригородных окраинах и в центральных парках, на аллеях и в скверах, на всём пути следования строем равномерной и зигзагообразной курсантской жизни и своего нестроевого приближения к холодной зимушке-зиме...

А она пришла быстро и резко, припорошив те же самые парки и аллейки, центральные проспекты и окраинные закоулочки белёсым мелким снежком, когда курсанты первого курса начали строевые подготовки к параду в честь праздника Октября. Уже и они шагают, а мы, наставники, только наблюдаем из окон или стоя поодаль, как начальник строевого отдела муштрует нынешнюю молодёжь, которую уже и муштровать стало сложнее, в свете современных тенденций государства. Ребят нечем стращать и бесполезно пугать таблицами с плюсами и минусами, они после четырёх лет проживания по распорядку дня и хождения в форме ещё и на военно-морской флот пойдут отдавать долг Родине. Ну, ничего, сильнее и мужественнее будут. Служили же в царской армии по четверти века и ничего, приходили и исполняли свой другой долг перед той же Отчизной, плодили и растили новое поколение рекрутов. Пусть и эти походят. Полезно, однако, дисциплинирует. А стране, видимо, не нужны молодые специалисты, капитаны речного флота, коли планируют убрать обязательное распределение и отработку по нему пяти навигаций, да военную кафедру. Коли пошла тенденция к развалу дисциплины и обязательному ношению формы. Это уже началось…

Уставшие и измождённые двухчасовой строевой подготовкой по плацу дома курсанта, первокурсники валятся с ног и мы даём им часок передохнуть перед ужином, а сами закрываемся в баталерке, оборудованной под нашу старшинскую комнату и готовимся к завтрашним лекциям, не за горами экзамены и зачёты, влияющие на распределение мест навигационной практики. Пишем конспекты и переписываем лекции, делаем рефераты и лабораторные работы, стараясь как можно больше успеть за короткое время отдыха «карасей». Вдруг:
- Что там за шум? – Генка Калинов переполошился, вскакивая из-за стола, услышав шум и ругань на этаже.
- Ген, пойди, посмотри, какая группа уже отдохнула. Сейчас на самоподготовку посадим, успокоим уроками, - прошу его заглянуть в роту, сосредоточенно составляя из учебника конспект по экономике…

Трудный, интересный, но пока не очень понятный предмет «Экономика, организация и планирование производства», начавшийся с самого первого дня третьего курса, совсем не похож на наши специальные дисциплины, затрагивающие практические навыки работы по обслуживанию и ремонту двигателей и механизмов, совершенно не связан с дноуглубительными и выправительными работами. Он практически не дополняет гидравлику и электрооборудование судов, судоходную обстановку и устройство судов технического флота. Он стоит особняком, помогая войти в курс дела и понять экономическую составляющую такого разнопланового хозяйства, каким является речной транспорт страны. Здесь невозможно «с кондачка» объяснить тот или иной термин, не поняв его, а просто зазубрив. Его надо обмозговать, «обсосать», как сладкую палочку эскимо, тогда и поймёшь суть и послевкусие данного теоретического продукта. Изучать его и понимать нам хорошо помогает преподаватель Буздык Александр Иванович, кандидат экономических наук, спокойный и рассудительный импозантный мужчина. Поэтому и самоподготовка вне уроков требует тишины и покоя, тем более, что по окончании училища этот предмет выходит на государственный экзамен, влияющий на общую картину будущего государственного диплома.
Обмозговать…

- Товарищ старшина!!! – в баталерку прямо-таки влетел торпедой Санька Нестеров. – Там старшину наставника нашей группы бьют!!!
Я пулей вылетел за своим маленьким другом, уже через секунду после закрытия общей тетради по экономике забыв все экономические постулаты и формулы, все преимущества и недостатки речного транспорта по отношению к другим транспортным составляющим нашего государства. Мы мчимся по длинному коридору в кубрик 11-ой группы, откуда доносится в коридор неприятная грубая ругань Генки и возня с грохотом друг об друга железных кроватей.
Генку бьют! Кто же из «карасей» посмел так оборзеть, подняв руку на третьекурсника да ещё своего наставника? Через пару секунд я в кубрике и вижу картину, как мой напарник по наставничеству дерётся с третьекурсником, явно, пьяного вида. Они не просто дерутся, а у Генки уже порвана форменная рабочая фланка и рассечена бровь, а его оппонент с наливающимся между глаз синяком и вообще без одежды, которая валяется у них под ногами. Первокурсники забились по углам кубрика и с испугом наблюдают потасовку не на жизнь, а на смерть.
- Ты, клюв!!! Чего лезешь!!! Не даёшь учить «карасей» уму-разуму!!! Из них надо мужиков делать!!! – кричит среднего телосложения парень из группы десятилетчиков нашей роты, явно, уступающий Генке в бою, но разъярённый выпитым алкоголем, держа его за ворот разодранной фланки.
Генка молча сопит своим, действительно, большеватым горбатым носом и не может вытереть кровь, заливающую глаз. Похоже, кулачного боя они уже наелись и теперь просто держат друг друга на расстоянии удара, что бы больше не получить по физиономии. В это-то время я и попытался разнять их, но неожиданно получил от пьяного курсанта, вырывающегося из цепких объятий боксёра, удар локтем по губе. Кровь моментально полилась на фланку робы, заливая и гюйс…

