Апокрифы и церковь

Апокриф:

Апокриф — религиозный текст о событиях святой истории, не признаваемый церковью каноническим.
Апокриф — произведение или сообщение недостоверное, подложное, сомнительного происхождения.
Апокриф — книга, написанная на основе уже существующей, но трактующая мир оригинальной книги с другой точки зрения.

АпОкриф (от др.-греч. — «скрытый, сокровенный, тайный» ; др.-греч. «приставка со значением: прошлого» + др.-греч. «скрытый») — произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), посвящённое по преимуществу событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённые в канон Церковью (а ветхозаветные — также и иудейской синагогой).

Следует отметить, что в протестантизме и иудаизме термином «апокрифы» именуются, так называемые, неканонические (второканонические) книги, входящие в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но не входящие в еврейскую Библию. Книги, называемые апокрифами в православии и католицизме, в протестантизме именуются псевдоэпиграфами.

Апокрифы как Нового, так и Ветхого заветов являются запрещёнными для чтения в церкви. Клириков, которые используют их для чтения в храме, православная христианская церковь лишает сана. Однако, содержание апокрифов часто становилось Священным Преданием церкви.

Об апокрифических книгах писал патриарх и канонист Феодор Вальсамон: «есть и некоторые другие книги, называемые апокрифическими, на самом же деле исполненные превратных догматов».

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть, неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется».

Существуют апокрифы, которые в целом расходятся с традиционным христианским вероучением, но отдельные элементы из них вошли в иконографию и богослужебные тексты. Так, поздний апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова», не признается Церковью богодухновенным писанием и отвержен Вселенскими соборами, но большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) построено Протоевангелием Иакова. Богослужебные тексты праздника Успения построены на пересказе поздних (VI—VII веков) апокрифов

Апокрифические книги возникали и до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Окончательное собирание иудеями ветхозаветного канона относится к временам после Вавилонского плена, и было совершено Ездрой, Неемией и Великой Синагогой в V—IV веке до н.э.

Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам и расходились с традициями ветхозаветного предания, несли в себе след влияния языческих мифов и суеверия соседних народов, и содержащие оккультные практики и магические заклинания (сейчас присутствуют в Каббале ), а, также, книги, не имеющие религиозной ценности, заранее строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а, позднее, и в состав христианской Библии.

Согласно Талмуду, книги, не входящие в иудейский канон (Танах), признаются скрытыми (апокрифами в христианском смысле, то есть, запрещаемые народу), внешними и вообще не имеющими авторитета, приносящими вред читателям.

Иосиф Флавий утверждал, что ко времени Ездры и Неемии были собраны все 22 богодухновенные книги и к ним уже ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Все эти книги лежали рядом с ковчегом в Храме. Список этих книг принято называть Ямнийским каноном, установленным раввинами в конце I века н. э., хотя еврейский канон был окончательно завершён ещё до Рождества Христова. В христианстве эти книги разделены на 39 книг и находятся в Ветхом Завете.

В канон священных книг Церковью включены 27 новозаветных книг, признаваемых богодухновенными, которые, по учению Церкви, были написаны непосредственно апостолами — самовидцами Христа. Состав новозаветного канона закреплён 85-м Апостольским правилом. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой содержится 66 канонических книг.

Богодухновенные книги Ветхого и Нового Заветов считаются основным авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Евсевий Кесарийский в своей книге "Церковная история" разделил книги на три категории: 1— канонические книги; 2 — допускаемые к чтению; 3 — «отречённые».

Православная церковь допускает использование и чтение неканонических книг Священного Писания — не внесённых Церковью в библейский канон по той причине, что по происхождению признаёт их как «небогодухновенные», — однако, считает их как «полезные для благочестия, назидательные, церковные».

Уже ранняя церковь столкнулась с ещё большей необходимостью отделения канонических библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактатов, сочинённых в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя, наивными и недостаточно образованными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание. (Так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство Её перед престолом Сына.)

В число апокрифов включают, так называемые, ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, альтернативные тексты Деяний святых апостолов, Апокалипсисы и прочее.

Имён своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников.

Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах и поместных церквах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые намеренно, якобы, от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли «послания», компрометирующие официальную Церковь, по их мнению скрывающую изначально истинное учение.

Поэтому, традиционные общины христиан во все времена старались защищать чистоту своей веры, и во все времена на соборах ими составлялись списки отречённых книг — запрещенных апокрифических и откровенно еретических писаний, — которые запрещалось читать, издавать и которые разыскивались и уничтожались.

Начиная с I века началось постепенное вытеснение апокрифов из Церкви, и, в конечном итоге, апокрифы были отвергнуты Церковью. Но процесс этот был очень длительный.

Вопросы об отношении к апокрифам решались на соборах и принимались специальные каноны против апокрифов. Например, 59 и 60 правила Лаодикийского собора: «59. Не подобает в церкви читать псалмы не освященные или книги, не определенные правилом, но только в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета...".

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда разнообразные секты, «старцы», предсказатели и «чудотворцы» сочиняют и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.

дополнительные комментарии от автора:

* Обратите внимание на смысл слова «апокриф»! «Скрытый, сокровенный, тайный». Само слово указывает на оккультизм, мы видим визитку дьявола. Признаки оккультизма – тайные знания, тайные доктрины, всё, окружённое ореолом тайны.

* Спорность апокрифов, будучи допущенной в Священное Предание, ввела соблазны в церковь, назвав священными несвященные и неистинные вещи. Введение ложных доктрин и практик на фундаменте апокрифов стало пороком церкви и преткновением душам верующих.

(В данной работе использована информация из сети Интернет)


Рецензии