Прелюдия к Письмам Фридриха Шиллера

     Страбон, античный историк Римской Греции говорил: Единственный мудрец - это поэт. Грек глубоко прав, сам смог в этом убедиться, много лет занимаясь поэзией, исследуя творчество талантливых поэтов. Только эта мудрость не назидательная, не прозаическая, какой нас часто потчуют блогеры в социальных  сетях, цитируя выдержки из произведений писателей-классиков; она приходит не через умозаключения. она образная, символичная,  проистекает из возможностей поэтического языка, высшей формы человеческой речи, владеть которым дано только особо одарённым художникам слова, таинственным образом связанных с Небесами, с тем мудрым Первословом,  с которого началось создание мира Творцом…
Поэт, пользуясь уникальными возможностями поэтического языка, способного «жечь сердца людей», создаёт  живой образ окружающего мира,  окрашенный своими чувствами, переживаниями, своими представлениями о красоте и безобразии, вкладывает свою душу в бездушный лик природы, намекает на присутствие в ней Высшего разума, и освобождая человека от природной необходимости и поднимая в грёзе над землёй, делает  нас ближе к Богу.  И тем самым более моральным и нравственным.
Убедитесь в этом сами, читая и перечитывая стихотворение Сергея Таратуты «28-е февраля», где представлен живой образ конца зимы в виде уже никому не нужного мороза, с глубоко моральным царапающим душу  импульсом в последней строфе:

 28-е февраля

Все шире в небесах просветы,
Все дольше солнце видно в них,
Его лучи уже прогреты,
Мороз, отчаявшись притих,
И по ночам пугает лужи,
Надеясь услыхать их крик…
Он больше никому не нужен,
Как всеми брошенный старик.

В реальной бездушной природе никаких страданий мороза нет, а в его образе они есть. Эта, казалось бы простенькая, зарисовки-миниатюра даёт глубочайшее представление о сущности красоты и искусства, которой посвящен  философский трактат Фридриха Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека». И что чрезвычайно важно, такой моральный импульс для чувствительной души может послужить началом эстетического воспитания и толчком к моральному деянию: кто-то пожалеет рядом живущего одинокого  старика, а кто-то купит и принесёт ему хлеба...
Читатель же, подобным образом постигающий себе во благо  поэзию и искусство,  по терминологии Шиллера становится «играющим человеком» - человеком, играющим с образами символами и смыслами произведения в поисках скрытой в нем истины.  Именно в этом и заключается главный смысл изречения Страбона и этим объясняется  пафос людей, повторяющих вслед за Ф. Шиллером и Ф. Достоевским: Красота спасёт мир!..
 
Мудрость поэзии не лежит на поверхности и требует талантливого, стремящегося к познанию, ищущего духовных откровений слушателя-читателя. Только тогда искра Божия поэтического слова может оживить душу человека и превратиться в огонь творчества. В этом главный секрет поэтического слова, смыл и предназначение искусства - разжечь огонь в сосуде человеческой души...


Рецензии