Общими усилиями и с помощью здоровых телом курсантов 11-ой группы мы разняли не поделивших власть над первокурсниками «стариков» и успокоили ребят. Через пять минут уже добрая половина 15-ой роты примчалась на этаж к «карасям», явно, кем-то осведомлённая, понимая, что этот инцидент с дракой, а, тем более, что досталось опять Генке Калинову, может плохо закончиться для некоторых. Особенно для тех, кто устроил на соседнем этаже пьянку и пустил сюда этого балбеса с чешущимися кулаками и задатками «воспитателя», переполошившего уставших детей…

Неприятный инцидент исчерпал себя, когда пьяного курсанта вывели под руки два его одногруппника.
Хорошо, что командир роты немного приболел, в этот день он не появился в расположении роты и не увидел всего безобразия. Мы с Генкой смогли обойтись без посещения санчасти. Иначе, точно не избежать горе-наставникам «разборов полётов» на уровне начальника училища. Вылетать с третьего курса, пройдя больше половины пути обучения, не хочется никому и это в лучшем случае. За Генкой, правда, пришлось понаблюдать несколько дней, рецидива старой травмы головы не хотелось, кто-то из первокурсников видел, как он в самом начале драки упал и ударился головой о круглую ножку кровати. Почему она и загрохотала, стукнувшись о соседнюю.
Этажом ниже, где расположилась моя 15-ая рота, провели свой «разбор полётов», успокоив пьяных и запретив третьекурсникам вообще подниматься на четвёртый этаж…
- Товарищ старшина, - Санёк со своей подкупающей наивностью улыбочкой зашёл в баталерку, - разрешите спросить? А чего этому пьянице у нас надо было? Пацаны так перепугались, что они со старшиной-наставником поубивают друг друга. Они же по-настоящему дрались. Вроде, вы хорошо справляетесь, мы вас слушаемся и помогаем. А он чего лезет со своим нравоучениями?..

Пауза…

Надо суметь парню объяснить, для чего им вообще приставляют наставников из старших курсов. Объяснить так, что бы он понял и другим правильно передал информацию.
- Понимаешь, Санёк, - как можно мягче и спокойнее начал я, нутром чувствуя, что не все ещё нервишки встали на свои места, а есть те, которые до сих пор хаотично бегают в голове, хотя, я побывал в своей роте на «разборе полётов» новоиспечённого «воспитателя» старшинами роты и всё прояснил, - когда мы были такими же юными и лысыми, как вы сегодня, нас тоже учили уму-разуму «старики». Вот некоторым личностям и обидно, что их тыкали носом в сортиры, заставляли чистить зубными щетками и носовыми платками, поднимали после отбоя в «сон-тренаж» по сто раз и заставляли одеваться под горящую спичку. А они чем хуже? Вот, один такой нажрался водки и решил стать отцом-командиром. Пытаюсь я все свои силы прилагать, что бы «дедовщину» искоренить, да, видно, дебилы ещё учатся среди нас. Но теперь всё, будем жить спокойно, уроком послужит для других сегодняшний вечер. Иди, успокой всю группу, расскажи правду и поясни, что кто-то же должен прекратить эту дурость. Может, твои пацаны и будут теми лояльными «стариками» через два года. Иди, Санёк…

Хорошо, что всё благополучно закончилось и никто из контингента младшего курса не стуканул командиру роты или классному руководителю о случившемся, дальше разговоров в кубриках 17-ой роты ничего не вышло. Нам же стало спокойнее воспитывать своих подопечных, которые поняли окончательно, что старшины-наставники пришли с добром. Пришли помочь в становлении будущего поколения курсантов так, что бы раз и навсегда искоренить «дедовщину» и помочь пятнадцатилетним лысым пацанам скорее адаптироваться в стенах училища…

А после ноябрьских праздничных дней со всей страны начали съезжаться «деды», по ночам рассказывающие во всех радужных красках и пикантных подробностях про свои межвахтовые похождения и самостоятельные вахты на плавательской практике. Все работали штатными мотористами земснарядов и получали хорошие заработки в техучастках. Мы взахлёб слушаем земляков, козыряющих новыми дорогими импортными шмотками, купленными на «кровно заработанные мозолистыми руками моториста» и мечтаем поехать туда же…

Через некоторое время третий курс напрочь забыл о существовании «карасей», полностью углубившись в учебный процесс и вечерние гульки по городу. Люди повзрослели, заботы и чаяния «малышей» их перестали интересовать, а мы спокойно занимаемся своими подопечными. Приближается первая их сессия, а не за горами и пятая для нас, третьекурсников…

Приближается…

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/09/18/537


Рецензии