Афродита-Эллада. Глава 6
И вот последний день нашего путешествия. День? Это так говорится день, то есть последний календарный день нашего пребывания в Греции, а в реальности всего лишь полдня, если не меньше. Самолет в три часа дня. Значит в аэропорту нужно быть в час. Значит гостиницу нужно покинуть в 12.00 (а отели в любом случае нужно освобождать к двенадцати часам). И если проснуться в шесть и к восьми собраться, то… у нас будет ещё четыре свободных часа. Всего лишь одна шестая суток… Нет! Целых четыре часа! За эти четыре часа нам нужно посетить… Этот день нам запомниться на всю жизнь, своим замечательным планированием, филигранным расчётом и безукоризненным исполнением задуманного.
Подъём в 5.00. Я проснулся в 4.00 и не мог уже заснуть. Интересный момент ещё заключался в том, что в этот день переводили время с летнего на зимнее. Я не знал, переведётся ли мой телефон автоматически или мне придётся это делать вручную. Я его недавно приобрёл и поэтому не знал ещё всех его режимов. Проснувшись, и увидев на часах 4.00, я не мог понять это новое время или старое. Разбудить нас должен был надин телефон в пять, так что причин для волнения не было, но я всё равно уже не мог заснуть. В 5.30 мы были в местном круглосуточном кафе, но позавтракать там нам не удалось, потому что все столики, видимо, после ночных возлияний, были завалены грязной посудой, и уборщики только-только стали её убирать. Мы, конечно, не стали дожидаться, когда они наведут порядок и взяли еду с собой в номер. Ели мы не спеша – в таких делах (да и во всех остальных тоже) спешка ни к чему хорошему не приводит. Затем мы стали упаковывать вещи, и тоже не торопясь, чтобы ничего не забыть. В 7.00 мы были готовы к выходу. По плану нам нужно было посетить, во-первых, Исторический музей, потому что по воскресениям (а сегодня было именно воскресение) вход в него был бесплатным и ещё по той причине, что он располагался относительно недалеко от гостиницы. Во-вторых, мы хотели попасть в знаменитый Национальный Археологический музей. Он, судя по карте, был к нам ещё ближе, чем Исторический, но открывался в 10.00, а Национальный музей Истории Греции начинал работать с 8.30. Поэтому нам нужно было сначала туда, а к десяти успеть в другой музей. Ну и конечно хотелось ещё немного посмотреть город.
В семь утра в воскресение все ещё спят. Город был почти пуст. И это замечательно – никто не мешал обзору. Я вспомнил, как мы гуляли по Вильнюсу в пять утра, по ещё тёмному, абсолютно безлюдному старому городу. Это так романтично. В Афинах было уже светло, но тоже романтично, потому что романтичную атмосферу создавали наши радостные глаза. Мы шли, потягивая кофе-латте и вертя головами во все стороны. Улицы были довольно однообразны, но в незнакомом городе даже неинтересное всё равно кажется интересным хоть в маленькой степени.
На пути нашего следования возник Афинский университет, Национальная Библиотека и Академия Наук Греции. Здания построенные в стиле неоклассицизма вполне соответствовали греческой столице своими античными формами. Перед Академией установлены памятники Платону и Аристотелю и колонны со статуями Афины и Аполлона. Пройти мимо было невозможно и мы, естественно, устроили здесь фотосессию.
В половине девятого, как по расписанию, мы были возле здания Исторического музея. За метров тридцать перед нами к входным дверям подошли две женщины и мужчина с ребёнком и буквально через несколько секунд развернулись и пошли прочь. Нам это показалось подозрительным. Неужели музей сегодня не работает по каким-то там причинам? Однако оказалось то, чего мы и подумать не могли: открытие музея задерживалось на полчаса. Это было и хорошо и плохо. Хорошо: у нас появились лишние тридцать минут на осмотр города. Плохо: у нас отнялись тридцать минут на осмотр музея. И всё-таки, это было хорошо. Куда же пойти? Не долго думая, мы решили последовать за теми людьми, которые первыми подошли к музею. И правильно сделали. Таким образом, мы попали на главную площадь греческой столицы – площадь Синтагма. Группа из двух женщин, мужчины и ребёнка двигалась впереди нас. На подходе к площади их остановил какой-то мужчина, о чём-то с ними поговорил, и они пошли дальше. Теперь пришла наша очередь поговорить с этим незнакомцем. Услышав на каком языке мы беседуем, он обратился к нам на русском. «Не желаете приобрести дешёвые шубы?» Для неподготовленного человека этот вопрос звучал бы дико – какие ещё шубы? в Греции? в курортный сезон? Он бы ещё унты предложил или на северных оленях прокатиться. Однако ещё до поездки мы были наслышаны, что именно в Афинах, и именно в курортный сезон продаются относительно дешёвые шубы, и существуют специальные шоп-туры в Грецию именно за шубами. Но как и предыдущая группа, мы разочаровали рекламного агента – для нас Греция была вовсе не страна дешёвых шуб. Тогда он настоятельно посоветовал покрепче держать свои мобильные телефоны и кошельки, мол, здесь в центре города очень много краж – но и это для нас было не новостью. На светофоре мы затормозили и как раз поравнялись с теми туристами, что шли впереди нас. Узнаём знакомые слова – оказывается они с Украины, с Запорожской области. Да, мир слишком тесен, и с каждым годом он становится теснее и теснее.
