Виртуальность и мировые пандемии

(Статья из антиутопии "Иллюзория")


«Что появилось раньше -  виртуальность или гипермутанта (1)?

Наша жизнь полностью переместилась в виртуальную плоскость. Многие считают, что это следствие вынужденного карантина, а позднее самоизоляции, объявленных обязательными АХА(3)-правилами  в связи с настигшей планету болезнью века – гипермутантой, а еще ранее – с короновирусом. Так ли это? Стоит ли связывать виртуальный образ жизни человечества с заразными вирусными болезнями.

Виртуальность – это воображаемые предметы или состояния, не существующие на самом деле, но возникающие при определенных условиях. Человек научился создавать мир, который не существует, но видится, слышится и ощущается. При этом, правда, он применил массу реальных усилий и инструментов.

Сегодня виртуальность - это данность, которую надо принять как факт. Хорошо это или плохо, теперь никто не задается этим вопросом. Все в той или иной мере пользуются виртуальными инструментами, кто-то скрепя сердце, переступая свои принципы, кто-то с радостью и наслаждением, кто-то легко и не задумываясь, кто-то ностальгируя по временам так называемой реальной жизни.
Думаю, не только у меня создается впечатление, что виртуальность не появилась, а была создана задолго до появления вирусных болезней и карантинов. Мир как будто готовился пережить изолированное существование человека в отсутствие живого общения. Чего только не выдали инновационные технологии, для того чтобы человек мог обеспечить себя всем необходимым, не выходя из дома. Вполне себе реальные отрасли индустрии стали выдавать оборудование - компьютеры и мобильные телефоны, другие всевозможные гаджеты, денежные карты, предоставляющие банковские услуги, клубные и прочие карты, которые со временем переселились в смартфоны, айфоны и позднее в фоновизоры (2). С помощью всех этих приборов человек научился общаться на расстоянии, перемещать информацию, делать заказы на услуги, уютно угнездившись в кресле. Все это создавало удобства, которые человечество принимало на ура. Однако, человек, получив возможность многое необходимое в жизни получать по взмаху руки, стал привыкать к малоподвижному образу жизни. Живое общение стали заменять на телефонное, сегодня - фоновизорное. Многие профессии за ненадобностью перестали существовать, открыв невероятные возможности для занятости в интернете, то есть для работы в кресле – Яндекс Дзен во главе интернет-заработков. Все услуги переместились в онлайн-пространство. Теперь, сидя на диване, можно купить еду, одежду, мебель, домашнюю утварь, подарки, бытовые приборы. Магазины превратились в скопище автоматов, которыми пользуются немногие. Библиотеки с допотопными бумажными носителями вышли из моды и приказали долго жить. Кинотеатры пустуют, ведь при желании просмотр кино с попкорном можно устроить дома – притом количество фильмов и сериалов бесчисленное! А если надеть очки виртуальной реальности – вааще круто, все, что угодно можно пережить, главное – с кровати не свалиться!

Переход на дистанционную работу и учебу произошел гораздо раньше объявленных ограничений. Общаться с коллегами, учителями и начальниками всякого ранга теперь можно, не надевая ни униформу, ни галстук. Постепенно уйдет в Лету мода – ё-моё, так женщины отучатся прихорашиваться и красоту наводить! Уже строим дома по 3D-технологии, скоро опять-таки с помощью гаджетов научимся плавить металл, валить лес и рыть подземные тоннели. Остались еще кой-какие естественные потребности, если с ними справиться – тут уже фантастика пошла - то из интернета можно вообще не выходить. Вот так постепенно и перейдем в параллельный мир…

В чем же причина ухода человечества в виртуальность? Многие клянут заразные болезни, так как с ними пришли АХА(3)-правила, ограничивающие жизнь обычного человека и заставляющие его жить, не покидая своего жилища.

А началось все гораздо раньше. Чтобы успокоить бушующие человеческие страсти была придумана технология усмирения и создания согласия – развлекательность. Это и новостной «инфотейнмент(4)», и сериалы, и видеоигры. Раньше интеллект человека во многом задавался числом прочитанных книг, сегодня прочитанные книги не могут даже задать предмет разговора. Теперь обсуждают то, что вчера смотрели, то, во что вчера играли, то, что отвлекает и развлекает…
 
Виртуальность строится в соответствии с представлениями человека, в то время как реальность является независимой от него. Человек давно привык достраивать реальность виртуальными конструктами. Если он видит нечто красивое, он видит эпичную картину. Если он чем-то недоволен, то это становится жутью. И у каждого человека своя эпичность и своя индивидуальная жуть. Современный человек по своему желанию может легко вызвать и то, и другое. Именно поэтому виртуальность притягивает сильнее реальности, ведь она сделана по стандартам нашего мозга, чтобы удовлетворять все его желания. С помощью виртуального инструментария можно быть богиней или королем, не выходя из дома, не прилагая никаких усилий, не тратя ни копейки. Это так удобно!

