Первый после Бога? Бедолага

        Ближе к концу приема в кабинет заглянул молодой человек, и хотя на прием он записан не был, мне пришлось его принять. Сакраментальная фраза: «Я от терапевта» заставила посмотреть на него внимательнее. Что ни говори, а коллеге помочь надо – не просто же так он больного направил, привет передать. Тем более, что больной заявил, что в очереди к терапевту просидел больше двух часов, рабочий день кончается, а помощи он так и не получил. Причем последнее было сказано таким пугающим тоном…

        В общем, принял я его.
        На первый взгляд - ничего угрожающего. Обычный молодой человек, разве немного полноват, достаточно активный, контактный. Никакой страдальческой гримасы на лице, да и голос вполне себе если не веселый, то уж и не страстотерпческий.

        Далее обычный сбор анамнеза, который преподнес немало сюрпризов.
        - Что Вас беспокоит?
        - Боли колющие, вот здесь слева, вроде и в подреберье и в спине сразу, -пытается дотянуться правой рукой до левой боковой области, но получается у него плохо – то ли руки короткие, то ли живот большой. - Да, на высоте вдоха появляются. Когда сижу, вроде болит, но не очень, а вдохну – сразу колет.
        Минут пять выясняли предполагаемую причину, характер болей, иррадиацию, была ли травма, ну и все остальное, что могло мне помочь в  правильной диагностике.

        Оказалось вот что.
        Заболел он в пятницу. Боли то ли в груди, то ли в животе появились во время работы три дня назад. Появились как-то исподволь, постепенно усилились и стали конкретно мешать работать. Других значимых проблем не было. Ни тошноты, ни рвоты, ни кашля, ни температуры, ни прочего всего. Даже поноса не было.

        Обратился наш заболевший к фельдшеру здравпункта. Есть такие медработники на промышленных предприятиях, обычно допуск к работе осуществляют, давление меряют, водителей в стакан дышать заставляют, ну и кое-что еще. Точно никто не знает. Та посмотрела его, послушала, давление померила, и заявила:
        - Вот что… У Вас почечная колика… А может гастродуоденит… Или … - что «или» – не сказала. Наверное, ничего другого придумать не смогла. - Давайте я Вам укольчик обезболивающий сделаю и от работы освобожу. А в понедельник в больницу пойдете, к терапевту. Он разберется.

        С заветной справкой об освобождении от работы, с притупившимися после инъекции болями радостный пациент отправился домой в надежде спокойно дожить до понедельника.

        Да не получилось.
        К обеду следующего дня боли вновь усилились – дышать приходилось осторожно и ни в коем случае, как у нас говорят, не полной грудью. Сильнее разболевшийся заболевший накануне, отправился к дежурному врачу стационара в надежде найти облегчение. Справку фельдшера здравпункта захватил с собой, авось пригодиться.

        Пригодилась.
        Врач, спустившийся откуда-то сверху – стационар-то трехэтажный, был несколько раздосадован, что легко читалось в его интонации при обращении к пациенту. Наверное, так некстати появившийся больной отвлек его от каких-то других важных дел. Может быть, телевизор смотрел, может книгу интересную читал, а может с кем-то в мессенджерах переписывался.

        Выслушал он больного, справку фельдшера прочитал и ему, похоже,  этого хватило. Смотреть он его не стал.
        - Вот что… Я тоже считаю, что у тебя почечная колика и помочь здесь я ничем не могу. Тебе в урологию надо, а у нас тут только терапия. Иди-ка сейчас домой, да вызови скорую помощь. Она тебя в урологию и увезет.

        С тем и распрощался.
        Даже укольчика обезболивающего не предложил, как фельдшер на работе. Одно осталось непонятно бедолаге – зачем идти домой и вызывать скорую помощь, когда она – вот она, в этом же здании, только вход  к диспетчеру с улицы. А дежурному врачу туда так и по коридору дойти спокойно можно, заявочку сделать, даже не за минуту, а быстрее раза в два. Но не пошел доктор, торопился по важным делам, наверное.

        Пришлось отправляться домой, да вызывать скорую помощь, поскольку боль хоть и не сильно, но все же доставала.
        Приехали скорачи быстро, тут жаловаться грех. Выслушали, тоже справку фельдшера здравпункта почитали, задумались, да и говорят:
        - Вот что… Мы, конечно, увезти тебя в урологию можем, но вот оставят тебя там или нет – большой вопрос. Сегодня выходной, так что могут и не оставить. Дежурные врачи – они такие… Не любят, когда им больных в выходные привозят. А как ты домой добираться будешь? Урология-то в городе за пятьдесят километров. А мы ждать не будем, не имеем права. Вдруг еще кому-нибудь плохо станет, а нас нет.

        Поторговались для вида немного и сошлись на том, что сделают они ему сейчас ни один, ни два, а целых три укольчика сразу, но в город не повезут. Не могут тут никакие боли устоять!
        Вот тут у больного сомнения исчезли.  Он сегодня уже у дежурного врача в больнице был, и тот ему тоже не обрадовался. Похоже, врачи действительно в выходные больных принимать не любят. А может и в любой другой день?..

