ЕО. Пушкин, Таня и баня мовь

ЕО. Пушкин, Таня и Баня («мовь»)

Иди ты в баню !

 = одна из популярных онлайн посылок  в наши головомоечные дни…
И никто не скажет отчего таки причем тут баня …

Нам поможет Наше Всё – А. С. Пушкин с его романом «Евгений Онегин» – энциклопедией русской жизни  дворян и лишь чуть крестьян:
`
ГЛАВА ПЯТАЯ.
                О, не знай сих страшных снов
                Ты, моя  Светлана!
                Жуковский
V.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
 ***

И Пушкин решил  Тане помочь в ее поисках Его = решил с ней погадать:

VII.
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

Первым было гадание на восковом пятне - узоре на блюдце от свечки
Вторым – на суженого – первого встречного  в морозную святочную ночь = Тане выпал Агафон… на тропе к бошищу ...

И вот самое древнее гадание – со времен Древней Руси = гадание в мови = бане:

X.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бани
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я — при мысле о Светлане
Мне стало страшно — так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.

Отчего Пушкин испугался вести ворожить Таню в баню?
Отчего слово «гадать» он вдруг сменил на «ворожить»?
Ворожить… вору жить … Нежить… Жуть

Оказывается  в Руси говаривали:

На болоте баня срублена,
По сырому бору катана,
На лютых зверях вожена,
На проклятом месте ставлена.

Баня (по-древнерусски также «мыльня», «мовница», «мовня», «изба мовная» и т. д.) несмотря на свою бесспорную пользу,  считалась местом «поганым» — языческим, нечистым, где христианам полагалось снимать тельный крест, а человек, посетивший баню, не мог идти в тот же день в церковь
В Архангельской области «бани совершенно считаются нечистыми зданиями <...>
В бане не бывает икон и не делается крестов. С крестом и поясом не ходят в баню....
Даже бсшище — место, где раньше стояла баня, «почитается нечистым, и строить на нем жилое, избу не годится»

Крайне суеверный Пушкин не рискнул оставить Таню без креста

Дело было в простом :
Он уже предвидел – Татьяна Ларина станет для него Идеалом (так у него именно с б. буквы!): он не даст ее  Евгению ни в начале поэмы, ни в конце незавершенного романа без любовного романа и романа вообще .. .
Ведь Пушкин свято верил: ТЕКСТЫ СБЫВАЮТСЯ
А Идеал женщины = верная жена!

***
Для ликбеза бонус:
Банник // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991. Т. 1: А—К. С. 162.
Д а л ь В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1880. Т. 1: А—3.
Бобров А.Г ДРЕВНЕРУССКАЯ «МОВЬ»
Ефименко П. С. Труды по этнографии русского населения Архангельской губернии//
Труды этнографического отдела Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1877. Кн. 5, вып. 1.
П у т и л о в Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., 1999
Р а б и н о в и ч М. Г. О древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан XI—XVI вв. М., 1964.
С н е г и р е в И. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848

Прим.
Баня (Мовь) в начальной Древней Руси была неизвестна!
Бобров А.Г в ст. «ДРЕВНЕРУССКАЯ «МОВЬ»: «Банная» традиция проникала в Древнюю Русь из Византии, вызывая изумление летописца («сего же не бысть преже в Руси») Удивительон почти полное отсутствие археологических материалов о банях в древнерусских поселениях. До недавнего времени в научный оборот была введена единственная раскопанная баня XV в. в Москве (см. Рабинович). Прочтите, фра, о быте послов Русьской Земла в Царьграде – их знакомили с … банями !

Первая историческая  мовь в Руси :
Согласно «Повести временных лет» Ефрем Скопец (постриженик Киево-Печерского монастыря, позже ставший владыкой Переяславским)  построил в Переяславле «строенье баньное [камено], сего же не бысть преже в Руси». Это каменное гражданское «строенье» в Переяславле-Хмельницком
Источник: ПСРЛ. Т. 1, вып. 1. Стб. 209 (1089 г.) = А с е е в Ю. С , С и к о рек и й М. И., Юра Р. А. Памятник гражданского зодчества XI в. в Переяславле-Хмельницком // Сов. археология. 1967. № 1

***

Фра, а как мовь стала баней...?
Это иной вопрос ...


Рецензии