Площадь Синтагма блистала только одной, но очень важной достопримечательностью – президентским дворцом, возле которого, как и положено, размещался караул национальных гвардейцев в эксклюзивной традиционно греческой форме девятнадцатого века. Туристов ещё было очень мало, но все активно фотографировали. Настоящее паломничество и ажиотажные фотосессии здесь начинаются в 12.00, когда происходит смена караула. К сожалению, в полдень мы физически не могли здесь присутствовать, поэтому ограничились тем, что есть.
Ровно в девять мы вошли в здание Исторического музея. В девятнадцатом веке здесь заседал греческий парламент – обширный двухэтажный зал напоминал об этом. Теперь в этом зале размещалась библиотека и выставка старинных фолиантов. На втором этаже были воссозданы в миниатюре эпизоды из новогреческой истории и борьбы греков за независимость с Османской империей. В залах первого этажа была экспозиция в основном оружия XVII – начала ХХ веков, предметов быта, украшений и костюмов. Здесь были представлены костюмы всех этнических групп и областей Греции. Многие залы были заполнены только одними костюмами. Разнообразие покроя, отделки, вышивки, инкрустации просто поражали. В особенности это касалось женских нарядов. Каждый костюм можно было детально изучать и восхищаться, но времени на это не было. Фиксировали в цифре и шли дальше. На выходе мы приобрели миниатюрные картонные копии некоторых костюмов – на память.
Следующим этапом был Национальный Археологический музей. Наде не очень хотелось туда идти. «Ну что там интересного, - говорила она, - всякие черепки и обломки статуй – это только для историков заманчиво». Но для меня двух мнений быть не могло – это один из величайших музеев в мире, и обойти его стороной было бы непростительно. Побывав в нём, Надя изменила своё мнение на диаметрально противоположное.
Пока я стоял в очереди за билетами, Надя присела на лавочку отдохнуть и завязала разговор с парой туристов из Германии. Вернее, говорила она только с женщиной по-английски – мужчина, узнав, что Надя по-немецки знает только отдельные слова из школьного курса, больше не проронил ни слова. Примечательным в этом разговоре было то, что эти представители высококультурной Германии ничего не слышали об Украине. Украина? Это где, в Словении что-ли? Вот так – факт, конечно, единичный, не массовый, но довольно печальный.
Мы понимали, что осмотреть такой большой музей с таким разнообразием экспонатов за короткое время нереально. Поэтому мы шли бодренько, мало смотрели и много фотографировали. Под конец, когда время просто уже наступало на пятки, мы чётко разделили территорию фотографирования: я фотографирую всё подряд на одной стороне, Надя – на другой стороне. Ну а поначалу мы даже рассматривали кое-какие экспонаты и надписи под ними читали. Описать кратко музей невозможно, да пожалуй, и не нужно – для этого есть путеводители. Описать его детально тем более невозможно. Здесь собраны все главные произведения искусства и предметы быта Древней Греции классического и доклассического периодов, кроме тех артефактов, которые были вывезены или проданы в другие знаменитые музеи мира. Помимо того, здесь имеются экспонаты, принадлежащие и другим культурам, например древнеегипесткой.
Останавливаться на каждом предмете и даже на каждом зале не имеет смысла. Только выразить своё впечатление – хочется побывать там ещё раз! Одни сплошные восторженные междометия!
