Периодизация древнерусской литературы

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭССЕ


1. XI ВЕК – 1-Я ТРЕТЬ XII ВЕКА

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           «Учение книжное», начатое князем Владимиром Святославичем, быстро совершенствовалось.  Сын Владимира Великий князь киевский Ярослав Мудрый организовал переводческие и книгописные работы в Киеве. При нём составлен древнейший летописный свод при митрополичьей кафедре, основанной в 1037 году в Киеве. Важнейшим литературным центром этого периода являлся Киево-Печерский монастырь, поддерживавший связи с Константинополем. Там велось летописание, созданы ценнейшие памятники древнерусской культуры и исторической мысли.
           На севере Руси литературным центром был Новгород. Уже в середине XI века там, при Софийском соборе, велось летописание.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Тетралогия «От язычества к Христу» (ранее 1-й четверти XI века).
  2. Новгородский кодекс (не позднее 1-й четверти XI века).
  3. «Чудеса Николая Мирликийского» (1090-е гг.) – перевод с греческого.
  4. «Житие Василия Нового» (XI век) – перевод с греческого.
  5. «Житие Андрея Юродивого» (XI век или не позднее начала XII века) – перевод с греческого. Под влиянием «Жития…» в 1160-е гг. на Руси установлен праздник Покрова Богородицы.
  6.  «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (не позднее середины XII века) – перевод с греческого.
  7. «Слово о Законе и Благодати» Илариона (между 1037 и 1050 гг.).
  8. «Память и похвала князю Русскому Владимиру» монаха Иакова (XI век).
  9. «Поучение к братии» новгородского епископа Луки об основах христианской веры (30-е – 50-е гг. XI века).
10. «Повесть временных лет» Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря (1110-е гг.).
11. «Чтение о житии Бориса и Глеба» Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря (XII век).


2. 2-Я ТРЕТЬ XII – 1-Я ТРЕТЬ XIII ВЕКА

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого (1132 г.) Киев утратил власть над большей частью русских земель. Древняя Русь распалась на полтора десятка суверенных и полусуверенных государств, в которых развивались новые литературные центры.
           При Андрее Боголюбском происходит культурный подъём во Владимиро-Суздальском княжестве. Стремясь возродить единство Руси под своей властью, князь был заинтересован в прославлении своей деятельности, местных святых и святынь.
           В русле средневекового общеевропейского литературного процесса находится  «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Поводом для его создания послужил неудачный поход в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Автор «Слова» сумел превратить эпизод многочисленных войн со Степью в великий поэтический памятник, который стоит в одном ряду с шедеврами европейского средневекового эпоса.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. «Слово о милости Божьей» князя Андрея Боголюбского (1164 г.).
2. «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» (между 1174 и 1177 гг.).
3. «Житие княжны Евфросинии Полоцкой» (не ранее последней четверти XII века).
4. «Слово о полку Игореве» неизвестного автора (конец XII века).
5. «Слово» Даниила Заточника (конец XII – начало XIII вв.).
6. «Паломник» – книга новгородского архиепископа Антония о путешествии в Константинополь до его захвата в 1204 году крестоносцами.
7. «Повесть о взятии Царьграда фрягами» неизвестного русского очевидца захвата Константинополя в 1204 году крестоносцами.
8. «Киево-Печерский патерик» (1-я треть XIII века).
9. «Житие Авраамия Смоленского» Ефрема, книжника-аскета (XIII век).


