2. Бронзовый век на территории Рязанского края

1. ВТОРЖЕНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. Памятники эпохи бронзового века (2 тыс. до н.э.) на территории Рязанской области сосредоточены главным образом в долине реки Оки, на реках Мокше и Цне, а также в озерной Мещере. Это поселения, грунтовые и курганные могильники, располагающиеся чаще всего в тех же геоморфологических условиях, что и неолитические стоянки, нередко на местах более ранних поселений, а также на более высоких террасах, иногда – на краевых участках коренного берега.

Эпоха раннего бронзового века (первая полов. 2 тыс. до н.э.) на территории Рязанской области изучена недостаточно. Имеющиеся данные свидетельствуют тем не менее о том, что в это время в жизни населения Рязанского края произошли значительные изменения. С юго-запада, из района Днепра и Десны, на земли Рязанской области проникают племена фатьяновской культуры, называемые так по месту первых типовых находок у села Фатьяново близ Ярославля. Эти пришельцы стояли на гораздо более высокой ступени общественного развития, чем местные охотники и рыболовы, продолжавшие жить в условиях каменного века. Хозяйство фатьяновцев носило уже производящий характер: они знали металлургию меди и бронзы (сплав меди и олова), занимались скотоводством, было им известно и примитивное мотыжное земледелие. По антропологическим данным они также сильно отличались от местных жителей, будучи типичными европеоидами, а большое сходство их культуры с культурой днепровско-деснинской группы племен позволяет сделать вывод, что они принадлежали к индоевропейской общности племен.

Каменные орудия труда фатьяновских племен поражают совершенством изготовления. Их полированные и просверленные каменные боевые топоры, обычно называемые ладьевидными, представляли лучшие образцы такого рода оружия. Из камня изготавливались также шлифованные каменные топоры-молоты, долота, резцы, наконечники стрел. Из меди и бронзы фатьяновские литейщики производили высококачественные топоры-кельты, наконечники копий, кинжалы, ножи и украшения (браслеты, височные кольца, перстни, бусы), широко распространявшиеся путем обмена вплоть до Енисея на востоке и Дуная на юге. В свою очередь, в Волго-Окский регион, где расселялись фатьяновцы, поступали предметы из Центральной Европы и даже из Китая.

Как отмечалось выше, ведущую роль в хозяйстве фатьяновских племен играло скотоводство: они разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней. Подсобную роль играли охота, рыболовство и подсечно-огневое мотыжное земледелие (ячмень, пшеница). На охоте и в домашнем хозяйстве использовались собаки. Фатьяновцам были известны 2-хколесные повозки, а находки глиняных ложек позволяет сделать вывод, что они использовали отварную пищу. Глиняная посуда фатьяновцев делалась шаровидной формы и украшалась отпечатками шнура и геометрическими узорами в виде солярных знаков, елочек и зигзагов. Для изготовления одежды, помимо шкур убитых животных, использовались шерстяные и льняные ткани.

Своих умерших фатьяновцы погребали в прямоугольных ямах с настилом из досок или бересты в скорченном положении на боку. Тело покойника оборачивалось шкурами или берестой, часто присыпалось красной охрой, а сверху устраивалось легкое деревянное перекрытие. В могилу помещался весь необходимый для жизни инвентарь: сосуды с пищей, рабочие и боевые каменные, а иногда бронзовые, топоры, ножи, кремневые наконечники стрел, украшения. При этом могилы старешин выделяются размерами и богатством инвентаря.

На территории совр. Касимовского, Клепиковского, Рязанского, Сасовского, Спасского, Шацкого и Шиловского районов Рязанской области зафиксировано более 40 случайных находок каменных боевых и рабочих топоров, характерных для фатьяновской культуры. Керамика, соответствующая фатьяновской культуре, найдена на Алекановской дюне, на поселении Канищево 3 (Логинов хутор) в Рязанском районе и ряде других памятников. На поселениях Шагара 1 и Шагара 5 у деревни Барское Клепиковского района также выделен значительный комплекс фатьяновской керамики эпохи бронзового века. Это сосуды с маленькими плоскими днищами, сильно выпуклыми стенками, прямым или отогнутым наружу венчиком, орнаментированные в верхней части пальцевыми защипами, так называемыми вафельными отпечатками, треугольниками и ромбами, выполненными мелкозубчатым штампом, оттисками шнура, прочерненными линиями. Там же исследован грунтовый могильник Шагара 1, часть погребений которого сопровождалась описанными выше сосудами, а также бронзовыми украшениями.

К моменту проникновения фатьяновских племен в Волго-Окский регион здесь жили неолитические племена волосовской и рязанской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами, а затем были вынуждены тратить значительные силы на защиту принадлежащих им территорий и стад. Известны погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, а также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тупым предметом (боевыми топорами). Вооруженные столкновения с местными жителями были причиной того, что фатьяновцы селились в укрепленных рвами и валами поселениях по берегам рек.

