Проблема вагонетки

Проблема вагонетки (англ. Trolley problem) — мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским философом Филиппой Фут. Находясь вне рамок стандартных философских вопросов, проблема вагонетки играет большую роль в когнитивистике и нейроэтике. /Из Википедии/

Я когда тех, кто за всё хорошее против всего плохого встречаю, часто эту самую проблему вагонетки вспоминаю. Потому что они, кто за всё хорошее, сталкиваясь с этой проблемой, сразу теряются и ничего путного сказать, как правило, не могут.

А суть эксперимента (хорошо, что мысленного) простая.
Вот, например, такое описание в Сети нашёл:
"Тяжелая и неуправляемая вагонетка с большой скоростью едет по рельсам. На пути следования вагонетки один сумасшедший философ привязал к рельсам пять человек. К счастью, на пути вагонетки находится стрелка, которую вы можете переключить – тогда вагонетка поедет по запасному пути, и люди не погибнут. К несчастью, на запасном пути к рельсам также привязан один человек.
Как вы поступите – переключите или не переключите стрелку?
(Других вариантов – столкнуть вагонетку, броситься самому на рельсы и т.п. – не существует.)"

Что скажете: какое поведение тут будет "хорошим", а какое - "плохим"?
Ничего не скажете? Вот и я ничего не скажу. Просто пожелаю себе по возможности реже попадать в ситуации, когда жизнь ставит человека перед необходимостью выбора из равно неприемлемых вариантов.


Рецензии
я полагаю так:

за плохие поступки всегда следует наказание.
а за правильные - награждение.

иногда возникает нужда совершить плохой, но правильный поступок.
в таком случае, обратись к Великому Дракону, дабы он даровал стойкость выдержать наказание.
обратись к Великой Бабочке, дабы она даровала удовольствие принять награждение.

затем приступай.
прошу прощенья за использование личной мифологии.

Ной Горчевский   19.11.2022 13:48     Заявить о нарушении
У меня получилось, что ни плохого нет, ни правильного - всё Маятник.
Прошу прощения за ссылки на личную философию.

Павел Лобатовкин   19.11.2022 13:51   Заявить о нарушении
что ж, истина вполне может походить на алмаз: сколько людей, столько и граней.
и каждый видит свою.
а при рассматривании чужих граней может прийти в голову вполне абсурдная мысль, что алмаз-то один)

Ной Горчевский   19.11.2022 13:56   Заявить о нарушении
Согласен.
Вы своё постижение мира уже свели в более-менее единое понимание или паззл пока ещё не собран?

Павел Лобатовкин   19.11.2022 14:06   Заявить о нарушении
к сожалению, пока нет.
вроде бы столько полезных, интересных и нужных фрагментов собрал - а объединяющей частицы в целое, уникальной в своей универсальности основы ещё не нашлось.
может, она будет вовсе и не у меня, а у кого-то другого.
или её вообще пока не существует, ей лишь предстоит быть созданной...
главное - начать, а там уж как пойдёт.

кстати, позвольте заметить, что мне очень интересно встретить настоящего, признанного философа)

Ной Горчевский   19.11.2022 14:14   Заявить о нарушении
Да, я признанный. Сам себя признаю. А больше никто не признаёт.
Мне тоже весьма интересно встретиться с вами. Предположу, что у нас с вами примерно одинаковые направления поисков.
Предлагаю познакомиться.
Что у вас рекомендуете прочесть в первую очередь?

Павел Лобатовкин   19.11.2022 14:18   Заявить о нарушении
ну, если признаёте философом сами себя, то философом вас признаёт уже, как минимум, один человек.
неплохое начало - ведь наверняка будут и другие)

что касается меня, то допускаю, что в определённом смысле могу считаться философом, хотя мне ещё расти и расти.

кстати, насчёт направления поисков - оно действительно общее))
как я понял, вы увлечены ближним Востоком - ну а я, в свою очередь, когда-то очаровался Востоком дальним.
дальше он или ближе - Восток есть Восток)

между прочим, ваш интерес к моим произведениям очень приятен, однако я затрудняюсь ткнуть пальцем в конкретное и сказать "начинайте отсюда!"
пожалуй, я бы посоветовал изучить заголовки и начать с тех произведений, название которых покажется наиболее интересным лично вам.

я бы тоже хотел поподробнее ознакомиться с вашим творчеством, но увы - придётся отложить это до ближайшего выходного, ведь личная философия - не та штука, которую изучают второпях.

Ной Горчевский   20.11.2022 04:19   Заявить о нарушении
Да, поначалу очарование Востоком было, как, впрочем, и многим другим. Но потом (довольно неожиданно) на первый план вышли совершенно другие факторы - оказалось, что в форме рубаи мне удобно... думать.
Об этом рассказано в этой миниатюре: http://proza.ru/2022/05/20/1232
А некоторые выводы из получившегося - в её продолжении: http://proza.ru/2022/08/03/1241

Если у вас возникнет интерес к моему творчеству, к моей философии, то читать, конечно, надо книгу и только книгу. Охотно пришлю вам её официальную электронную версию, если подскажете адрес.

А по вашей страничке попробую попутешествовать.

Павел Лобатовкин   20.11.2022 05:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.