Автомобиль Победа в моей памяти

      Все свои детские, юношеские и взрослые годы я интересовался легковыми автомобилями.
      Великое счастье я испытал, когда в феврале 1960 года мой отец купил подержанный автомобиль М-20 “Победа”.
      Вообще в те годы иметь собственный автомобиль было очень престижно. В автомагазинах за новыми автомобилями стояли многолетние очереди. Периодически в таких очередях нужно было отмечаться. Иначе тебя из очереди вычеркнут.         
      В Москве автомагазин по продаже новых легковых автомобилей, открывшийся в 1948 г., находился на углу Бакунинской улицы и Спартаковского переулка, позже переехав в новое здание недалеко от Южного порта.
      Летом 1962 г. на Спартаковской площади отмечались очередники на новую модель "Москвич-408". Среди них я заметил артиста М.Ульянова (тогда он ещё не был народным).
      В начале 1960 года для продажи населению серийно выпускались легковые автомобили “Москвич-407” и ГАЗ-21 “Волга”. В ноябре 1960 г. стал выпускаться и поступать в продажу автомобиль ЗАЗ-965 “Запорожец”.  Цены автомобилей тогда были такие: “Запорожец” – 18000 руб., “Москвич” – 25000 руб. “Волга” – 40000 руб.
      Автомобиль “Победа” 3-й производственной серии (выпуска 1955-1958 гг.) с новой облицовкой радиатора, немного увеличенной мощностью двигателя за счёт нового карбюратора, радиоприёмником с антенной и новым рулевым колесом стоил 20000 руб.
      Некоторые запчасти к автомобилям “Победа” и “Волга” продавались в том же автомагазине на Бакунинской ул. Запчасти к автомобилям “Москвич” продавались в специализированном магазине недалеко от станции метро “Студенческая”.
      Продавались также подержанные автомобили, в большинстве своем списанные из таксомоторных парков и госучреждений. Но продавались они не через автомагазины, а через профсоюзные комитеты предприятий и организаций, так как автомобильных комиссионок тогда ещё не было.
      Подержанные автомобили от индивидуальных владельцев можно было купить довольно редко, так как владельцы ездили на них до тех пор, пока автомобиль не приходил в полную негодность. Это было связано как с трудностью покупки нового автомобиля, так и проблемой с запчастями и вообще с техобслуживанием и ремонтом индивидуальных автомобилей. Особенно трудно было с приобретением новых шин (“Победа” имела размер шин 600-16).
      Как, где и по какой цене отец приобрёл подержанный автомобиль, я не помню. Купленную “Победу” он устроил на первое время в пустующем гараже своего знакомого, проживавшего недалеко от метро “Автозаводская”. Когда я с отцом приехал посмотреть купленную машину, то сев на водительское место, просидел там часа два, нажимая на педали, трогая разные рукоятки, крутя руль и бурно фантазируя при  этом.      
      Отец, будучи человеком очень общительным, вскоре  познакомился с опытным водителем и автомехаником Леонидом Тимониным. Через несколько дней отец зарегистрировал машину, получил на неё технический паспорт и номерной знак 60-76 МОА.
      Так как водительских прав у отца ещё не было, то он обучался вождению под руководством Леонида.
       Водительские права для индивидуальных владельцев в Москве тогда можно было получить в единственном отделении ОРУД-ГАИ, находившемся в Подкопаевском переулке. Там отец и получил свои права.
       В этом же отделении и я пытался получить права, когда мне исполнилось 18 лет. Если Правила уличного движения я сдал с первого раза, то на вождении инспектора меня постоянно “заваливали”, иногда провокационными методами. Права я получил только через несколько лет, на 4-м курсе института по линии военной кафедры, когда машины у нас уже не было.
       Впервые я сел за руль отцовской машины и попытался на ней проехать в июне 1960 г. на поляне возле Пестовского водохранилища. Испытал страшное волнение, когда отец посадил меня на водительское место и я коснулся рукой дрожащего рычага переключения передач. Я сделал круг по поляне, при этом автомобиль двигался рывками. Это были первые метры моего самостоятельного вождения автомобиля.
       Позже, когда я уже уверенно освоился с вождением, отец иногда передавал мне управление автомашиной, когда мы выезжали за пределы Москвы. На заднем окне машины был укреплён треугольный знак с буквой У (учебный).
       Каждый год, как правило в апреле, отец представлял машину в отделение ГАИ для техосмотра. Тогда же проводились ежегодные собрания автолюбителей, которые организовывали районные отделения ГАИ. Я вместе с отцом посещал эти собрания.
       Для “Победы” использовался бензин А-66. Он стоил на бензоколонках довольно дёшево. Но иногда, при поездках по загородным дорогам отец покупал бензин у водителей самосвалов ЗиЛ-164, которые использовали этот же бензин. Для этого в багажнике нашей машины всегда были канистра и резиновый шланг.
       Автомобильные смазочные материалы были тогда невысокого качества. Для смазки двигателей использовалось масло Автол, для коробок передач и задних мостов – Нигрол, а для различных шарниров – густой смазочный материал Тавот.
       Отец часто ездил на машине на работу, но только в тёплое время года (с апреля по ноябрь). На зиму мы оставляли машину на дачном участке наших родственников, проведя необходимую консервацию.
        В жаркие летние выходные мы иногда ездили купаться на какую-нибудь реку или озеро. Осенью вместе с ближайшими родственниками -  за грибами в различные районы Московской области.
        Один раз во время своего отпуска отец вместе со свояком и моим двоюродным братом поехали на машине на Чёрное море, в пос. Архипо-Осиповка Краснодарского края. Я не поехал с ними, так как в то лето готовился к поступлению в институт.
        На протяжении нескольких лет эксплуатации машину неоднократно перекрашивали. Для защиты от коррозии днище кузова покрывали суриком. Будучи изрядно подержанной, машина довольно часто требовала ремонта.
        В качестве противоугонного средства отец, приехав на стоянку, вынимал из двигателя ротор прерывателя-распределителя системы зажигания.      
        В моём классе автомобиль был только в моей семье и в семье Вики Тартаковской. У её отца, учителя нашей школы, был “Москвич-401”.
        Отец продал машину в октябре 1965 года. Купил машину через оформление доверенности солдат-литовец Казимир Молдутис, заканчивавший службу в автобазе штаба Московского округа ПВО в Уланском переулке. Естественно, эту покупку он сделал не за своё скромное денежное довольствие, а деньги на машину ему прислал его отец. На купленной у нас “Победе” Казимир после демобилизации уехал к себе домой в Литву.
        Через несколько лет, после окончания срока доверенности Казимир приехал в Москву, они с отцом сдали номерной знак машины и техпаспорт в отделение ГАИ и оформили перерегистрацию машины на имя Казимира. Затем отметили это событие распитием у нас дома бутылки литовского бальзама, которую привёз с собой Казимир.          


Рецензии