        Правда, после тройной дозы лекарства боли отпустили, и хоть через сутки появились снова, но уже не такие сильные. Дышать было можно, а это уже хорошо. До понедельника, несмотря на скромные старания врачей, все же дожил, без комфорта, правда, но дожил. И отправился, как говорили, к терапевту.
        Рассчитывал он, как экстренный больной попасть к врачу без очереди – мол, боли у него сильные… были… Так он и сказал в регистратуре, когда карточку откладывал, но про то, что «были» - промолчал.

        Ничего не ответила на это регистратор, подала амбулаторную карточку да номер кабинета врача назвала. И то ладно.
        Очередь у кабинета длинная, и все «по записи». На его претензии, что он с болями «по скорой» и должен без очереди пройти дружно ответили, что они здесь все с болями, и все «по скорой». Занимай очередь и жди как все нормальные больные. Нечего тут…

         Пришлось ждать. Часа два просидел, устал даже, но своего добился, не отступил – зашел в кабинет.
        Врач его выслушал вроде внимательно, но вот смотреть не стал. Абсолютно. То ли у них традиция такая – больных не смотреть?.. Справку фельдшера здравпункта, однако, прочитал, что да – то да, и заявил:
        - Вот что… С почечной коликой к хирургу надо,  а у него прием скоро закончится. Вдруг не успеешь. А ты и так четыре дня болеешь, - вроде как сочувствие выказал. - Иди-ка ты, - громко так сказал, но закончил правильно, - … к хирургу. У меня и без тебя народу хватает.
        Ну, не в буквальном смысле так и выразился, про народ, но понять было можно.

        За сорок лет работы больных с почечными коликами повидать мне немало пришлось, а здесь по виду почти улыбающегося, спокойно сидящего  парня ее даже предположить сложно  было. Но, чего только не бывает…

        Был у меня как-то больной, который на нашкодившую кошку ногой топнул, да мыщелок большеберцовой кости сломал. Другой просто поскользнулся, не упал, не ударился, на ногах устоял, до дома сам дошел, да, оказалось, шейку бедра сломал. Вот то-то и оно… Всякое бывает.

        Пришлось многодневного страдальца смотреть со всем тщанием. И живот щупать, как у нас говорят, пальпировать, и легкие слушать - аускультацию проводить, и симптомы всякие неврологические проверять…  И все равно ничего своего не нахожу.
        Пульс не частит. Живот дышит, мягкий, безболезненный. Дыхание везикулярное, выслушивается во всех отделах. Хрипов не слышу. Симптомы натяжения не выражены. А вот поколачивание по ребрам сзади слева болезненно.

         Направляю на анализы крови, мочи, на УЗИ – почки посмотреть, да еще органы брюшной полости. Все срочно, как у нас говорят – цито, или немедленно.
        Сделали быстро, действительно – цито. Рабочий день-то кончается.
        Все анализы в норме, никаких тебе отклонений ни в моче, ни в крови. Все спокойно. При УЗИ тоже все, как у нас говорят, lege artis – по правилам искусства, значит. Расширения полостной системы почек нет, камушков каких-то не видно, значит и препятствия оттоку мочи нет. Так что почечную колику исключать смело можно.

        Что же тогда? Слушаю еще раз внимательно, и вроде кажется мне скрипит что-то, вроде шум трения плевры на вдохе прослушивается. Сухой плеврит какой-нибудь что ли?.. Может быть… Хотя кашля и нет, да и встречается редко. Рентгенографию сделать уже невозможно, рентген - кабинет до двух работает. Да и проблема эта больше терапевтическая.
        Вздохнул я с облегчением. Вот пусть терапевт и разбирается. У него и слух получше – слушать больных чаще, чем хирургу даже при нежелании приходится. А то придумали – больных не смотреть… Чуть что – сразу к хирургу.

        Пришлось этого пациента с не почечной коликой опять к терапевту вести. Что будет!?.. Действительно, бедолага.


Рецензии
Сергей, как это знакомо! Больных не смотрят, потому что мало что понимают. Вам здоровья и успехов!

Галина Юрьевна   09.10.2022 17:58     Заявить о нарушении
Уважаемая Галина Юрьевна! Спасибо за отзыв. К сожалению не могу с Вами не согласиться. Не знаю, как в столице и других крупных городах, но на периферии в поликлиниках на приеме больше половины фельдшеров и выходцев из Средней Азии, как у нас, например. А они знаниями, увы, не блещут. Да ладно бы - знаниями, нет нормального сострадательного отношения к больным, отсюда и проблемы. Подобных историй могу привести с десяток, но боюсь все равно ничего не изменится. Других специалистов взять просто негде.
Вам успехов и добрых читателей.
С уважением, Сергей Булимов.

Сергей Булимов   10.10.2022 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.