И все же уже через несколько столетий племена фатьяновской культуры были ассимилированы местным населением, а в середине 2 тыс. до н.э. на основе синтеза фатьяновской культуры с культурой племен лесостепей и южной части лесов России складывается абашевская культура, получившая название по находкам у села Абашево в Чувашии. Рязанский край являлся ее периферией, самым западным регионом распространения (поселения у сел Пертово Чучковского района, Мыс Доброй Надежды Сасовского района и др.; курганный могильник у села Земское Касимовского района). В отличие от фатьяновцев, в жизни абашевских племен наряду со скотоводством большое значение имело и мотыжное земледелие на пойменных землях. Для военных нужд и как средство передвижения использовалась лошадь, абашевцам была известна колесница. Их керамика колоколовидной формы с орнаментом из геометрических узоров. Над могилами своих умерших абашевские племена насыпали невысокие (до 1,2 м) курганы.

Одновременно с распространением абашевской культуры во второй полов. 2 тыс. до н.э. в бассейн средней Оки продвигается с юга, из степей Подонья, вторая волна индоевропейских переселенцев, носителей так называемой поздняковской культуры (по находкам у села Поздняково близ Касимова). В хозяйстве поздняковцев развитое скотоводство сочеталось с ручным (мотыжным) земледелием, а также охотой и рыболовством, которые продолжали играть существенную роль. На поздняковских памятниках, так же как и на фатьяновских, встречаются медные и бронзовые изделия – топоры-кельты, ножи, наконечники копий, шилья, височные кольца, бляхи, браслеты и другие украшения. Сохранялась и высокая техника обработки камня, из которого поздняковские племена изготовляли еще большую часть своих орудий. Для поздняковской культуры характерны плоскодонные сосуды баночной или горшковидной формы, на раннем этапе иногда острореберные, с орнаментацией главным образом в верхней части. Наиболее распространенные орнаментальные мотивы – горизонтальные зоны и ряды, зигзаги, бахрома, ромбы, меандры, выполненные оттисками зубчатого и других штампов, ямчатыми вдавлениями, веревочными отпечатками, так называемыми «жемчужинами» (выпуклины, образованные вдавлением палочки с внутренней стороны сосуда до обжига). Наиболее пышная орнаментация наблюдается на ранних памятниках поздняковской культуры. К концу периода ее существования сосуды имеют лишь узкую орнаментальную полоску под горлом.

В Рязанской области памятники поздняковской культуры наиболее многочисленны из древностей бронзового века. К их числу относятся, например, поселения Подборновское и Ибердус 3 в Касимовском районе, Дубровичи 1, Канищево 2 (Фефелов Бор) и 3 (Логинов хутор) в Рязанском районе, Нармус 1 и Черная Гора в Клепиковском районе. Уникальные по богатству находок остатки погребений поздняковцев находятся в долине реки Оки: курганный могильник Засечье 1 в Спасском районе, грунтовые могильники Фефелов Бор в Рязанском районе, Владычино 1 и Черная гора в Клепиковском районе.

По особенностям захоронений умерших в курганах, характерной плоскодонной керамике баночной формы и инвентарю поздняковские племена очень близки скотоводческо-земледельческим племенам срубной культуры южнорусских степей, что доказывает их индоевропейское происхождение. Но так же как и более ранние фатьяновские племена, поздняковцы без следа растворились в местном финно-угорском субстрате, воспринявшем от них передовые способы жизни и хозяйствования.

На поздних памятниках поздняковской культуры (конец 2 – начало 1 тыс. до н.э.) появляется своеобразная круглодонная и плоскодонная посуда с отпечатками ткани или сетки на внешней поверхности (сетчатая или текстильная керамика), иногда с орнаментацией из мелких ямочных вдавлений под горлом. Ее появление объясняют контактами поздняковских племен с носителями еще одной культуры – ранней сетчатой керамики, сформировавшейся, по-видимому, на обширной территории Верхнего Поволжья. Вопрос о характерных чертах этой культуры еще недостаточно разработан. Важно отметить, что ее носителей многие исследователи связывают с предками финно-угорских народов Поволжья. Ранняя сетчатая керамика встречается практически по всей территории северной части Рязанской области. Более или менее «чистые» комплексы такой керамики известны, например, на поселениях Канищево 1 в Рязанском районе Городец 1, Ижевское 1 – 7 в Спасском районе.

На территории Рязанской области известны памятники и других археологических культур позднего бронзового века. На уже упоминаемом поселении Канищево 2 (Фефелов Бор) в значительном количестве найдена кермаика балановской культуры. В долинах рек Мокша и Цна, а также близ поселка Шилово на Оке разведками на ряде поселений выделена керамика так называемого примокшанского типа с характерным «вафельным» орнаментом.


Рецензии