Опыт анализа романа Дж. Коу Дом сна
Великой может считать себя Британия. Пока там рождаются гении подобные Коу. Да что литература - сравните форму времен прошлой войны у красноармейцев и немецких солдат, обычную полевую солдатскую форму. В этом вся Европа...
Начинаю думать, что ДОМ СНА это самое лучшее из того, что я вообще читала. Мистер Коу создал литературный эквивалент великой картине Боттичелли "Весна". О эта вечная юность!
Обычно мужское творчество я читать не могу, слишком много там самохвальства и грубости. Но Коу это особый случай - такая деликатность , тонкое проникновение в женский мир - мистер Коу это настоящий джентльмен.
Возникло желание ( нет, чисто платоническое!) понять - в чем секрет магического действия книги Коу? Главное, что заметно, это два временных "этажа" в повествовании - действие происходит в двух временах, разделенных 15 годами.
Разумеется, герои во времена их студенческой юности выглядят и воспринимаются более приятными, притягательными. То есть впечатления более позднего периода лишь подчеркивают очарование юности.
Что показывает всю дурь массового внушения о якобы несовершенстве юных, молодость это де лишь подготовка к "настоящей", зрелой жизни.
Больше того - вся эта " зрелость" лишь первый проблеск грядущего увядания и смерти. Отсюда - атрибут божества это ЮНОСТЬ, вечная юность.... Божество не может быть зрелым и старым. Бог-Отец это СТАРИК, что противоречит идее божественности.
Поэтому пришлось в религию вводить более молодого Сына. Опять же мужчина не может быть божеством, ибо сын всегда подчиняется МАТЕРИ. Вот и жалуется духовенство, что т.н христианство давно стало культом Пресвятой Девы. Сын заметно отошел в тень великой Матери. Именно Владимирская икона Божьей Матери главная святыня России.
И вот это девство, virginity, показательный момент в религии - девство чаще всего атрибут ранней молодости, юности. Поэтому христиане так подчеркивают это девство Божьей Матери. Хоть и мать, а юная...
Думаю эти рассуждения помогут понять образ главной героини ДОМА СНА прекрасной девочки Сары. Для начала надо обратить внимание на внешность и особенности характера героини.
Сара девушка невысокая, худая. Болезненная - у нее нарколепсия, сны настолько яркие, что она не может их различать с реальностью. Все это признаки психической слабости Сары, окружающие ее вообще считают дурочкой.
Джонатан Коу мастерски использует слабость Сары для противопоставления ее тонкого внутреннего мира здоровью и туповатости "нормальных" людей. Эти -то умеют отличать сны от реальности...
Во всяком случае в искусстве слабые люди представляют собой бОльшую ценность - кому интересно читать про сильных и здоровых? И Иисус что-то говорит о силе слабых... Слабые люди главный двигатель искусства, литературы и религии.
Внешность Сары весьма интересна - блеклые голубые глаза и светлые волосы, "как солома". Эти соломенные или льняные волосы - девушка с такими волосами видимо древний навязчивый архетип Европы, общая европейская Великая праматерь. От которой пошла высшая белая раса...
Волосы " как солома" это и признак свободы, юности девушки. Волосы свободны на ветру, нет никаких кос, узлов, лент, паранджи и прочих гадостей, обозначающих несвободу женщины, ее зависимость от мужчины, превращение в агрегат по производству детей.
Еще момент - волосы у Сары довольно короткие, видимо выше плеч. А то многие девушки сейчас считают, что чем у них длиннее волосы, тем они моложе выглядят. Это не так - длина волос прямо ассоциируется с более долгим временем их выращивания. Значит девушка с волосами до пояса более старая , чем Сара с волосами выше плеч.
Дальше - по словам подружки , Сара всегда носит джинсовую куртку. Думаю вряд ли мистер Коу вникал во все тонкости толкования внешности девушек, он наверняка видел в жизни реальный прообраз Сары и эта встреча произвела на него весьма глубокое впечатление , в результате родился роман. Придумать такое "на голом месте" невозможно.
Джинса одно из великих изобретений людей, с удивлением узнала, что в синих куртках и штанах ходили голландцы еще во времена Рембрандта.
Странно видеть на старых картинах среди идиотских средневековых нарядов людей в знакомых синих куртках...