3. 2-Я ТРЕТЬ XIII – КОНЕЦ XIV ВЕКА

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           Монголо-татарское нашествие подорвало развитие древнерусской литературы, привело к её заметному сокращению и упадку, на долгое время прервало книжные связи с другими славянами. Иноземное вторжение воспринято на Руси как знамение конца мира. Монголо-татарское нашествие возродило идеалы мудрого государя, мужественного защитника родной земли и православной веры.
           В сохранившем независимость Новгороде в относительно спокойной обстановке продолжалось архиепископское летописание, создавались жизнеописания местных святых.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. «Слово о погибели Русской земли» (между 1238 и 1246 гг.). 
2. «Летописец Даниила Галицкого» (до 1260 г.).
3. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» (до 1270-х гг.).
4. «Житие князя Михаила Ярославича Тверского» (конец 1319 г. – начало 1320 г. или 1322 – 1327 гг.).
5. «Повесть о житии Александра Невского» (1280-е гг.).
6. «Повесть о Довмонте» (2-я четверть XIV века).
7. «Странник» Стефана Новгородца, посетившего Константинополь в 1348 или 1349 гг.
8. «Житие Иоанна Новгородского» (40 – 50-е гг. XIV века).


4. КОНЕЦ XIV – XV ВЕК

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           В XIV веке возобновились прерванные монголо-татарским нашествием связи Руси с Афоном и Константинополем, крупнейшими центрами культурных контактов между греками, болгарами, сербами и русскими.
           Победе объединённых русских войск над татарами на Куликовом поле в 1380 году посвящён цикл произведений конца XIV века и в XV веке.
            В путевых записках «Хожение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин, заброшенный судьбой на чужбину, рассказал простым и выразительным языком о скитаниях в дальних странах и пребывании в Индии.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. «Хождение на Флорентийский собор» анонимного суздальского книжника (1437 – 1440 гг.)
  2. «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Логофета (1438 – 1450 гг.).
  3. «Житие Кирилла Белозерского» Пахомия Логофета (1462 г.).
  4. «Повесть о взятии Царьграда турками», приписываемая Нестору Искандеру (2-я половина XV века).
  5. «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича» боярина Софония (конец XIV – начало XV вв.).
  6. «Сказание о Мамаевом побоище» анонимного автора (XV век).
  7. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского», приписывается Епифанию Премудрому (конец XIV века – начало XV века).
  8. «Послание на Угру» архиепископа Ростовского Вассиана (1480).
  9. «Слово похвальное о великом князе Борисе Александровиче» инока Фомы (около 1453 г.).
10. «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1468 – 1474 гг.).
11. «Рассказ о смерти Пафнутия (+ 1477), основателя и первого игумена Пафнутиева Боровского монастыря» инока Иннокентия (1477 – 1478 гг.).


5. КОНЕЦ XV – XVI ВЕК

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           Конец XV века отмечен религиозными брожениями, порождёнными в числе прочих причин неопределённостью религиозных и культурных ориентиров в умах образованной части русского общества после падения Константинополя, а также ожиданием конца света в 7000 году от Сотворения мира, или в 1492 году от Рождества Христова.
           При архиепископском дворе в Новгороде создан крупный книжный центр, открытый западноевропейским влияниям. Немалый штат сотрудников переводил с латыни и немецкого языка. Составлен и переведён первый полный библейский свод у православных славян – Библия 1499 года. При её подготовке использовались, помимо славянских источников, латинская (Вульгата) и немецкая Библии.
           На XVI век пришёлся невиданный ранее подъём публицистики. 
           Конец XV века – первое десятилетие XVI века отмечены активным обращением к западноевропейской книге. С западным влиянием связано «филологическое возрождение» в России. Новое отношение к тексту: к принципам его перевода, передачи и исправления, основанное на западноевропейских науках тривиума (грамматики, риторики, диалектики), берёт своё начало на Руси с деятельности Максима Грека, ученика итальянских гуманистов. 
           XVI век – время обобщающих литературных предприятий энциклопедического характера. Составлены Великие Минеи Четии – грандиозный свод душеполезной литературы в 12 книгах, расположенный в порядке церковного месяцеслова. 

