4. Крещение Руси

Православие пришло к нам из Византии. Россия в очень короткие сроки впитала в себя самую сложную, изощренную, глубокую культуру того времени.

Культура эта восприняла все наиболее значительное, что было создано в античности. Вот мнение французского историка Шарля Диля: «Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место».

Византийскую империю называли «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомиться с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса.

Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали ее «Империей греков», в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а ее столицу – Царьградом. Начало Византийской империи относят к 330 году, когда императором Константином на месте древнего города Византий была построена величественная православная столица - Константинополь. Западная Римская империя V веке прекратила своё существование, что сделало Византию единственной исторической, культурной и цивилизационной частью, оставшейся от Древнего Рима и просуществовавшей на протяжении почти тысячелетия. Византия сыграла огромное значение в истории Поздней Античности и Средневековья.

***
Крещение Владимира произошло в 988 году, а приблизительно в 989 году был крещен русский народ по греческому обряду. С тех пор христианство стало русской  государственной религией, а наши предки — православными.

После торжественном бракосочетания с царевною Анной отправил Владимир в Царьград к братьям жены посланника с дарами и объявлением о своем крещении и браке, прося притом их прислать митрополита. Радость в Цареграде была огромная из-за нового приобретения в лице столь великого государя в общество Христово. На митрополию киевскую избран и послан в Корсунь Михаил, родом сирианин. По его приезде и по благословению воздвигнута церковь в Феодосии.

Во время пребывания Владимира в Херсоне приходили послы от византийских царей Василия и Константина из Царьграда с великим почтением и дарами. Папа, не упуская времени, равным посольством почтил новопросвещенного государя послания, надеясь посеять в нем римского исповедания догматы. Печенежский князь Метиган, подражая Владимирову примеру, принял в Херсоне крещение. По просьбе супруги Анны уступает Владимир Херсон Греции обратно. Сам же, вместе с  митрополитом Михаилом, протопопом Анастасием, взяв мощи святого Климента с другими многими святынями и церковными утварями, в столичный Киев возвращается.

После приезда по государеву повелению были "повергнуты языческие идолы со своих мест, обнажены от драгоценных украшений, раздроблены железом и преданы воде и пламени. Перуну, главному языческому Богу, наибольшее было оказано поругание. Привязанного к хвосту конскому волокли на днепровский берег под жестоким битьем палками от двенадцати человек, бесчестными словами сопровождающих. Свергнутого в Днепр от берегов отбивали и до Запорожья пристать не дали. По извергнутому ниже порогов идолу ближнюю гору Перуном называют. На холме, где Перун стоял, построена церковь святого Василия в честь государского ангела".

Затем назначил Владимир день всему народу киевскому для крещения. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут искать себе новый дом в другом государстве. Собралось неисчислимое множество народа в указанный день и место. И сам великий самодержец со всем синклитом и освященным собором украсил присутствием великое сие действие. При береге на плотах стоят облаченные священники и диаконы, река наполнена обнаженными людьми всякого возраста и пола: иные в воде по колена, иные по пояс, другие по шею – моются, купаются, плавают. Между тем читают крещальные молитвы; каждый при погружении получает в крещении имя и помазание миром.

Митрополит киевский Михаил крестил всех сыновей князя Владимира собственноручно. Имена, по крещений данные, известны лишь троим сыновьям: Ярослав Георгием, Борис Романом, Глеб Давидом названы. Источник от крещения их Крещатиком поименован.

После крещения киевлян объявил Владимир во всей России повеление, чтобы все его подданные крестились, а противникам был обещан царский гнев.

***
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления.

Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие большую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода.

В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно привыкли?

Согласно Евангелию Иисус, посылая своих Апостолов нести учение людям, отправил своего любимого ученика - Апостола Андрея в Скифию: "... в Скифии живут святые люди, которым Вера не нужна, но с ними ты можешь поднять Ее на новую высоту..." Андрей Первозванный, приплыв в Крым (Малая Скифия), продолжил свой путь на север по пути "из варяг в греки", по Дону, Волге, Волхову, Ладоге, через Валаам (основав там монастырь) и на Соловецкие острова (то есть через всю Русь-Скифию).

По пути, проповедуя учения Христа, он находил понимание местного населения, так как их ведическое восприятие жизни было очень похоже на то, что он рассказывал. По легенде, на берегу одной из рек, восхитившись чудным местом, он поставил крест объявив, что здесь будет могучий стольный град стоять (по официальной версии - это Киев, но по Днепру не ходили суда, из-за непроходимых порогов). По-видимому, это был город Владимир.

Его проповеди имели большой успех, так как уже начиная с 3-го века, на всемирных соборах, присутствовал патриарх Скифской Епархии. Причем, это была самовластная Епархия, абсолютно независимая. Геродот писал, что скифы поклоняются одному Богу, в отличии от эллинов, символом их веры служат пирамиды с крестом на вершине и возносят они Ему молитвы каждое утро.

