Жизнь сквозь призму чужой жизни

     Люди жили всегда и жили, кто как умел и как научили, кто честно, кто не очень, кто воровал и преступал, кто нет, знакомились и дружили, любили и ненавидели, оставались верными до смерти и предавали, в общем,  каждый жил как велела ему его натура, иногда с оглядкой на книжки, в которых описывались разные истории людей,  которые, если нравились, могли служить примером для подражания, но все равно с ориентацией на свой характер и свою жизнь, на те обстоятельства жизни, которые не всегда позволят повторить чей то подвиг или стать таким, как полюбившийся   герой из книжки или киногерой, и потому люди, прочитав или посмотрев, продолжали жить своей жизнью.

        Но тут  совсем не неожиданно, но   настала эра развившегося до высоких технологий  технического прогресса, людям стали доступны такие вещи, которых они были лишены раньше, они смогли  не выходя из дома, не посещая общественных мест,  а сидя у компьютера читать свои любимые книжки, смотреть в большом количестве фильмы, в конце концов делиться вновь увиденным или прочитанным друг с  другом, и при этом  почему- то, несмотря на случившийся прогресс,   они  стали менее самостоятельны.
      
 Хуже того,  они теперь проживая свою жизнь,  постоянно оглядывались на жизнь других людей и не просто людей, а тех, кого настигло мировое  признание, которых  сочли   великими, каких- нибудь писателей, именитых философов, физиков и  математиков, сказавших своё значимое  слово в определённой области нашей жизни, но  основное, что надо было о них знать, что они признаны и что они не просто гении, а признанные гении,  а  что они были или есть за люди, это  мало кого волновало.

          Их слова  и изречения брались за правило жизни, они становились теми книжными и кино  героями, на которых надо было равняться, плюя  на личные обстоятельства жизни, на свой характер и на свой жизненный путь, когда своя жизнь стала рассматриваться через призму чужой, не имеющей к своей личной никакого отношения.

             Ничего из своего не учитывалось, свой уже имеющийся опыт   –  тоже. Он ничего не стоил по сравнению с опытом признанных  гениев, чьё слово против твоего всегда имело преимущество или право первой руки, без наличия своей левой или правой, что значит,    если ты считал, что надо в какой- либо ситуации поступать так, а не иначе, а гений имел своё мнение на этот счёт, то,  конечно же,  его мнение бралось на вооружение, и ты поступал  так, как когда-то, может быть,  в прошлом веке,  или в позапрошлом,   или вообще  во времена до нашей эры, все зависело от того, когда, в какое время, в   какую эпоху свой опыт накапливал выбранный  кумир, чей опыт тут же становился опытом современного человека, без учёта обстоятельств сегодняшней жизни,  который,  живя своей жизнью, забыл о ней, пытаясь влезть не в свою одёжку, не своего размера и неподходящего фасона, помня только слова классика, “чужой пример ему наука”… а дальше, “но боже мой какая скука…”  забыл. Забыл, что может быть, чуть утрируя или искажая смысл написанного Пушкиным в своём “Евгении Онегине”, что скучно жить по чужим правилам, беря пример даже с хорошего человека, но уже как по написанным правилам из учебника.

             А учебник жизни,  тем временем,  у каждого свой и  личный, не взятый в библиотеке или не купленный в книжном магазине, а потом поставленный  на полку и изредка открываемый для того, чтобы напомнить себе о том,  как правильно жить, соблюдая правила жизни, взятые на вооружение  из жизни другого человека, писателя  или учёного, не важно кого, важно, что признанного авторитета,  который к тому же,  обладая определённым талантом,  сумел  так красиво написать, сказанное  уже другими словами, заключённое в кавычки о том, как друзей не бросают, любимых тоже, не предают  и не изменяют, ну и прочие банальные вещи, без которых,  если они не заключены в те самые упомянутые кавычки  и не названы цитатой или афоризмом  от кого- то значимого,  жизнь становится не жизнь.


     Но  глядя на всё  это, на то  как люди массово стали искать поддержки в цитатах от “великих”, не способные  принимать самостоятельно решения, не зная простых вещей, что такое хорошо, а что такое плохо, вечно ища поддержки и  подтверждения своим поступкам,  и ища их  у тех, кто, что -то когда- то сказал, а ему за это нобелевскую премию, что значит ой,  как верно сказал, и иначе-то нельзя даже и подумать, в общем,  глядя на то, как люди стали оглядываться назад, и совсем не на свою жизнь,  складывалось впечатление, что они им нужны, архи как важны,  эти цитаты с  афоризмами   для самоутверждения в жизни.  Но вот только в чьей?  Хороший вопрос.   Конечно же, в  своей жизни,  но почему-то  за счёт чужой, давно ушедшей в прошлое, или идущей где-то сбоку и рядом.

        И вот они уже  смотрят на свою жизнь, но  сквозь  призму чужой жизни, не имея возможности повторить, прожить эту чужую жизнь по тем правилам, которые для себя выработал незнакомый им человек, признанный гением,  не важно в какой области, его пример другим наука, а жизнь тоже  другая, в которой живёт другой человек, проживая свою жизнь, и не замечая  её.   Он же видит только то, что сказал когда- то тот,  кто стал для него кумиром, которым к тому же назначил не он, а    другие люди, то есть этот гений  изначально был кумиром и примером для подражания  для одних, потом  они сказали, что это так и есть,   и он стал тем же самым уже  для других и следующих поколений людей,  что хуже в разы, ибо это даже не ты сам выбрал для себя гениальные мысли в качестве подражания, а тебе кто -то посоветовал, сказав, что так оно и  есть,  и так правильно.
 
     И  вот,  уже как по эстафете,  передаётся чужая  жизнь в качестве своей собственной, она треплется, обсасывается со всех сторон, уже не один и не два человека, а целая толпа живёт не своей жизнью, свою рассматривая через призму чужой, принимая её за свою.

      Наступает хором себе ногами на горло, пытаясь жить по чужим правилам, делая себе больно,  потому что характер не позволяет поступать  в жизни,  как назначенный ими для себя  кумир. 
   
         Но и это бы ладно, тут важно знать  другое, что эта масса людей, увы, так и не познает  своей жизни, не скажет о ней своё слово, она просто, как одна деталь для множества механизмов, сойдёт с конвейера и закончит в таком виде своё замечательное существование, живя на самом деле по одному общепринятому  шаблону, где чужая жизнь  стала примером для подражания, а  своя собственная была  выброшена в мусорный   бак,  от чего гением,  которого так дружно со всеми  и усиленно цитировал,  он  всё  равно не  стал, а так и остался обывателем,  с радостью глядящим на свою жизнь сквозь призму чужой.

     Так стоило ли оно того, стоила ли овчинка выделки, то  подражание чужой жизни, её приоритетам и мировоззрению,   той,  которая навсегда осталась чужой, при том, что свою ты даже не увидел, всё в  мечтах своих думая  о том, что правильно живёшь  по чужим правилам, ставшим для тебя цитатами и афоризмами  от великих, о которых, кроме того, что они признанные таланты и гении, больше ты  ничего не знал.

       Так стоило оно того? Ведь все эти кумиры чьей -то жизни всегда были  простыми людьми, наделёнными  какими-то талантами, но которым,  как и  всем людям свойственно ошибаться, а их мысли, ставшие цитатами,  даже не вызывают ни в ком ни малейших   сомнений, хотя бы в том, что озвучил он их, исходя из опыта собственной жизни, в которой был он сам и его жизнь с его личными приоритетами и в которой не было вас, поклонников его талантливой гениальности простого человека.

17.09.2022 г
Марина Леванте


Рецензии