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. «Сказание о воеводе Дракуле» дьяка Фёдора Курицына (1482 – 1485 гг.).
2. «Книга на новгородские еретики» Иосифа Волоцкого (не ранее 1502 г.).
3. «Послание о Мономаховых дарах» бывшего митрополита Киевского Спиридона (до 1505 г.).
4. «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора (до 1527 г.).
5. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» книжника Ермолая-Еразма из окружения митрополита Московского Макария (конец 1540-х гг.).
6.  «Степенная книга» (1560 – 1563 гг.) монаха Чудова монастыря Афанасия (в 1564 – 1566 гг. митрополита Московского).
7. «История о великом князе Московском» Андрея Курбского (предположительно 1579 – 1581 гг.).
8. «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» иконописца Василия (1580-е гг.).


6. XVII ВЕК

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

           XVII век – переходный период от древней к новой литературе. Столетие началось Смутой: страшным голодом, гражданской войной, польской и шведской интервенцией. События, потрясшие страну, породили острую необходимость осмыслить их. Трагедия Смуты вызвала к жизни яркую публицистику, служившую целям освободительного движения. События Смутного времени послужили толчком к созданию многочисленных региональных литературных памятников (обычно в форме повестей и сказаний о чудесах от местночтимых икон), посвящённых эпизодам борьбы с иностранной интервенцией в разных областях страны.
           В недрах традиционных жанров (сказания об основании монастыря, о явлении креста и тому подобное) зрели ростки новых повествовательных форм и литературных приёмов.
           В 1653 году патриарх Никон начал проводить унификацию русского церковного обряда с современным греческим (и с православным в целом). Никоновская реформа была отвергнута старообрядцами, защитниками древних славяно-византийских традиций, и положила начало церковному расколу.
           Противники реформ, – протопоп Аввакум Петров и его соратники, – сосланы на Печору, в Пустозерский острог, и, заключённые в земляной тюрьме, начали писать и рассылать по всей стране послания, трактаты и целые книги в защиту старой веры.
           Старообрядческая книжная культура продолжила древнерусские духовные традиции в новых исторических условиях.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. «Повесть о житии царя Фёдора Ивановича» первого русского патриарха Иова (до 1604 г.).
  2. «История в память впредъидущим родом, да не забвенна будут благодеяния Божия, иже показа нам Мати Слова Божия, от всей твари благословенная приснодевая Мария; и како соверши обещание свое к преподобному Сергию, еже яко неотступна буду от обители твоея» келаря Авраамия Палицына (1620 г.).
  3. «Временник по седмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета» дьяка Ивана Тимофеева сына Семёнова (первая треть XVII века).
  4.  «Словеса дней, и царей, и святителей московских» князя Ивана Андреевича Хворостинина (возможно, 1619 г.).
  5. «Плачь о пленении и о конечном разорении превысокаго и пресветлейшаго Московъскаго государства в ползу и наказание послушающим» неизвестного автора (1612 г.).
  6. «Повесть о Ерше Ершовиче» анонимного автора (1620-е – 1640-е гг.).
  7. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» неизвестного автора (не позднее 1638 г.).
  8. «Повесть о Шемякином суде» анонимного автора (1-я половина XVII века).
  9. «О России в царствование Алексея Михайловича» подьячего Григория Котошихина (1666 – 1667 гг.).
10. «Повесть о зачале царствующаго великаго града Москвы, како исперва зачася» неизвестного автора (XVII век).
11. «Повесть об Улиянии Осорьиной» авторства её сына Дружины Осорьина (не ранее 1615 г.).
12. «Повесть о Горе-Злочастии» анонимного автора (XVII век).
13. «Повесть о Савве Грудцыне» анонимного автора (возможно, 1660-е гг.).
14. «Повесть о Фроле Скобееве» анонимного автора (конец XVII века).
17. «Повесть о боярыне Морозовой», написанная её дворецким Андреем (1675 – 1677 гг.).
16. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1672 – 1675 гг.).
15. «Повесть о Фоме и Ерёме» анонимного автора (XVII век).

16 сентября 2022 года


Рецензии