Джинсовая куртка это элемент одежды стиля "Унисекс", эта одежда не привязана жестко к определенному гендеру. Она как бы выражает бесполость человека и, больше того, его асексуальность. Таким образом джинсовая куртка Сары это ее манифестация своей асексуальности, юности и свободы. Раз я не отношу себя к определенному гендеру, то не обязана и заниматься сексом в соответствующем паттерне.
В книге одежда Сары упоминается редко , но эти упоминания производят разные впечатления. Одно дело Сара в джинсовой куртке и вельветовых штанах бутылочного цвета и совсем другое Сара в женственной полупрозрачной юбке на берегу моря. Сара в первом случае это юный ангел, а в юбке это что-то уже зрелое, старое, смертельное...Юбка это уже сексуальеый знак, причем именно знак гетеросексуальности. Что не очень приятно.
Весьма интересна и сексуальность главной героини романа. Видимо мистер Коу не имел понятия об агенитальности и поэтому жизнь Сары в сексе выглядит несколько странно.
В начале она познакомилась, точнее ее познакомил с собой некий Грегори, студент и интеллектуал-шизофреник. Вроде все шло нормально, но Саре не нравилась грубоватость Грегори, его нарастающая шизофрения и, видимо, оргазмов у нее не было. Что говорит о ее не гетеросексуальной ориентации.
Грегори она наконец выгнала и почти сразу связалась опять же с несколько мужеподобной лесбиянкой Вероникой. Все повторилось - вроде все нормально, но недостаточно для полного счастья. В результате разрыв.
Ориентация Сары в сексе это и не гетеро и не гомосексуальность. Это типичная агенитальность. Либидо есть, но нет инструмента для его насыщения. В этом трагедия агениталов. Единственно, что им остается , это сублимация, движение к утончению и вверх.
Агенитальность заметно влияет на саму личность человека. Не испытывая генитального сексуального влечения к людям, такой человек не имеет и выраженных эмоциональных привязанностей. Это именно Нарцисс. Возможно нарциссизм очень связан с агенитальностью.
Что мы видим в романе? Фактически Сара только внушает себе любовь к знакомым и партнерам. На самом деле она любит только себя - это видно по ее отношениям к Грегори, Веронике и Роберту. Сара обычный Нарцисс.
Коу в предисловии упомянул, что история, описанная в романе, имела место в реальной жизни много лет назад. Думаю все это произошло во время учения автора в университете. История сильно поразила юного писателя и он решил отреагировать ее воздействие в творчестве - описал происходившее в своем великом романе. Интересно - был ли реальный прообраз Роберта?
Отношения Сары с Робертом важная линия сюжета. Этот Роберт весьма занятная личность. Вроде парень, но чувствительный, ненавидящий мужскую грубость и вообще все мужское.
Роберт с первой встречи "подсел" на Сару, буквально свихнулся. Знакомые пытались его вразумить - она же дурочка! Все бесполезно - любовь!
Правда Сара несколько остудила пыл Роберта - он ей очень нравится, можно сказать единственный ее настоящий друг, но иметь с ним "дела" она не может - ей отвратителен секс с мужчиной.
А он и сам себе отвратителен в мужском образе - одни волосатые ноги чего стоят!? Роберт впадает в длительную депрессию из которой его выводит психиатр. Он прямо ставит проблему - все беды Роберта от его нежелания быть внешне мужчиной. Внутренне это явная женщина. Кстати, эта ситуация совершенно немыслима для грубо-патриархальной и помешанной на военщине России...
Роберту делают косметическую операцию, он становится женщиной по имени Клео. Сара тем временем несколько постарела, работает учительницей. Таким образом сублимируя свою бездетность. Люди пребывающие в репродуктивной фазе своей жизни переносят бездетность тяжело. Людям в других фазах дети в общем безразличны.
Похоже Клео о детях вообще не думает... Она пребывает по-прежнему в фазе юности и все ее мысли только о Саре.
Я долго не могла понять, почему конец романа вроде и довольно счастливый, но вызывает какое-то тяжелое , гнетущее впечатление. Клео приходит наконец к своей Саре, та не узнает бывшего Роберта , но , видимо, дальше все будет хорошо. Но нехорошо то, что наши герои из юности неудержимо скатываются в зрелость, секс и смерть...
В этом наброске я не коснулась другой важной темы романа - темы сновидений, сна и его нарушений. Просто это меня не заинтересовало. Пока...
Свидетельство о публикации №222091600151