А желания человеческие, тем временем, становятся все более изощренными, но виртуальность всегда рядом и готова удовлетворять самые затейливые хотелки.

Представим, что виртуальность порождение новых условий, связанных с ограничениями во время пандемии. Тогда в случае победы над гипермутантой и полного излечения людей она, по идее, должна исчезнуть. То есть отмена ограничительных мер должна означать выход человечества из виртуального мира в реальный – на прогулки в лес и в горы, на экскурсии в другие города, в музеи, выставки, галереи, концертные залы, в кафе и рестораны, в гости друг к другу на чай или кофе, на праздники и просто посиделки. А произойдет ли это? Выйдет ли человек из начерченного им же виртуального круга, где ему стало тепло и уютно, где он удобно работает или учится, а для досуга выбирает любое хобби по интересам – сидя дома. Когда подойдет момент, человек вряд ли откажется от достижений виртуальности – уж больно ладно с ней живется, легко – только на нужные кнопки нажимай!

Однако, люди, виртуальность имеет и оборотную сторону. Она рождает психологические зависимости, в первую очередь, номофобию(5). Виртуальные игры отрицательно действуют на психику, долгое сидение в одной позе влияет на физическое состояние людей. Психологи и медики планеты обеспокоены ухудшающимся здоровьем подрастающего поколения. Предполагается, что в недалёком будущем у человека искривится позвоночник в шейном отделе, голова будет резко выступать вперед, держась на короткой искривленной шее, так что весь корпус будет похож на вопросительный знак. Правая рука (у левшей - левая) с затвердевшими в виде крючка пальцами не сможет удержать ничего, кроме пульта. Зрение у всех пользователей комп-досок и видео-гаджетов упадет настолько, что всем поголовно придется вставлять искусственные зрачки. Меняется психический образ человека - люди перестают разговаривать друг с другом, замыкаются и забывают о том, что в единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Виртуальность уводит человека из настоящего в иллюзорный мир - в воображаемую плоскость, именно в плоскость, и никакие 7 D или 9 D не спасают эту псевдореальность от мнимости и плоскостности. Только мало кого волнует, что в этом мире всё происходит как бы, что это игра, что это сплошные иллюзии! Виртуальность распластала человека и превратила его в пользователя услуг. Теперь услуги касаются не только материального, но и ощущений. Ушло из обихода слово чувство (википедия еще помнит: любовь, влюбленность, радость, надежда, наслаждение, грусть, благодарность, восторг, счастье, энтузиазм, стыд, страдание…), теперь говорят об ощущениях и любое ощущение можно заказать и получить как услугу. Благодарность сегодня не в почете, любовь, нежность, счастье вместе взятые, заменили на наслаждение. «Мне пожалуйста, порцию наслаждения!» - «Вам какого? Вкусового, эстетического, телесного?» - «Греховного, будьте добры!»

Пагубность виртуальности, таким образом, не замыкается на метаморфозах человеческого тела и психики и тотальной разобщенности людей вследствие домоседства. Виртуальность предоставляет призрачную, кажущуюся жизнь. Она отнимает у человека Человека … Всё бы было не так грустно, если бы можно было ее отменить после избавления человечества от пандемии простым указом мирового правительства. Но, увы, вирусные болезни приходят и уходят, а виртуальность останется навсегда.»

  1. Гипермутанта — вирусная болезнь, вызвавшая пандемию во времена после короновирусной инфекции.
  2. Фоновизор — видеоайфон, может быть выведен на большой экран.
3. АХА(нем. AHA — Abstand-Hygiene-Alltagsmaske) — аббревиатура «железного» правила сегодняшних будней: «дистанция-- гигиена- маска».
4. Инфотейнмент — (infotainment) — стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия, или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, лёгкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности. Это симбиоз информации и развлечения.
  5. Номофобия  (от английского no-mobile-phone phobia), то есть страх отсутствия мобильного телефона.


Рецензии