Время мчится неумолимо – мы понимаем, что невозможно объять необъятное (но так хочется!!!), что нужно уходить, что промедление грозит очень серьёзными неприятностями, и всё же не можем оторваться, и фотографируем, фотографируем… В конце концов не выдерживает техника: объём памяти телефонов перегружен, а батареи, наоборот, стремятся к полной разрядке. И тут мы теряемся в залах. Я звоню Наде, но она не берёт трубку. Если сейчас разрядится батарея… а времени на поиски друг друга наобум в многочисленных залах нет… К счастью, мы пересекаемся и мчимся на выход. Галопом по улицам Афин - и мы в гостинице. Надя удивлена, как это я без GPS так быстро сориентировался и безошибочно проложил путь. Я сам удивлён: память и интуиция меня вели – некогда морочиться с GPS.
Вообще-то в отеле нас попросили освободить номер до одиннадцати часов утра, но мы попросили всё-таки разрешить нам до двенадцати задержать вещи в номере. В 11.45 на месте: телефоны на зарядку, туалет, переодеваемся, доукомплектовываем вещи и вперёд. Выход ровно в 12.00 – прямо как курьерский поезд.
В Афинах есть очень удобный маршрут до аэропорта – на метро. Стоит это удовольствие десять евро. На автобусе можно доехать и за шесть, и за семь евро, в зависимости от места отправления. Те туристы с Запорожья, которых мы встретили возле площади Синтагмы, говорили нам, что они приобрели билеты на автобус за семь евро, у него остановка как раз в районе этой площади. Но мы решили не экономить – нам на метро удобнее, потому что оно рядом с гостиницей. Вышел, нырнул в подземку, сел и прямиком… Это по карте прямиком, а на самом деле… Мы были уверены, что афинский метрополитен больше не преподнесёт нам сюрпризов, но мы ошибались – квест за 1,4 €, а теперь уже за десять евро, продолжается. Можно, конечно, было проехать до аэропорта и за 1,4 евро – контроля не было, но зачем мелочиться, особенно когда спешишь и тем более, что мелочность вообще не присуща нашим натурам.
Итак, мы удобно уселись, расслабились, и даже чуть-чуть дремали… Где-то через полчасика… И вот состав останавливается, все пассажиры дружно выходят, свет в вагоне гаснет… Что такое? Приехали? Это аэропорт? Нет! Да мы и сами видим, что нет. Просто конечная станция синей линии афинского метрополитена. Но по карте конечной станцией этой линии должен быть аэропорт. Ещё раз смотрим схему метро: так точно, вот конечная станция, а дальше другим цветом продлевается линия до аэропорта. Надо делать пересадку. Ориентируемся на молодого человека с большим чемоданом – наверняка он тоже в аэропорт. Спрашиваем у него – всё верно, он говорит, чтобы мы следовали за ним. Выходим на открытый перрон: справа линия, слева линия и никаких заметных указателей. Спрашиваем у парня. Он весело машет рукой: а какой первый поезд подойдёт, на тот и садиться надо, главное чтобы на нём было написано: аэропорт. Мне это совершенно не нравится, потому что противоречит элементарному здравому смыслу: не могут две линии по обе стороны перрона быть однонаправлены – одна должна вести в сторону икс, а другая – в диаметрально противоположную сторону игрек. Осматриваемся, наконец находим неказистый указатель со словом «аэропорт». Я показываю парню. Он смущается. Спрашивает у какой-то женщины. Та не знает. Потом спрашивает у мужчины. Тот показывает на линию согласно с указателем. На перрон выходят другие пассажиры, тоже не ориентируются, спрашивают. В конце концов все твёрдо уверены, что поезд в аэропорт пребывает на ту линию, где соответственно и табличка. В который раз мы удивлены. Надя спрашивает у парня с большим чемоданом (видимо он сам первый раз едет в аэропорт на метро), почему нельзя разместить нормальную, хорошо читаемую, понятную и удобную для всех информацию. На что он отвечает просто: «Что вы хотите? Вы же в Греции».
Через четверть часа пребывает поезд и ещё минут через двадцать мы уже в аэропорту. На этом приключения заканчиваются, как и само путешествие по Греции. Остаётся только путь домой. И как бы не хотелось расставаться с прекрасной Элладой, дорога домой тоже очень приятна. Как сказал великий норвежский путешественник Фритьоф Нансен, радость путешествия в возвращении… чтобы ощутить радость нового путешествия…
Свидетельство о публикации №222091701249