Сон

Однажды одному ленивому монаху, который жил в монастыре, расположенном неподалеку от реки Суар, рядом с которой находится замок одного знатного сеньора, привиделся сон. Во сне монаху явился ангел в белоснежном одеянии и повелел явиться в аббатство, до которого, если идти быстрым шагом, можно добраться за несколько часов. Поскольку ангел не объяснил монаху зачем ему нужно проделать такой длинный путь, а еще потому, что монах был очень ленив, он решил отправить вместо себя одного мальчика-послушника, который не нравился монаху, потому что проявлял чрезмерное усердие во всем, особенно в том, что касается праведной монашеской жизни.
 - Эй, Франсуа! - окликнул мальчика-послушника монах, - Подойди-ка сюда, дружочек. Мне нужно, чтобы ты выполнил одно важное поручение.
 Из коридора донесся звук босоногих шагов мальчика. Он появился в дверях с увесистой щеткой для подметания полов.
 - Сегодня мне приснился сон, в котором ангел повелел мне передать тебе божью волю...
 В этот момент мальчик вздрогнул.
 -  Ты должен, не мешкая, прямо сейчас отправиться в аббатство Прево для того, чтобы они там поручили тебе одну важную миссию. Да смотри, в дороге не задерживайся и никуда не сворачивай. Дорогу до аббатства Прево спросишь... по дороге.
 На том и порешили: мальчик-послушник отправился в путь, а монах поглубже утопил свое тело в мягком кресле и вскоре снова заснул.
 Несмотря на то, что в своем порочном сердце ленивый монах надеялся на то, что мальчик заблудится и больше его в монастыре не окажется, Франсуа не заблудился. Ему даже не потребовалось справшивать дорогу у прохожих. потому что он ее чувствовал своим сердцем. Единственное, что его удивлято, так это то, что чем ближе мальчик подходил к аббатсву Прево, тем природа вокруг него становилось все более красочной и чувственной: солнце сияло радужными красками, облачка задорно игрались друг с другом, цветы благоухали, птицы пели и все вокруг источало звуки и ароматы, сулящие радость и счастье.
 Вскоре Франсуа добрался до аббатства Прево и постучал в его широкие и приветливые врата, держась за толстое железное кольцо своими тоненькими, исхудавшими ручками.
 - Тук - тук -тук.
 Двери не заставили себя долго ждать. На пороге появился сам аббат Прево, духовный и физический настоятель данного аббатства. Аббат Прево нисколько не удивился, когда на пороге увидел, вместо толстого Флеммара, маленького мальчика. Глаза аббата, немного прищуренные, светились в темноте вечернего аббатства какой-то загадочностью, но загадочностью теплой, дружелюбной.
 - А у нас тоже у всех монахов пилеолусы серые! - обрадовано воскликнул Франсуа, когда отыскал много общего в антураже аббатства и его родного монастыря.
 - У нашего аббатства с вашим монастырем очень много общего. - степенно сутулясь, согласился аббат и продолжил. - За исключенем того, что в нашем монастыре теплее и почти всегда за окном хорошая погода. Не будь у нас тонзур, то никакие пилеолусы нам бы и не понадобились. - улыбаясь, весело заключил аббат Прево.
 Мальчик и аббат вошли в дортуар. Через разноцветные стеклышки в него проникали солнечные лучи, которые из-за этих стеклышек, тоже становились разноцветными. сводчатый потолок приветливо повис над вошедшими.
 - Спать будешь здесь, Франсуа. - указал аббат Прево на небольшую кровать, которая, по-видимому, служила детям, посетившим монастырь, прибежищем для их крепкого сна. После скромной вечерней трапезы мальчик спал на этой кровати. Ему приснилась вечно любящая его мать с огрубевшими от ручной работы руками. Она звала его к себе. Потом они вместе играли и веселились, смотрели как плещутся в реке рыбы, Франсуа успел даже накрутить на деревянную палочку ветхую паутинку, которую паук сплел в том углу, где была когда-то его колыбель.
 Франсуа проснулся. Над небольшой монашеской кроватью приветливо свисал сводчатый потолок дортуара, на котором виднелись изображения разных святых, но ближе всего к нему было лицо его матери. Он не поверил своим глазам! Он захотел прикоснуться к этому милому, не позабытому ни на миг, священному лику. Лицо было теплым, а значит, живым и настоящим. Это была его мать. Рядом стоял аббат Прево.

 Следующей ночью Флеммару снова явился ангел и снова приказал ему прибыть в аббатство Прево. Он хотел было возразить ангелу, но ангел не стал его даже слушать. Делать было нечего: больше мальчиков-послушников в маленьком монастыре не оказалось.
 Всю дорогу пыхтя и отирая со лба пот, двигался Флеммар по направлению к аббатству Прево. Чем ближе он подходил к аббатству, тем чаще встречал юношей и девиц, обнимающихся под сенью тенистых деревьев. При виде влюбленных Флеммар то и дело отврачивался в другую сторону, называя их "прелюбодеями" и "прелюбодейками". Добравшись до монастыря, он изо всех сил заколотил дверным кольцом в толстую дубовую дверь аббатства. Никто не подходил. Флеммар забарабанил сильнее. Дверь отворилась и на пороге появился... черт. Флеммар торопливо начал креститься, а когда черт одним прыжком оказался за воротами аббатства, оторопевший монах бросился бежать наутек. Какое-то время черт гнался за монахом, но вскоре Флеммару удалось от него избавиться. Правда, он оказался в месте совершенно незнакомом. Деревья грубо схватились ветками друг за друга и заслонили ленивому монаху не только проход, но и солнечные лучи. Казалось, сама ночь в разгар июньского дня спускается на землю, чтобы своею черной мглой заслонить все вокруг.
 Через несколько месяцев аббата Прево с должности аббата сняли, потому что выяснилось, что все эти фокусы с чертом и ангелом - его рук дело. В первом случае, он подослал к спящему Флеммару своего безликого монаха (а все монахи у Прево, несмотря на неподдельную красочность и яркость всего остального, были почему-то безликми) в белом одеянии, который и исполнил роль ангела. Во втором случае, сам аббат Прево, подобно озорному мальчишке, надев черную сутану и маску черта, которую втайне ото всех купил за немалые деньги у бродячих артистов, погнался за испугавшимся монахом. Несмотря на то, что у страха главза велики, Флеммар вернулся в стены своего монастыря живым и невредимым. Там и дожил свой век. Говорят, будто бы он перестал лениться и встал на путь добродетели. Не знаю, но как по мне, так лентяй всегда остается лентяем. Хотя, быть может, что-то в нем и правда переменилось в лучшую сторону.

16 сентября 2022 года


Рецензии