Церковные хронисты во 2-5 веках, твердо называют скифов христианами: "Гунны изучают псалтырь, а холода Скифии, пылают жаром Веры!", - Иероним Стридонский. И это за 7 столетий до "официального" крещения! Византийский император Константин Багрянородный знал и писал о существовании Апостольской Христианской церкви Андрея Первозванного (на Руси).  И все это задолго до 9 века!

Воцерквленные русские люди знали, что Христианство на Русь пришло в первые его годы и с Первым Его Апостолом. На это ссылались все русские цари из рода Рюриковичей. Иван Грозный, например, прямо указал на старшинство (от старшего брата и Первого Апостола) Русской церкви итальянскому попу, в ответ на его заносчивые речи о древности Римской церкви (от младшего брата и одного из 12 Апостолов). 

***
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил дядя Владимира Добрыня, оно сопровождалось возмущением народа и подавлением его. Михаил митрополит предпринял поездку в Новгород, где вместе с Добрыней, низверг идолов. А Перуна, подобно как в Киеве, велел с биением и поруганием грязью отволочь на берег и кинуть в реку Волхов. Плывущего вниз Перуна сельские люди, знавшие, что он недавно наречен был богом, от берегов пихая, говорили: „Уже ты не бог больше; довольно и так мы тебя кормили; поезжай назад в темную адскую пропасть”.

Для приведения в христианство земли Суздальской отправился сам Владимир с митрополитом, обновил множество народа крещением, основал на реке Клязьме город и дал ему свое имя. В городе Владимире была построена церковь Успения Богоматери. Возвеличивание этого места привело многочисленных жителей.

В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века) язычество господствовало у вятичей.

По преставлении Михаила митрополита присланный на его место от цареградского патриарха Леонтий поставил по городам российских епископов: Великому Новгороду и Пскову – Иоакима Херсонянина, который идолов разрушил до основания, в Чернигов - Неофита, в Ростов – Феодора.

Во всемирной христианской церкви регулярно созывались Вселенские Соборы для решения вопросов веры и догматики. После крещения и русский митрополит стал принимать участие в этих Соборах. В то же время на Руси созывались локальные, поместные соборы, когда собирались епископы  для решения судебных и дисциплинарных вопросов. Иногда, когда вопрос этот не мог быть решен в Константинополе, на поместном соборе избирали митрополита Киевского. От особенного благоговения и усердия повелел Владимир воздвигнуть в Киеве каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы. Призванные из Греции мастера с великим усердием дело совершили, на что большое княжеское иждивение положено и определена со всего государства десятина, по чему церковь Десятинною именована.

Официальное принятие христианства на Руси не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с православной церковью. Оно сохранилось до сих пор: игрища на Ивану Купалу и на Масленицу; украшение христианских храмов елками на Рождество и ветками березы на Троицу. Та же обрядность прослеживается и в погребении усопших. Причитание заменили отпеванием, тризну – поминальной трапезой с блинами. Даже обычай выноса тела вперед ногами имеет языческие корни. Согласно поверьям наших предков, покойный заметал свой след волосами и дух его не мог найти дорогу назад. То же самое означает и бросание родственниками комьев земли в могилу, и завешивание в доме зеркал. С этими и многими другими обрядами древности священники даже не собирались бороться, а плавно интегрировали их в христианское богослужение.

С принятием христианства были заложены наши нравственные, духовные и культурные основы, определившие историческую судьбу народов, проживающих сегодня на территории исторической Руси.

Список литературы:
1. Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций // Историческое обозрение. — М.: ИПО, 2004. — Вып. 5. — С. 20—33. Архивировано 10 марта 2016 года.
2. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. — К.: Наукова думка, 1989. — 294 с.
3. Введение христианства на Руси / Под ред. А. Д. Сухова. — М.: Мысль, 1987. — 302 с.
4. Васильев М. А. Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив // Русский архипелаг. — 2001. Архивировано 14 сентября 2014 года.
5. Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против мифов и легенд. Полемические заметки. — Л.: Лениздат, 1986. — 287 с. (оглавление).
6. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской церкви. — Мн.: Харвест, 2007. — 416 с. — ISBN 978-985-511-021-8.
7. Кузьмин А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы // Вопросы религии и религиоведения. — 2009. — Вып. 1. Ч. 2. — С. 11—48.


Рецензии
Замечательно! Многое для меня ново, как-то не пришлось читать о порядке смены религий (Богов). Понравился язык, сохраненный для сего повествования.
Спасибо, уважаемая Полина!

Альберт Иванович Храптович   18.09.2022 09:31     Заявить о нарушении
Спасибо Альберт Иванович. Я сохранила язык Михаила Ломоносова из его замечательного труда "История древней Руси".

Полина Ребенина   18.09.2022 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.